Во время, когда еще не было телевизоров, жители Харбина взяли за правило каждую субботу посещать этот городской стадион. Программа открывалась парадом участников — впереди шел знаменосец, за которым следовал детский отдел, а затем — легкоатлеты, боксеры, водный отдел, тяжеловесы и всегда замыкали шествие 25-30 велосипедистов. После парада начинались заезды на треке, сопровождаемые оркестром. Велотрек был построен по образцу известного велотрека в Одессе с виражами до 45 градусов, что давало спортсменам возможность развивать скорость до 80 верст в час.
Под градом камней
Страстным увлечением Панкратова стал именно велоспорт, в котором он добился успеха — стал чемпионом-рекордсменом города и носителем почетного нарукавного знака. Но мечтой Панкратова стал кругосветный велопробег. Претворить идею в жизнь его подтолкнула газета, в которой он прочитал, что Международная федерация велоспорта в 1896 г. учредила награду «Бриллиантовая пальмовая ветвь» спортсмену, которому первым удастся объехать всю Европу.
И вот в июле 1911 г. Международным спортивным съездом в Берлине был разработан маршрут и принято решение стартовать. На старт вместе с ним вышли еще три велогонщика — Воропинов, Церберг и Сорокин. 10 июля они стартовали под звуки военного оркестра. Железнодорожная администрация выдала гонщикам открытый лист с правом следования по линии дороги. Пикетам и заставам пограничной стражи было наказано давать велосипедистам отдых и ночлег. На катерах гонщики с городской пристани переправились через реку Сунгари и, под громогласное «ура» с оставленного берега, взяли курс на Запад. Тут на катере Панкратова «Передовой» заглох мотор, и его понесло на быки моста. Удалось бросить канат на борт и остановить катер. Велогонка продолжилась.
Через несколько сотен километров сошел с дистанции один гонщик и, наконец, в районе Читы — два других. Продираться на велосипеде через тайгу было очень некомфортно, и Онисим принял решение ехать по шпалам железной дороги.
Путешествие Панкратова было отнюдь не безопасным: в лесу было много зверья, да и люди порой относились к велосипедисту не совсем приветливо. Крестьяне глухих деревень иной раз встречали путешественника градом камней, а под Красноярском на него напали грабители, но отпустили, увидев, что у парня в кошельке всего два целковых. В селе Миасском казаки натравили на него собак. «То лошадей спугнул, глядишь, на курицу наехал, то просто так», — объяснял Панкратов враждебность крестьян Сибири. К этим трудностям стоит добавить мошкару и перегруз велосипеда продуктами.
Козьими тропами
Тем не менее Панкратов все дальше и дальше продвигался на Запад. Чтобы можно было потом доказать, что он проехал этот маршрут, Онисим завел специальный журнал, куда старосты деревень ставили свои штампы.
До Петербурга гонщик добрался 23 ноября. Любители велоспорта Петербурга и Москвы собрали для нужд Панкратова деньги, что значительно улучшило его финансовое состояние. В Петербурге был составлен дальнейший маршрут следования: Кенигсберг (ныне — Калининград), Швейцария (где Панкратову пришлось переваливать Альпы на высоте в 3 тыс. м, что составило мировой рекорд того времени).
За все путешествие Панкратов был дважды ранен. В Турции его приняли за итальянского шпиона, избили. С трудом вырвавшегося из Турции в Италию Панкратова сажают там за решетку уже как... турецкого шпиона. Газета «К спорту» писала: «По благодатной Италии Панкратов путешествует без копейки в кармане, живет в основном хлебом и водой. Беды преследуют его. В Италии он сильно простудился, переходя пешком горные перевалы. Ему помогала тогда жившая в Италии жена Горького — Андреева».
После освобождения Панкратов колесит по дорогам Испании, Сербии, Греции, Португалии, Франции. Прибыв в Па-де-Кале во Франции, Панкратов перебрался в Англию, откуда собрался в Соединенные Штаты Америки. Но деньги кончились. Тогда живущие в Англии русские писатели бросили клич, собрались и подкинули спортсмену деньжат, на которые ему и удалось добраться до Нового Света в начале зимы 1913 г.
В Америке была своя специфика. Как вспоминал потом гонщик: «Едешь по дороге, приближаешься к какой-нибудь ферме, хочешь отдохнуть, а тебя встречают с ружьем наготове и с заряженными кольтами... От Нью-Йорка до Чикаго проехал около 2 тыс. верст. Несмотря на то, что эта часть страны является самой заселенной, дороги отчаянные: по ним больше мой конь едет на мне, чем я на нем».
Панкратов пересек Штаты по маршруту Нью-Йорк — Чикаго — Сан-Франциско. В порту последнего он устроился работать грузчиком, чтобы заработать на билет до берегов Китая. Вскоре Панкратов отбыл на пароходе в Японию, откуда в Пусан — Сеул — Чемульпо — Далянь — Тянцзинь — Пекин — Шеньян — Харбин.
На встречу велогонщика из последнего выдвинулись местные велосипедисты. Такого приема велодром Харбина никогда не видел. За Панкратовым по городу ходили толпы поклонников, и ему еще долго приходилось уходить из магазинов черными ходами.
Вернулся Панкратов к месту старта 28 июля 1913 г. в возрасте 25 лет, затратив на свое путешествие 2 года и 18 дней и преодолев 50 тыс. км. Маршрут путешествия на карте внешне представлял собой восьмерку. За время пробега гонщик сменил 53 покрышки, четыре седла, два руля, 11 цепей и 750 спиц. Международный союз велосипедистов удостоил его Бриллиантовой звезды почетной ленты с золотой медалью и лаврового венка.
Прерванный полет
Вернувшись, в Харбине Панкратов задумал совершить новое кругосветное путешествие, но уже не на велосипеде, а на самолете, для чего решил заняться изучением летного дела.
Онисим предоставил государственному Ведомству спорта полный отчет о своем велопробеге, и председатель российского Олимпийского комитета генерал-майор Войейков посодействовал его поступлению в военную авиашколу. Но в спортивные планы Панкратова вмешалась Первая мировая война. По примеру другого велосипедиста и будущего знаменитого пилота Уточкина Панкратов после обучения в Гатчинской авиационной школе отправляется на фронт, где становится одним из самых успешных русских летчиков, освоив навыки и разведчика, и бомбардировщика, и испытателя. В 1915 г. в Гатчине Панкратов испытывал новый «Вуазен».
За полтора года, проведенных на фронте, Панкратов сбил не один вражеский самолет и стал полным георгиевским кавалером, был произведен в поручики. Однако 18 сентября 1916 г. в бою под Двинском Панкратов погиб. В этот день, успешно справившись с двумя немецкими самолетами, Панкратов не заметил третьего, заходящего на него с хвоста. Очередью из пулемета Панкратов был ранен, до последнего момента он пытался посадить самолет, но в воздухе из-за сильного ветра самолет перевернулся и рухнул на землю. За этот бой Онисим Панкратов был представлен к ордену Св. Владимира с мечами посмертно. Тело героя было доставлено на родину в Казань и похоронено здесь со всеми воинскими почестями.
Русские спортсмены всегда держали пальму первенства в Харбине, и с образованием в Маньчжурии государства Маньчжоу-го в 1932 г. многие из них стали официальными тренерами. Техника, преподаваемая русскими, позволила занимать команде нового государства почетные первые места на международных соревнованиях народов северо-восточной Азии.
Юрий УФИМЦЕВ, специально для «К»