Владимир Миклушевский: «Приморью есть что предложить инвесторам»

Глава краевой администрации рассказал о национальной политике в отношении региона, инвестициях и планах
primorsky.ru | «Приморью есть что предложить инвесторам»
primorsky.ru

С одной стороны, Восточный экономический форум является практической площадкой для заключения важных инвестиционных соглашений, с другой — «смотринами» для регионов ДФО. Объем заявленных инвестиций по Дальнему Востоку превысил 1 трлн руб., причем треть из них приходится на инвестпроекты резидентов трех ТОР в Приморье и свободного порта Владивосток. Губернатор Владимир Миклушевский рассказал «К», какие меры поддержки бизнеса способствуют продвижению Приморского края.

— Владимир Владимирович, близится Второй Восточный экономический форум, который будет проходить под лозунгом «Открывая Дальний Восток». Какое значение форум имеет для Приморья и Дальнего Востока в целом?

— Приморье развивается как российский экономический центр в АТР, и это — часть национальной политики. Сейчас созданы беспрецедентные условия для продвижения региона. ВЭФ, участие в котором принимает президент Владимир Путин, — еще один стратегический шаг вперед.

Наш форум наряду с Петербургским международным экономическим форумом является одним из самых важных для страны. Во-первых, ВЭФ имеет прикладной характер. В прошлом году были подписаны 22 инвестиционных соглашения на сумму 100 млрд рублей. В этом году мы также рассчитываем на серьезные результаты. Во-вторых, задача форума заключается в том, чтобы продемонстрировать результаты инвестиционной политики на Дальнем Востоке, прогресс региона. Можно увидеть, что изменилось за год, как чувствуют себя в ДФО инвесторы, какие проблемы решают предприниматели, насколько успешными оказываются инвестиционные проекты. В этом отношении Приморью есть что показать — это работа территорий опережающего развития, свободного порта, проекты в сферах сельского хозяйства, транспорта, туризма, культуры.

Перспективы Приморья людям заметны, сюда приходят инвестиции, а это — главные условия для успешного развития любого региона. Надеюсь, что те бизнесмены, которые находятся в поиске точки приложения своих усилий и средств, найдут для себя интересные варианты.

— Какие из соглашений, подписанных год назад, активно реализуются уже сегодня?

— Проекты эти довольно масштабны, и реализация их рассчитана на несколько лет. Сейчас они находятся в разной степени реализации. Как правило, крупные вложения осуществляются поэтапно. Например, холдинг «ГринАгро» планировал создать в Приморье несколько высокотехнологичных предприятий по производству и переработке молочной продукции. Компания уже ввела в эксплуатацию первую очередь проекта на 1800 коров, ведется строительство второй очереди, а всего их планируется три. Сейчас предприятие выпускает 11,7 тыс. тонн молока в год, а при выходе производства на полную мощность будет выходить 36 тыс. тонн. Учитывая, что всего в Приморье запускается на переработку 40 тыс. тонн молока в год, это немало.

Также в несколько очередей реализуется соглашение компании «Мерси трейд» о строительстве группы свинокомплексов. Всего их будет построено шесть, единовременно там будет содержаться более 240 тыс. голов, по 40 тыс. в каждом. Сейчас запущены в эксплуатацию первый и второй этапы первого свинокомплекса, сумма осуществленных инвестиций — 1,4 млрд рублей. Предприятие выпускает порядка 300 тонн свинины в месяц. В середине осени начнет работу свинокомплекс производительностью 80 тыс. голов в год полностью, и объемы производства мяса вырастут вдвое.

Еще одно из соглашений было подписано с АО «Дальневосточный аукционный рыбный дом», которое создает в нашем регионе комплекс для аукционной торговли рыбой и другими водными биоресурсами. На его создание запланированы средства в объеме 954 млн рублей. Сегодня у нас уже открыты биржевая и аукционная площадки, реализовано продукции на 84 млн рублей. Кроме того, «Дальневосточный аукционный рыбный дом» запланировал в 2018–2020 гг. строительство завода по производству продукции из рыбы и морепродуктов. В рамках инвестпроекта внедряются современные технологии в области электронной торговли, рыбопереработки и утилизации производственных отходов. Планируемый объем реализации составит 500 тыс. тонн продукции в год — это 17% от потенциального объема рынка.

— Один из самых больших блоков соглашений, подписанных на прошлом ВЭФ, был именно в области сельского хозяйства. Расскажите, как в условиях современных экономических реалий развивается эта отрасль в Приморье?

— Курс на импортозамещение дал серьезный импульс развитию сельского хозяйства. Мы в Приморье давно занимаемся поддержкой агропрома и добились неплохих результатов. За последние пять лет валовое производство сельхозпродукции увеличилось на 14%, объемы пахотных земель — на 34%. Вдвое выросло производство сои и кукурузы. Мы планируем ежегодно увеличивать посевы на 30 тыс. гектаров и одновременно повышать урожайность культур.

Господдержка в животноводстве также дает свои результаты. За последние пять лет производство молока выросло на 16%, яиц — на 15%, свинины — почти на 14%.

Хочу отметить, что иностранные партнеры, в первую очередь китайские, традиционно проявляют большой интерес к агробизнесу в Приморье. У нас в крае уже работают несколько совместных производств. Одно из крупных — Дуннинская торгово-промышленная корпорация «Хуасинь», которая занимается производством свинины. Сегодня «Хуасинь» расширяет производство, строит новые комплексы, объем инвестиций составляет более 200 млн рублей.

Другой проект, над которым мы работаем сегодня, — создание современного оптово-распределительного центра. Хаб будет аккумулировать местную сельхозпродукцию, упаковывать ее и отправлять в торговые сети. Также мы планируем создавать селекционно-семеноводческий и селекционно-генетический центры по трансплантации эмбрионов племенного скота. Ведь пока мы покупаем семена и племенной скот за границей, что, безусловно, повышает конечную стоимость сельхозпродукции.

Кроме того, в Приморье создана и уже успешно работает территория опережающего развития «Михайловская», ориентированная как раз именно на агропромышленный комплекс. Одним из ее резидентов является компания «Мерси трейд», о которой мы уже говорили выше.

— Давайте остановимся подробнее на ТОР. Как вообще сегодня реализуются инвестпроекты в приморских ТОР и большой ли к ним интерес?

— Интерес у бизнеса к ТОР, безусловно, есть, и немалый. С 19 резидентами заключены соглашения на общую сумму частных инвестиций около 200 млрд рублей. 

Всего у нас на данный момент создано три ТОР: агропромышленная «Михайловская», многопрофильная производственно-логистическая площадка «Надеждинская» и судостроительная «Большой Камень». Их инфраструктура создается за счет федерального и краевого бюджетов в соотношении 50 на 50%. Именно в Приморье заработало первое в стране предприятие в рамках ТОР — завод «Европласт» («Надеждинская»). Помимо «Мерси трейд» в ТОР «Михайловская» работает масложировой комбинат «Рус­агро». Несколько свинокомплексов строит холдинг «Русагро — Приморье». 

Всего через несколько лет производство свинины в крае увеличится в 12 раз. Мы начнем продавать мясо за пределы Приморья, в том числе экспортировать в Китай.

Третья приморская ТОР «Большой Камень» — самая крупная на Дальнем Востоке. Как по объему инвестиций — более 140 млрд рублей, так и по количеству создаваемых рабочих мест — более 7,5 тыс. Я периодически бываю на «Звезде», где полным ходом идет строительство верфи для крупнотоннажного судостроения. В дни форума состоится старт первой очереди. Мы создаем там социальную инфраструктуру для нового микрорайона. К строительству пяти многоквартирных домов для корабелов уже приступила краевая компания — «Корпорация развития жилищного строительства».

— Большие перспективы для Приморья открывает и свободный порт Владивосток. Какие уже есть результаты с начала введения этого режима на территории края?

— Прежде всего, хочу сказать, что это проект долгосрочный, и о каких-то конкретных результатах говорить пока рано. Однако интерес к нему, как и к ТОР, огромный. На данный момент статус резидента свободного порта Владивосток имеют 96 компаний. Резидент свободного порта «Авиаполис «Янковский» запустил первый в регионе складской комплекс класса А, его загруженность — более 95%. Все остальные проекты находятся на разных стадиях реализации — от проектирования до покупки оборудования, подбора и обу­чения персонала.

Среди потенциальных резидентов свободного порта Владивосток есть около десятка компаний с иностранным капиталом. Так, свои заявки подало ООО «Новый угольный терминал», партнером является JBIC (Японский банк международного сотрудничества), готовый осуществлять инвестиции на 48,5 млрд рублей. ЗАО «Восточный дракон» из китайской провинции Цзилинь планирует вложить 822 млн рублей в производство ООО «Приморская золоторудная компания».

— Один из ключевых проектов свободного порта Владивосток — это модернизация международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2». Насколько успешно они продвигаются?

— Сейчас идет поэтапная модернизация коридоров, рассчитанная на период до 2030 г. У этого проекта большой макроэкономический эффект для экономики не только Приморья, но и всего Дальнего Востока, ведь он решает вопросы транспортной доступности.

Проекты очень масштабные. Здесь связаны комплексы автомобильных и железных дорог, морские порты, пограничные переходы и сервисные услуги. С 1 октября пункты пропуска на российско-китайской границе начнут работать круглосуточно, создается свободная таможенная зона, при пересечении границы вместо множества контролеров вводится единый контрольный орган.

За счет средств федерального и краевого бюджетов идет строительство автодорог МТК «Приморье-1». Уже сдан участок трассы в 13,5 км Владивосток — Находка — порт Восточный в обход Артема. Далее мы приступаем к участку до Большого Камня протяженностью 25 км. Остальную часть автомагистрали будем строить с привлечением частных инвестиций. Прежде всего китайских, так как для грузов, идущих транзитом из северо-восточных провинций Китая, например, в Японию, расстояние сокращается в разы.

На данный момент подготовлена финансово-экономическая модель МТК, которая будет представлена на ВЭФ. По мнению экспертов, к 2030 г. грузооборот МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» может достигнуть 45 млн тонн. Это даст нашему краю ежегодный прирост ВРП на 4–5%, а также более 4 тыс. новых рабочих мест.

— В Приморье сегодня действуют сразу несколько инструментов гос­поддержки инвестиционных проектов, предприятий, причем как на региональном, так и на федеральном уровне. Оцените их эффективность.

— Что касается федеральной составляющей — это, в первую очередь, конечно же, беспрецедентные меры поддержки резидентов ТОР и свободного порта Владивосток. Что особенно важно — их резидентами может стать в том числе малый и средний бизнес. Минимальный объем инвестиций для свободного порта составляет 5 млн рублей в течение трех лет, а для территорий опережающего развития — 500 тыс. рублей. Для резидентов действуют очень выгодные условия. Например, ставка налога на прибыль и на имущество организации составляет 0% в течение первых пяти лет.

По поводу региональных мер поддержки предпринимательства. В крае несколько лет действует льгота, согласно которой малый и средний бизнес может воспользоваться скидкой на электроэнергию в 10%. Для предпринимателей, работающих в производственной, социальной, научной сферах, использующих упрощенную и патентную системы налогообложения, предусмотрены «налоговые каникулы» в течение двух лет. Также в крае действуют льготы для новых производственных проектов при осуществлении инвестиций в размере 50 млн рублей в течение трех лет. Первые пять лет инвестор освобождается от налогов на прибыль и имущество, а в последующие пять компания платит 5 и 0,5% соответственно.

Каждому инвестору в Приморье гарантирована прозрачность на всех этапах реализации проекта, а также адресное сопровождение. Для этого у нас создано Инвестиционное агентство Приморского края, которое работает по принципу одного окна, индивидуально с каждым инвестором. Поиском потенциальных рынков сбыта за рубежом и подбором потенциальных инвесторов занимается Центр развития экспорта Приморского края.

— Как вы оцениваете развитие туризма в Приморье?

— Туризм — одна из самых перспективных и быстроразвивающихся отраслей, только в прошлом году ее рост составил 30%. Несколько лет подряд показатели по въездному и внутреннему туризму увеличиваются на 9 и 11–17% соответственно. У нас второй год подряд практически удваивается поток туристов из Китая. Безусловно, в этом играет роль ослабление рубля. Но также наши соседи видят разнообразие возможностей для отдыха в Приморье. Кого-то привлекает интегрированный развлекательный курорт в бухте Муравьиной, других — природные и культурные достопримечательности. Географическое положение и уникальные преференции свободного порта дают нам возможности формировать пакетные туры для российских и иностранных туристов. Причем как в страны АТР, так и по России.

Нам есть что предложить гостям. Во Владивостоке находится сцена знаменитого Мариинского театра, вскоре появятся филиалы Эрмитажа, Русского музея и Третьяковской галереи. Есть местные музеи, обладающие уникальными коллекциями, какими может похвастаться не каждый регион, — Приморская картинная галерея и музей имени Арсеньева. В сентябре состоится открытие самого большого в России и одного из крупнейших в мире океанариума. В Приморье работает профессиональная трасса «Приморское кольцо», можно посмотреть игру команд Континентальной хоккейной лиги. Первый комплекс интегрированного развлекательного курорта Tigre de Cristal пользуется большой популярностью у туристов, ежедневно его посещают до 600 туристов, а всего с момента открытия уже посетило более 130 тыс. человек.

Вместе с другими регионами мы работаем над созданием сети межрегиональных маршрутов по Дальнему Востоку и Сибири. Так, в мае, на Втором Тихоокеанском туристском форуме, огромный интерес вызвала презентация совместного проекта дальневосточников «Восточное кольцо». Мы хотим предложить туристам за несколько дней самые яркие достопримечательности всего Дальнего Востока. Чтобы человек мог посмотреть во Владивостоке постановку Приморской сцены Мариинки и побывать в уникальной тисовой роще на острове Петрова, затем отправиться в Хабаровский край, прокатиться на теплоходе по Амуру и дальше полететь на Камчатку в Долину гейзеров. Я считаю, что за такими маршрутами — будущее туристической отрасли.