2025-12-02T12:43:59+10:00 2025-12-02T12:43:59+10:00

В магазинах некому работать. Возрастные продавцы не могут, а молодежь не хочет

фото: GigaChat |  В магазинах некому работать. Возрастные продавцы не могут, а молодежь не хочет
фото: GigaChat

Фраза «В магазинах просто некому работать!» стала рефреном в современном российском ретейле. За ней скрывается целый клубок проблем: высокая текучка кадров, низкая компетенция сотрудников, постоянные претензии к уровню заработной платы. Как сфера, которая всегда была доступна для трудоустройства, вдруг оказалась на грани кадрового коллапса?

Дефицит «продажников»

Раньше считалось, что торговля – одна из самых стабильных и защищенных от кадровых проблем отраслей, но в последние годы нехватка квалифицированных кадров превращается в катастрофу.

По данным пресс-службы HeadHunter, продавцы-консультанты и продавцы-кассиры сегодня входят в пятерку наиболее востребованных специалистов на рынке труда, при этом они остаются в числе дефицитных. В Приморском крае на одну вакансию продавца приходится 1,7 резюме потенциальных кандидатов, также значительно ниже нормальных значений (4,0–7,9 резюме на вакансию).

Наибольший спрос на продавцов в Дальневосточном ФО зафиксирован в Приморском крае (27% от всех вакансий продавцов в округе), далее идут Хабаровский край (25%), Забайкальский край (9%), Амурская область (9%), Сахалинская область (8%), Якутия (8%), Бурятия (8%), Камчатский край (3%), Магаданская область (2%), Еврейская АО (1%) и Чукотский АО (0,13%).

По словам ретейлеров, вакансий на рынке труда много, и соискателей тоже немало, но зачастую ожидания работодателей не оправдываются.

Ольга Евтушенко, индивидуальный предприниматель, создатель бренда «ЛЮДИ В ХУДИ» во Владивостоке: «Дело не в том, что нет желающих – когда размещаешь объявление о вакансии, отклик бывает неплохой, а в том, что при подробном рассмотрении кандидатов становится ясно – выбрать особо не из кого».

Анастасия Нарольская, генеральный директор ООО «ВЛ ТРАСТ»: «В отличие от массового сегмента крупных торговых сетей в ретейле среднего и премиум-класса ключевую роль играет клиентоориентированность и умение выстраивать доверительные отношения с покупателями. Однако именно в этом направлении возникают трудности. В торговле уровень заработка во многом зависит от умения продавать, а для русского менталитета само понятие «продажа» – на грани отторжения».

Татьяна Тулапина, управляющая компании ООО «АРТ-ПАК ДВ», президент Международного женского клуба «Авангард»: «Вопрос дефицита кадров вообще никак не решается. Возрастные продавцы готовы работать, но не могут, а молодежь – могла бы, но не хочет».

Тулапина поясняет, что работодатели все реже готовы брать на работу сотрудников старшего возраста 55+. С одной стороны, возрастные продавцы – это надежные и опытные работники, обладающие выносливостью и умением справляться с рабочими нагрузками. С другой – многие из них не успевают за современными технологиями и новыми требованиями, связанными с использованием компьютеров и цифровых инструментов. Кроме того, торговля требует высокой активности и физической выносливости. «Продавцы должны быстро перемещаться, наклоняться, работать в разных условиях, а если возникают проблемы со здоровьем, это может негативно сказаться на работе всей команды. Поэтому многие работодатели считают, что возрастной ценз в торговле необходим, а сотрудников, достигших предпенсионного возраста, часто сокращают, полагая, что они не соответствуют современным стандартам и требованиям бизнеса», – отмечает Татьяна Тулапина.

Что касается молодых людей, здесь все сложно. «Дисциплина и субординация у молодых специалистов оставляют желать лучшего, а в вузах их учат, что все работодатели должны ценить их уже только за диплом», – говорит Тулапина.

Есть еще одна востребованная категория в торговле – женщины возраста 35–45 лет. «Это действительно трудолюбивые и стойкие специалисты, которые обладают большим опытом и потенциалом. В этот период жизни они способны на многое, но при этом для них важна достойная заработная плата, которая позволяет удовлетворять разные потребности», – поясняет Татьяна Тулапина.

«Лично я принципиально работаю только с сотрудниками старше 45 лет. Для таких людей особенно важны официальное трудоустройство и социальные гарантии, которые предоставляет наше предприятие», – говорит Анастасия Нарольская.

Ольга Евтушенко: «Стараемся привлекать сотрудников в возрасте 30+, так как они обычно не разбалованы технологиями и умеют быстро адаптироваться к меняющейся среде, а также грамотно понимать поставленные задачи. Чаще всего это приезжие люди, которые прошли непростой путь, не имея поддержки богатых родителей, и приехали сюда, чтобы честно зарабатывать и работать. Именно при наличии такой готовности мы начинаем их обучать».

Действительно, люди среднего возраста – либо обучаемые, либо состоявшиеся профессионалы. По-настоящему ценные кадры – востребованы на рынке труда. Однако стоит отметить, что женщины этого возраста обычно стремятся не просто выполнять рутинные задачи, а занимать руководящие позиции или должности менеджеров, что естественно, учитывая их опыт и стремления. И не согласятся на низкооплачиваемую работу – им важен уровень, соответствующий их квалификации и опыту».

Неоднородная ситуация

При этом рынок труда в Приморском крае демонстрирует уверенный рост зарплат для продавцов. По данным пресс-службы HeadHunter, медианная зарплата, указанная работодателями в вакансиях этого года, достигла 60 200 руб. Это на 5% больше, чем в прошлом году. А за последние пять лет (с 2020 г.) предлагаемые зарплаты для продавцов практически удвоились, показав рост в 79%.

Однако ожидания соискателей не всегда совпадают с реальностью. Ольга Евтушенко отмечает, что их продавцы-консультанты часто зарабатывают больше, чем SMM-специалисты или товароведы. В несезон их доход за 15 рабочих дней составляет от 60 тыс. руб., а в пик сезона может достигать 100 тыс. Для сравнения: SMM-специалист за полный месяц получает около 50 тыс. руб. «К нам часто приходят молодые люди, которые не готовы учиться и развиваться, но сразу ожидают высокую зарплату», – сетует она.

Анастасия Нарольская добавляет: «Конечно, мы понимаем, что с ростом цен должна расти и зарплата. Однако порой сотрудники возлагают на руководство слишком большую ответственность за свой доход. Хотя в торговле ключевой момент – уметь продавать и получать процент с продаж».

Тая Пархоменко, владелица небольшого магазина косметики в поселке Фокино, описывает свою систему оплаты учебы: стажер получает 1500 руб. в день, а после обучения – 2000 руб., плюс ежемесячная премия в 5000 руб. «Несмотря на это, сотрудников катастрофически не хватает. Особенно часто не хочет работать и учиться молодежь, многие приходят с ожиданием сразу высокой зарплаты в «сто тысяч рублей», но при этом не готовы вкладывать усилия в продвижение товара или выполнение обязанностей», – говорит она.

Пархоменко также отмечает, что безответственное отношение встречается в разных возрастных группах, а процветающее воровство усложняет поиск надежных сотрудников. «По внешнему виду или резюме нельзя понять, насколько человек готов честно и ответственно работать», – заключает она.

Елена Новгородова, директор МКУ «Центр развития предпринимательства», характеризует ситуацию как «достаточно неоднородную». «У топ-менеджеров действительно хорошие доходы, что вполне закономерно, учитывая их уровень ответственности. Однако у сотрудников низшего звена, особенно в супермаркетах, зарплаты остаются очень низкими», – поясняет она.

Утекают и перетекают

Текучка кадров – это еще одна глобальная проблема магазинов. «И связана она прежде всего с уровнем оплаты: многие сотрудники убеждены, что их труд недооценен», – считает Анастасия Нарольская.

При этом о финансовых издержках руководителей сотрудники не задумываются. «Сегодня приходится серьезно вкладываться в развитие своих продавцов. Это может быть как ежегодное повышение квалификации, так и краткосрочные курсы с привлечением тренеров, которые помогают проработать проблемные моменты в работе. Важно отметить, что все эти образовательные программы сотрудники получают бесплатно, за счет работодателя, который несет дополнительные расходы. К сожалению, не все это осознают и ценят», – объясняет Анастасия Нарольская.

«Лично мы уже год продавца не можем найти, приходится самой стоять за прилавком, – сокрушается Татьяна Тулапина. – После стажировки каждый второй уходит, говоря, что работа не подходит. Те, кто остается, требуют постоянного обучения, но даже тогда случаются жизненные обстоятельства – беременность, болезнь, переезд – и сотрудник уходит без отработки, что усиливает текучку кадров. В итоге продавцы постоянно переходят с одного предприятия на другое в поисках более высоких зарплат, и предпринимателям приходится искать новые пути для удержания и мотивации персонала».

Особенно сложно, когда один продавец выполняет множество функций одновременно.

Ольга Евтушенко: «Мы – представители малого бизнеса и, в отличие от крупных компаний, не можем себе позволить нанимать специалистов с узкой специализацией. В наших магазинах продавец-консультант – это не просто сотрудник, который ходит по залу или сканирует товары на кассе. Это человек с комплексом функций: он активно общается с покупателем, выявляет его потребности и помогает подобрать оптимальный товар. Работа на кассе тоже включает в себя знание компьютера и навыки проведения продажи, а также умение быстро реагировать на непредвиденные ситуации, например, сбои интернета, терминала оплаты или отключение электричества. Такой высокий уровень специализации требует особых навыков, что и усложняет поиск подходящих сотрудников».

По мнению Елены Новгородовой, текучка продавцов в ретейле сегодня связана с несколькими ключевыми факторами.

«В первую очередь, она усилилась после ужесточения миграционных правил в России, что значительно сократило приток иностранных работников. Кроме того, многие люди ушли служить в рамках специальной военной операции, что также усугубило кадровый дефицит. Внутренняя миграция тоже играет негативную роль: активная часть населения уезжает из Приморья в поисках лучших возможностей и условий жизни. Кроме того, когда началась пандемия, многие перешли на удаленную работу. Люди ощутили преимущества этого формата и после окончания пандемии не спешат возвращаться к привычному режиму «от звонка до звонка» в офисе. Вышеперечисленные факторы привели к тому, что сегодня нехватка кадров ощущается не только в ретейле, но и во многих других отраслях, как в сфере физического, так и умственного труда», – рассказала Новгородова.

Сложный процесс

Дополнительные трудности для ретейла создаются отсутствием удобных ресурсов для поиска сотрудников.

Татьяна Тулапина: «Раньше у нас была отличная площадка – газета «Дальпресс». Как только мы публиковали объявление, буквально через несколько часов начинался настоящий шквал звонков и сообщений. Люди активно интересовались вакансией, задавали вопросы, и мы могли пригласить на собеседование по 5–10 человек в день. Благодаря большому потоку кандидатов мы легко выбирали подходящих сотрудников. Однако после введения нового правила, запрещающего указывать в объявлениях возраст, пол и национальность, ситуация резко изменилась. Объявления стали менее эффективными: звонки стали поступать от абсолютно разных людей, часто не соответствующих требованиям, и нам приходилось тщательно отсеивать неподходящих кандидатов. Из 20 звонков примерно 5 были релевантными, с ними мы уже встречались и выбирали. Позже газету «Дальпресс» закрыли, и это стало большой ошибкой, ведь лучшей площадки для поиска работников у нас не было и нет.

Теперь большинство работодателей перешли на интернет-площадки, где форма подачи объявлений едина и стандартизирована. Отбор кандидатов фактически перешел в денежную плоскость: те работодатели, кто может себе позволить размещение на первых страницах или закрепить объявление, получают больше шансов быть замеченными. При этом большинство соискателей редко просматривают дальше пятой страницы, поэтому если ваше объявление опускается вниз, шансы на отклик резко снижаются. Кроме того, даже если вы закрепили объявление, нет гарантии, что подходящие кандидаты увидят его именно в нужный момент – возможно, в этот день они были заняты или отсутствовали. Все это приводит к потере времени и денег, что делает процесс поиска сотрудников еще более сложным».

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram и MAX