(Пушкарь Борис Николаевич) Владыка Вениамин: «Лучше беднее, но чище»

Епископ Приморский о равенстве перед Богом, пожертвованиях и будущем храме
Из личного архива героя публикации |  «Лучше беднее, но чище»
Из личного архива героя публикации
Борис Пушкарь (владыка Вениамин) родился в 1938 г. в с. Хороль Приморского края, затем семья переехала под Владивосток, на станцию Весенняя. Отец работал водителем, мать была домохозяйкой. После окончания средней школы в Садгороде будущий владыка трудился на Дальзаводе (1957—1958 гг.). Из Владивостока отправился на учебу в Московскую духовную семинарию. С 1968 г. начал преподавательскую деятельность в академии на кафедре основного богословия. Читал формальную логику Аристотеля, библейскую историю, основное богословие. Кандидат богословия. Тема диссертации: «Доказательство бытия божия и бессмертия души в философской системе Канта и анализ на основании христианского мировоззрения».
В 1988 г. принят обет целибата (безбрачия).
Имеет Орден преподобного Сергия Радонежского III степени.
Владелец библиотеки в 2000 томов. Питается по-вегетариански.

Два года назад Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на пост епископа Владивостокского и Приморского был назначен доцент Московской духовной академии протоиерей Борис Пушкарь, он же — владыка Вениамин.

— Владыка, принцип всеобщего равенства был очень притягателен в эпоху расцвета Римской империи, где истово предавались роскоши, чревоугодничеству и разврату. В наши дни церковь благосклонна к тем, кто имеет определенный материальный достаток?

— Нельзя рассматривать появление христианства как необходимость социального устройства. Его нужно рассматривать в плане появления всей истории. Сначала простые люди ходили за Христом. Потом появился апостол Павел, ученейший человек, и в церковь пошли богатые люди.

Притягательно равенство всех перед Богом. Христос не порицал богатство само по себе. Он только порицал поклонение этому богатству. Он говорит: «Плохо тому человеку, который надеется на богатство». Если мы превращаем в идола вещь или человека, то это порицается христианством. Можно быть миллиардером и истинным христианином, можно иметь копеечку и завидовать всем и вся, скрежетать зубами. И сколько угодно мы видели таких примеров, когда люди раздавали деньги, строили школы, больницы, благотворительные заведения.

— О милостынях вас не часто спрашивают?

— Обязывать верующего отдавать на храм не совсем правильно. Вот и в Ветхом Завете Господь повелевает евреям отдавать десятую часть на храм. Я думаю, и мусульмане переняли такую десятину. Это явление можно рассматривать двояко. Если бы в христианстве была такая особенность, положение было бы более стабильным. Но у нас добровольные сборы, от свободной воли. Добровольные пожертвования более ценны, нежели под принуждением. Тем не менее в Библии звучит: «Отдай из всего, что ты приобрел, десятую часть».

— Зависть, к сожалению, не входит в число семи смертных грехов. Но не зря, очевидно, говорят: «зависть правит миром». Народ сейчас живет трудно, скудно. Общество все больше расслаивается на богатых и бедных. Это рождает в сердцах людских зависть к имущим. Если представить, что именно эти люди собрались бы к вам на проповедь, с какими словами вы бы к ним обратились, пытаясь успокоить их сердца?

— Зависть — отрицательное явление, которое порицается церковью. Лучше обращать внимание на себя, свое внутреннее состояние. Я думаю, что человек, который следует за Богом, не будет завидовать никому. Есть такое выражение: «Если в сердце имеешь Бога, ты имеешь все». Иметь Бога — значит иметь счастье. Бог нас призвал из небытия к бытию, для того, чтобы мы жили с ним в вечной любви. Он создал наше доброе сердце и желает жить в нашем сердце. Мы забыли Бога, потому что превратили наше сердце в кладовую всякого хлама дефицита. Есть такое выражение у святых отцов: «Любовь к миру — страстному, греховному и есть вражда к Богу. Всякий грех — препятствие к Богу». Оттого и появился у нас атеизм. Не потому что мы дошли головой, что Бога нет. Мы его захламили. Мы должны держать своего внутреннего зверя в цепях нравственных. А как только цепи упадут, мы сами превратимся в зверя.

Мы не без любви покупаем вещь, она к сердцу. Вот гарнитур поставили, вазу купили. И не дай Бог, кто-нибудь ножом проведет! Это как по сердцу нашему. Это нераздельно стало, мы полюбили вещь, прилепились к ней и дальше заполняем наше сердце, вытесняя Бога на периферию, на задворки сердца. Вот откуда безбожие.

— Мы знаем, что в Покровском парке будет храм. Это потребует средств, которых в казне епархии просто-напросто нет. Предпринята попытка провести специальную лотерею, где выигрышами станут квартиры, а все накопленные деньги поступят на строительство храма. Значит, бизнес и богоугодное дело совместимы?

— Благословения на лотерею я, конечно, не давал. Это отец Валентин Покровский бьется, чтобы не храм построить, а хотя бы часовенку. На храм теперь нужны миллиарды.

— Понимаю, вы не можете назвать имен, но скажите, много ли бизнесменов Владивостока являются вашими прихожанами? Жертвуют ли они деньги на благотворительные цели?

— Троих знаю. Иногда помогают. Ходим, просим — обещают. Кто-то дает, кто-то нет.

— Русское купечество, как известно, грешило всласть. Но потом, убоявшись Бога, ставило пудовые свечки к образам, заказывало молебны, жертвовало деньги, раздавало милостыню...

— Грех греху рознь. Люди не с неба упали. Отец наш небесный — это абсолютное добро. Можем ли мы человека судить? Скажем сегодня — он такой-то, а к вечеру он уже изменился. Вот почему церковь запрещает осуждать.

— Владыка, российский бизнес характерен сегодня небывало жуткими нравами. Многие честные коммерсанты вынуждены идти на компромисс с совестью, им просто невозможно следовать библейским заповедям. Ваше мнение на сей счет.

— Возьмешь грязь — выбросишь, а на руках останется. Лучше беднее, но чище.

— И еще, относительно благотворительности. Сказано в Библии: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука не знает, что делает правая». Вам не кажется, что, жертвуя сегодня на социальные нужды, некоторые бизнесмены стараются подать чересчур «громко»? Жертвования — это все же более интимный акт, который не должен театрально обставляться.

— Согласен. Доброе дело должно оставаться тайным. Господь сказал: «Самое лучшее хранение твоих добрых дел — это забыть».

— Перед нашей встречей вы были у губернатора края. По какому поводу, довольны ли визитом?

— Я доволен. В газете промелькнули сообщения о том, что сюда приезжает Святейший, в администрации заинтересовались. Я поехал и объяснил, что это произойдет через год, по пути в Японию, где будет отмечаться 25-летие японской православной церкви. Тогда он посетит благовещенскую епархию, а также хабаровскую и нашу.

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ