2025-12-23T10:25:37+10:00 2025-12-23T10:25:37+10:00

Цифровой облом. Как бизнес лавирует между WhatsApp*, Telegram и MAX

фото: Шедеврум |  Цифровой облом. Как бизнес лавирует между WhatsApp*, Telegram и MAX
фото: Шедеврум

Как по мере укрепления советской власти обострялась классовая борьба, так и с ожесточением геополитического противостояния давление на иностранные мессенджеры только усиливается. Некоторые из иноземных инструментов уже постигла печальная судьба, в то время как скелеты WhatsApp и Telegram под нажимом тяжелых лап хрустнули еще не до конца, а пока только слегка треснули, утратив некоторые функции. Но черная метка уже послана. Деловой еженедельник «Конкурент» спросил бизнес, как ему работается в условиях, когда наработанные каналы продвижения продукции ограничиваются, а сам мобильный интернет все чаще глохнет.

Между WhatsApp, Telegram и MAX

Проблемы в работе WhatsApp и Telegram начались еще в августе. Тогда Роскомнадзор заблокировал звонки во всех иностранных мессенджерах из-за того, что они используются для обмана и вовлечения граждан в террористическую деятельность. В декабре, однако, появился другой повод – утечка дипломатических переговоров – работа платформ стала сбоить по-настоящему. Есть опасения, что связь с ними прервется навсегда. Что делать?

Анастасия Нарольская, генеральный директор ООО «ВЛ ТРАСТ»: «Переход на альтернативные площадки всегда сопряжен с принципом «начинай все сначала». Мы пока к такому не готовы и продолжаем использовать для коммуникации WhatsApp и Telegram. Но стало намного сложнее, а зачастую просто невозможно работать. Особенно с рассылками по клиентам. Сообщения часто не грузятся, не доходят до пользователей, есть сложности с информированием и обратной связью. Переходить в ВК для многих приморских предпринимателей просто нецелесообразно, так как основная целевая аудитория этой площадки – жители центральной России».

Антонина Борисюк, коммерческий директор ДВ Центра высшего водительского мастерства «Лига-М»: «Как патриот своей страны, я прекрасно понимаю, почему блокируются мессенджеры. Тем более MАХ так и не довели пока до ума. Особенно важно туда добавить возможность создавать каналы, ведь для предпринимателей это рабочая необходимость. Например, у нас есть целые группы выпускников и клиентская база, которые сейчас общаются именно в WhatsApp. Из-за отсутствия таких опций в МАХ многие просто не могут получить наши анонсы, что, конечно, неудобно и мешает эффективной коммуникации».

Алексей Аленин, IT-специалист: «К сожалению, отечественные мессенджеры пока не могут предоставить необходимый функционал. Возьмем, к примеру, МАХ. На фоне блокировок TG и WA неплохая альтернатива, чтобы позвонить бабушке в другой город или переслать файл знакомой. Но для бизнеса совершенно непригодная вещь! Нет возможности настроить уведомления в групповом чате, нет возможности сделать опрос, голосование или мероприятие – хоть что-то, что позволит составить список учеников, которые придут на тренировку (я не только айтишник, но и тренер, веду группы в мессенджерах), а от этого у меня зависит ежемесячная скидка. Нет возможности дать короткую ссылку на мой контакт в МАХ. Нет статусов, с помощью которых я напоминаю о себе потенциальным клиентам и рассказываю об акциях и прочих интересных моментах.

Для меня, как для айтишника, важен еще момент, чтобы можно было автоматизировать рутинные задачи. Автоответ на первое сообщение, прислать информацию по запросу, автоматически заблокировать спамящего участника. Это все делается с помощью ботов в группах, и такой функционал доступен в «Телеграм». В «Яндексе» это дорого, а в МАХ полностью отсутствует как класс. В общем, если мессенджеры заблокируют окончательно, бизнес останется без адекватных средств коммуникации с клиентами, что очень печально».

Проблемы с интернетом

Россия страдает от периодических отключений мобильного интернета с весны текущего года. Но многие виды бизнеса завязаны на мобильный интернет, и для них это критичная проблема. Так, из-за сбоев в работе Сети пострадали компании, чья работа напрямую зависит от геолокации и моментального обмена данными. Это службы доставки, такси и курьерские платформы, а также небольшие магазины и кафе, в которых нет WI-Fi. Но, кажется, к этому уже мы все начали привыкать.

Борис Хван, предприниматель, основатель мастерской «Реставратор»: «Когда ограничивают мобильный интернет, бизнес теряет связь с клиентами, люди не могут купить товар или получить услугу, страдают все стороны – и клиенты, и бизнес, и рынок в целом. Однако мы живем в текущих реалиях и понимаем, что такие меры принимаются ради безопасности, а не просто так. Поэтому нам приходится адаптироваться и работать с тем, что есть».

Мария Скворцова, бизнес-коуч, директор компании «Масс-Просто»: «Ограничения неудобны, особенно когда привык быть на связи 24/7. Но каждому должно быть известно, что делается это в целях общей безопасности, и, если честно, я не считаю их трагедией, так как сама выросла в эпоху восьмидесятых и девяностых, когда мобильной связи вообще не было, но как-то же мы справлялись!

Считаю, что, если человеку действительно нужно найти другого, будь то для поздравления, важного разговора или передачи информации, он всегда найдет способ, как это сделать. Более того, живое общение и встреча передают гораздо больше эмоций, чем любое сообщение. В конце концов, технологии – лишь инструмент, а настоящая связь между людьми гораздо глубже».

Регулировка рекламы

Но к чему бизнес пока не привыкнет, так это к вступившему 1 сентября законодательству, которое кардинально изменило ландшафт цифровой рекламы и маркетинга. Речь идет о полном запрете на рекламу VPN-сервисов, а также о запрете на продвижение любых продуктов и услуг в социальных сетях, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации. Это не считая того, что с 2023 г. любую рекламу в мессенджерах нужно еще и маркировать.

Мария Мокеева, директор ООО «Ракета», автор проекта «Лицо кота»: «Регулирование, безусловно, важно, но оно должно быть гибким и понятным, чтобы не вступать в конфликт с интересами бизнеса и самозанятых. Очень важно, чтобы государство четко и доступно доносило цель таких изменений. Внедрение новых правил должно происходить постепенно, без резких рывков, ведь просто убрать старые привычки и процессы нельзя – на их место должна прийти разумная и удобная альтернатива. Если этого не сделать, люди начнут искать обходные пути, которые могут не соответствовать желаемому результату».

Анна Гладкова, предприниматель: «Налоги за рекламу в соцсетях – это, мягко говоря, странная история. Представьте: вы только начинаете развивать свой бизнес, вкладываете деньги в продвижение своего товара, платите за рекламу, а при этом еще должны заплатить налог, даже не продав ни одного продукта! То есть вы еще не получили никакой прибыли, а уже должны государству. Это как платить за воздух! Казалось бы, вы уже оплачиваете интернет, услуги мессенджеров, сайт, а тут вдруг появляется дополнительный налог за сам факт рекламы. Это рано или поздно заставит предпринимателей отказываться от онлайн-продаж и снова переходить в офлайн-магазины.

Сейчас мы словно возвращаемся в прошлое. История ужесточения налоговой политики напоминает царские времена, когда народ буквально засыпали новыми налогами. Тогда цари жили в роскоши – ходили по золоту и мрамору, а простой народ едва сводил концы с концами. В итоге именно это разногласие и привело к революции. То же самое происходит и сейчас: дыхание всем перекрывают, богатые – богатеют, бедные – беднеют.

То есть государству не хватает денег, и бюджет пытаются пополнить за счет обычных граждан. А почему не за счет богатых-то? Причем история учит – долго так продолжаться не может. Ведь, если тянуть ресурсы только с народа, рано или поздно система даст трещину. Важно помнить уроки прошлого и искать баланс, чтобы экономика работала на всех, а не только для избранных».

Юрий Минкин, директор Арсеньевского молочного комбината: «Наше предприятие не рекламируется через социальные сети или мессенджеры. Достаточно того, что у нас есть сайт. Но, если обяжут и за размещение контента на личных сайтах налоги платить, большинство предпринимателей откажутся и от этого ресурса. Расскажу историю. В юности мне довелось работать в одном из сел Приморского края, в котором испокон веков жили переселенцы с Украины. Одна из пожилых жительниц рассказала, что раньше деревня утопала в садах, переселенцы привезли с собой редкие виды плодово-ягодных деревьев. Но в середине 30-х годов был введен налог на плодово-ягодные культуры. И за одну ночь все деревья были просто вырублены. Жители предпочли избавиться от них, чем платить налоги. Выводы делайте сами».

*принадлежит Meta, организация признана в РФ экстремистской, ее деятельность запрещена.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram и MAX