2010-12-21T16:43:07+10:00 2010-12-21T16:43:07+10:00

Cветлана Горячева: «Благополучие в стране — иллюзия»

Депутат Госдумы из Приморья о саммите АТЭС и реальном уровне инфляции

Из личного архива героя публикации |  «Благополучие в стране — иллюзия»
Из личного архива героя публикации
Анкета
Cветлана Горячева, депутат Госдумы.
Родилась в 1947 г. в пос. Рисовый Приморского края (Анучинский район).
В 1974 г. окончила юридический факультет ДВГУ.
В 1986 г. назначена первым экологическим прокурором в СССР. На I Съезде народных депутатов РСФСР 1 июня 1990 г. была избрана заместителем председателя Верховного Совета РСФСР по предложению его председателя Бориса Ельцина. С осени 1990 г. находилась в оппозиции Ельцину. В 1991 г. подала в отставку и вернулась в Приморский край, заняв должность заместителя прокурора г. Владивостока.
В 1995, 1999, 2003 и 2007 гг. избиралась депутатом ГД РФ.

Светлана Горячева широко известна еще с перестроечных времен, когда в статусе зампреда Верховного Совета РСФСР она выступала против политики Бориса Ельцина. 20 лет спустя она — депутат Государственной Думы РФ, замруководителя фракции «Справедливая Россия». На минувшей неделе, будучи в Приморье, она побеседовала с корр. «К».

— Светлана Петровна, работа над бюджетом России на следующий год в Госдуме завершилась. Известно, что в 2011-м только на объекты саммита АТЭС будет выделено более 70 млрд рублей. И еще Владивостоку на дороги — 400 млн рублей, плюс средства на улучшение внешнего вида города. Конечно, это должно радовать. Но почему-то чувствуется, что за огромными суммами скрыт какой-то подвох...

— Как человека, который родился и жил в Приморье, меня тоже радует, что в край вкладываются большие средства. Да еще под красивые слова. Но мне это напоминает пир во время чумы. Только что вернулась из поездок по краю, по Хабаровской и Арсеньевской трассам столько попавших в аварии машин! Дорога — ледяной каток. На саммит денег хоть завались, а на песок, чтобы посыпать дороги, не нашлось. Так и живем.

По некоторым пунктам бюджета у меня вопросы. Например, почему на «Обеспечение внешнего электроснабжения государственной резиденции РФ» на о. Русский предназначено более 400 млн рублей? Зато при этом очень скромные средства выделяются на социальную сферу. И еще меньше — на охрану и использование животного мира — 245 тыс. рублей. Вот такая соразмерность средств.
Нашему правительству не приходится гордиться своей социальной политикой. Уже сейчас прогнозируется значительный рост цен в 2011 году: на электроэнергию и пассажирские перевозки — на 10%, на ЖКХ — на 15%, инфляция составит около 10%. Что касается текущего года, по многим оценкам, в т.ч. Всемирного банка реконструкции и развития, в России наблюдался рост цен до 20%.

— Это в несколько раз выше официальной оценки уровня инфляции.

— Конечно. Озвученный уровень искусственно занижен. Зачем? Чтобы создать иллюзию благополучия в стране. Заниженный прожиточный минимум позволяет правительству говорить, что у нас нет зарплат и пенсий ниже него. Прожиточный минимум как раз и складывается из уровня инфляции и потребительской корзины. С последней ситуация очень интересная. На сегодняшний день она содержит нормы питания ниже, чем в годы Великой Отечественной войны!

— Под конец года с телеэкранов полились потоки информации о правительственных нововведениях, которые-де улучшат положение вещей в разных сферах, а в особенности в медицине и образовании.

— Мы слышим много красивых слов о том, что все социальные обязательства будут выполнены. Но реалии сегодняшнего дня говорят об обратном. Со следующего года по-другому начнут финансироваться культура, системы образования и здравоохранения. Принятые известным большинством в Думе законопроекты фактически разрушают систему образования, делают многие услуги платными. Раньше каждая школа знала, что она получит определенный минимум финансирования от государства. Теперь у нас будет, извините, госзаказ. Одна школа получит, другая нет. А что такое госзаказ? Чисто коррупционная мера, т.к. чиновники будут решать: какой школе и сколько дать. И вся «Единая Россия» проголосовала «за». Более того, под шумок голосами ЕР в текущем году сняли с государственного финансирования оздоровление детей и повесили его на субъекты федерации. Но и это не все. Большинством голосов перечеркнута программа «Дети России», включавшая подпрограммы: «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушения», «Здоровый ребенок», «Дети-инвалиды». Чем эти подпрограммы плохи, неизвестно, но в федеральном бюджете на 2011 год их просто нет. А при этом президент все свое послание посвящает детской теме!

Существующая соцполитика не позволяет создать средний класс, даже работающее население и предприниматели все ближе к бедноте. Чего стоит только мера по повышению налоговой нагрузки на малый и средний бизнес! В развитых странах именно этот сектор — основа экономики. Но ведь у нас в стране основной доход — нефтедоллары.

— По нынешним временам вы слишком смело критикуете власть, а при этом состоите в «Справедливой России», которую считают второй партией власти.

— Что касается отличий, наш главный спор — неприемлемая социальная политика в государстве. Да, по многим вопросам внешнеполитической деятельности, когда идет речь об интересах страны, мы бываем солидарны. Но за социальную политику мы всегда жестко критикуем правительство.

— Что, по вашему мнению, является главной проблемой избирательного законодательства?

— В ходе выборной кампании я объехала пол-России, и везде говорят одно и то же: «Мы за партию власти не голосовали». Почему тогда она в Думе представлена большинством? Административный ресурс. Честно сказать, мне в такой Думе зачастую уже сидеть противно. Потому что сейчас она бездумная, агрессивно-послушная правительству. Особенно важно, я считаю, сделать обязательными политические теледебаты. Чтобы в прямом эфире представители партий высказывались, а не транслировалась, как сейчас, порезанная запись с вырванными из контекста словами.

— Как один из руководителей партии, что можете сказать о Приморском ее отделении?

— Более двух лет здесь не было лидера, а сейчас он появился. Константин Межонов имеет опыт управленческой работы. Я знаю его уже много лет. Мы познакомились, когда возникла инициатива построить во Владивостоке центр для одаренных детей-сирот и детей из малообеспеченных семей. Тогда я добилась выделения отдельной строкой в федеральном бюджете финансирования этого объекта, а он контролировал процесс на месте. В итоге школа построена, она функционирует. И я точно знаю, что ни копейки не ушло на откаты.

— Вы встречались с главой Владивостока. О чем говорили?

— О многом, особенно о ситуации на дорогах и тротуарах. Если во дворах не будет убран лед, то вся остальная хорошая работа в общественном мнении будет сведена на нет. Мы затронули и тему создания семейных и частных детских садов. Интересное направление в работе, на мой взгляд. Но для таких учреждений обязателен жесткий контроль.

— Не только краевым центром живо Приморье, однако.

— Побывала в Уссурийске. Думаю, порадовала город. Мы, наконец, добились финансирования реконструкции Уссурийского цирка, который долгое время городу не передавали и при этом не реконструировали. Три года велась переписка с министерством культуры! И все-таки выделено 210 млн рублей на 2011-12 годы, из них 60 миллионов поступят в 2011-м. Теперь нужно постараться, чтобы эти деньги пришли не в конце года.

Побывала в Анучинском районе, навестила маму. Посетила школу поселка Рисовый, где когда-то пошла в первый класс. И что вы думаете, какие у чиновников есть планы на этот счет?

— Разумеется, закрыть школу, а то на АТЭС не хватит...

— Именно так — закрыть. Но делать этого нельзя. Более 50 ребятишек лишатся родных стен школы. А если ее не будет, то и село умрет. До сих пор вижу глаза людей, пришедших на встречу, — в них безысходность, неверие и немой укор власти, режущей по живому. Буду говорить об этом в Москве.

 

Беседовала Валерия ЛОЙКО

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ