Президент Российского топливного союза (представляет интересы владельцев независимых АЗС) Евгений Аркуша попросил администрацию президента принять дополнительные меры по стабилизации рынка бензина в 2019 г. Как сообщает РБК, он опасается повторения ценового коллапса апреля – мая 2018 г., поскольку экспорт топлива сейчас выгоднее, чем поставки на внутренний рынок, цены на котором сдерживаются правительством.
«Только в результате одновременного увеличения акцизов и НДС потенциал роста цены литра бензина составляет около 4,4 руб. за литр (10% от текущей цены)», — пишет глава Российского топливного союза. Акцизы на бензин после снижения в июне 2018 г. на 2–3 руб. за литр вырастут с 1 января 2019 г. с 8213 руб. до 12 314 руб. за 1 тонну (бензин 5-го класса), НДС вырастет с 18 до 20%.
Читайте также:
В апреле – мае 2018 года из-за резкого роста экспортного паритета (стоимости поставок топлива в Европу за вычетом экспортной пошлины и затрат на транспортировку) и падения курса рубля оптовые цены на бензин превысили розничные. Это привело к убыткам для владельцев АЗС как среди крупных нефтяных компаний, так и в независимом секторе. Эксперты из Независимого топливного союза (объединяет владельцев АЗС и трейдеров) оценивали их в 12 млрд руб. только по итогам мая.
Среди предпосылок для роста экспортного паритета в 2019 г. Аркуша также назвал рост налоговой нагрузки на топливный рынок, увеличение мировых цен на нефть и ослабление курса рубля относительно мировых валют. Кроме того, к этому могут привести начало осенних ремонтов на НПЗ и «прекращение административного давления на цены по окончании выборной кампании».
Стоимость бензина на бирже после перерыва в полтора месяца вновь растет на фоне ухода НПЗ в осенние ремонты, приближаясь к опасной отметке 50 тыс. руб. за тонну. По данным СПбМТСБ, с 13 по 21 августа стоимость АИ-95 выросла на 6,5%, до 49,6 тыс. руб. за тонну, АИ-92 подорожал на 4%, до 46,2 тыс. руб.
«Из анализа тарифов на транспортировку нефтепродуктов железнодорожным транспортом и посредством системы магистральных нефтепродуктопроводов «Транснефти» до крупнейших нефтебаз следует, что разница в тарифах в среднем составляет 1319 руб./т на дизтопливо и 1160 руб./т на автобензин соответственно. Производители нефтепродуктов на биржевых торгах в основном продают нефтепродукты с доставкой железнодорожным транспортом, а нефтепродукты с доставкой по системе нефтепродуктопроводов реализуют преимущественно на внебиржевом рынке собственным сбытовым предприятиям», - говорится в докладе независимого агентства «Аналитика товарных рынков» (есть в распоряжении KONKURENT.RU).
В результате независимые участники рынка, приобретающие топливо на биржевых торгах, получают его на нефтебазах на 1–1,5 тыс. руб./т дороже, чем сбытовые структуры ВИНК. «Сложившаяся практика реализации нефтепродуктов нефтяными компаниями на биржевых торгах свидетельствует о явной дискриминации независимых участников путем преимущественной продажи крупнооптовых партий нефтепродуктов с более затратным способом транспортировки», - считают в «Аналитике товарных рынков». По мнению аналитиков агентства, региональные сбытовые предприятия нефтяных компаний в ходе мониторинга и анализа конъюнктуры рынка оценивают себестоимость товара у своих конкурентов — независимых операторов мелкооптового рынка. Подстраиваясь под себестоимость независимых продавцов нефтепродуктов, сбытовые предприятия ВИНК извлекают дополнительную прибыль из своего эксклюзивного доступа к трубопроводным партиям нефтепродуктов.
На 13 августа, по данным Росстата, средняя цена за литр бензина во Владивостоке составляет 43,36 руб. Самая высокая стоимость моторного топлива в ДФО статистиками обнаружена в Анадыре (средняя цена 53,48 руб.) и Якутске (51,85).
.jpg)