2010-09-28T13:09:20+11:00 2010-09-28T13:09:20+11:00

Ботанический сад частично уничтожен на основании приказа Минрегионразвития РФ

В конце июля строители одного из объектов саммита АТЭС-2012 срезали ограду владивостокского Ботанического сада, после чего спилили, выкорчевали и вывезли сотни реликтовых деревьев.

В результате образовалась просека, где выкопали траншею, в которую уложили бетонные короба с кабелем внутри. Пострадавшая площадь сада — около 4 тыс. м2. Объект саммита — «автомагистраль общегородского значения регулируемого движения на участке ст. Санаторная— мостовой переход через бухту Золотой Рог», т.е. так называемый гостевой маршрут, без конца полируемый местными властями. Подрядчик — «лучшая строительная компания России» ООО «Корпорация Инжтрансстрой». Сумма контракта на первом этапе — 2,3 млрд руб. Кстати, именно в районе Ботанического сада сооружается одна из развязок этого объекта, которая облегчит доступ к Дому переговоров и месту проживания большой части приморской властной элиты (ул. Восьмая, Девятая, Десятая).
16 августа директор Ботанического сада Александр Галанин уволился. Якобы в знак протеста против варварского отношения к реликтовым деревьям и бездействия правоохранительных органов. Новым директором назначен заведующий лабораторией геоботаники Биолого-почвенного института ДВО РАН Павел Крестов. Корр. «К» встретился с ним и задал несколько вопросов. Став при этом очевидцем продолжающегося варварства.
— Павел Витальевич, еще до начала работы сад был закрыт пожарными. Есть ли взаимосвязь?
— Думаю, о координированных действиях речь не идет. Но ситуация с закрытием была явно на руку строителям.
Пожарные неоднократно проводили проверки в административном здании, выносили замечания, но эти замечания в течение долгого времени по разным причинам не устранялись. Нарушения противопожарных правил действительно налицо: многие конструкции в административном здании были сделаны из горючих материалов. Пожарная инспекция после одной из проверок вынуждена была обратиться в суд, который и постановил закрыть сад.
Закрытие сада заключалось в опечатывании административного корпуса, когда туда допускались только несколько человек, поддерживающих системы жизнеобеспечения. Так что на момент вторжения в Ботаническом саду практически не было сотрудников, поэтому и вторжение так или иначе связано с тем, что мы недосмотрели. Нам нельзя было допускать на территорию строительную технику. И мы имеем на это право. Но когда спохватились, строители успели наделать много нехороших вещей.
— Официальное заявление в милицию было?
— Да. Милиция вынесла постановление об отказе в возбуждении дела по причине того, что строители имели приказ Минрегионразвития РФ о производстве любых работ для саммита до каких-либо согласований. Постановление было вынесено Океанским отделом ГУВД. Сейчас мы собираем материалы, чтобы обжаловать решение милиции в прокуратуре.
— При чем здесь Минрегионразвития?
— Ботанический сад-институт ДВО РАН — федеральная собственность, земля федеральная, более того — особо охраняемая природная территория (ООПТ) федерального уровня. На мой взгляд, Минрегионразвития не имеет полномочий давать такого рода приказы в отношении ООПТ...
Мы, естественно, сообщили о случившемся в Росприроднадзор и природоохранную прокуратуру. Мы также поставили в известность администрацию президента, та поручила Росприроднадзору разобраться.
— Каков же ущерб?
— Только по нарушению почвенного слоя — более 2 млн рублей. С лесом они поступили хитрее: вырубили деревья и сразу же вывезли их. А ветки были переработаны специальными машинами в щепу. Дело в том, что методики, которые используются для подсчета ущерба от браконьерства в лесу, основаны на исследовании и подсчете оставшихся пней. Но ведь пней-то не осталось! Они все выкорчевали и вывезли, поэтому подсчитать ущерб трудно. Кроме того, была снесена кованая ограда. Это отдельная статья. Отсутствие ограждения само по себе способно принести Ботаническому саду еще больший ущерб. Насколько мне известно, сейчас Росприроднадзор направил документы в милицию о возбуждении дела.
— Строители предлагали компенсацию?
— Нет. Бесцеремонность удивительная. Вырубили краснокнижные деревья на особо охраняемой природной территории — и ничего! Мы, конечно, понимаем, что саммит АТЭС нужен городу и стране. Тем более через территорию сада во все времена прокладывались коммуникации, здесь идет водовод от Богатинского водохранилища, различные кабели и так далее. Учитывая важность стройки, если бы строители обратились к нам, мы бы пошли навстречу, нашли компромиссный вариант, сделали бы все в соответствии с законом. Но ведь они сделали все в обход действующего законодательства.
Более того, мы не знаем об их дальнейших планах. Есть информация, что они собираются на территории сада возводить какую-то подпорную стену, что абсолютно неприемлемо. Все наши запросы о планах строительства остаются без ответов. И, учитывая фактическое бездействие правоохранительных органов, как исполняющий обязанности директора, я просто обязан найти средство воздействия на строителей.
Общественные движения, природоохранные организации, международные контролирующие организации, правительства стран АТЭС, в конце концов, будут вовлечены в решение проблемы. Перед этим нам все-таки хотелось бы увидеть реакцию властей на случившееся. Ведь это наша страна, и нам хотелось бы верить, что мы и сами можем все.

Павел Крестов — о статусе Ботанического сада




— Сад является федеральной собственностью, собственностью Российской академии наук, управляет им Дальневосточное отделение РАН. Эта земля была отведена в 1940 году, право пользования ею закреплено за Ботаническим садом. Из-за начавшейся войны непосредственно сад был организован только в 1948 г. Сад учрежден специальным постановлением Совета Министров СССР, это означает, что он имеет статус особо охраняемой природной территории федерального значения. По статусу это как заповедник. Для посетителей доступ открыт только в одну часть сада, а вторая, заповедная, закрыта.
Ботанический сад уникален. Реликтовый лес в Приморье имеется всего в трех местах: под охраной государства в Уссурийском заповеднике и заповеднике «Кедровая падь», а также в Ботаническом саду. Тем и ценен наш сад, что это единственный в России столь хорошо сохранившийся массив реликтового леса в черте большого города. Это тот самый лес, о котором писали Арсеньев, Куросава, Янковские.

КСТАТИ

Сами они не местные


Пока Росприроднадзор по поручению администрации президента РФ разбирается в ситуации вокруг разгрома в Ботаническом саду во Владивостоке, по саду разъезжает строительная техника.
Разговаривая, корр. «К» и Павел Крестов пришли на место происшествия. От строителей осталась просека, на которую при нас с федеральной трассы свернул строительный ЗИЛ с эмблемой «Энергокомплекс» на кабине. На ЗИЛе — лебедка, в кузове — бетонные блоки. Павел Крестов остановил машину. В разговоре строители пояснили, что едут на задание, а просекой пользуются как объездной дорогой. О статусе Ботанического сада они ничего не знают, а вообще, сами они не местные, работают вахтовым методом, во Владивостоке находятся одну неделю.
По информации Крестова, генподрядчиком работ по сносу ограждения сада и рытью траншеи на месте реликтовых деревьев выступило ООО «Трансстроймеханизация» (Москва), субподрядчиком — ООО «Энергокомплекс» (Находка).





Андрей ДЕМЕНТЬЕВ, фото автора.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ