Депутаты от КПРФ Валерий Рашкин и Денис Парфенов внесли в Госдуму законопроект о регулировании цен на топливо. Предлагается с 1 января 2019 г. ввести предельный уровень стоимостных тарифов на бензин и дизель, который будет устанавливать правительство. Также не исключается госрегулирование торговых наценок.
Депутаты отмечают, что причины роста цен на российском внутреннем рынке связаны с повышением налога на добычу полезных ископаемых и снижением экспортных пошлин на нефть. По их мнению, это привело к тому, что экспортный рынок стал «премиальным» по отношению к внутреннему, что вызвало рост в России цен на топливо.
Резкий рост цен на бензин начался в апреле 2018 г. и продолжался примерно до середины июня. В Приморье на некоторых АЗС стоимость литра топлива даже превысила 50 руб. По данным статистики, российские сети АЗС потеряли в этот период в общей сложности 12 млрд руб. Из них 9,3 млрд пришлись на заправки крупных нефтяных компаний, а 3,4 млрд — на независимых владельцев заправок.
По мнению собеседников KONKURENT.RU, Дальний Восток вообще оказался в тупиковой ситуации. Из-за «экспортного потенциала» нефтяные компании ограничивали предложение топлива на биржевом рынке, формировав таким образом искусственный дефицит и спровоцировав рост цен как на биржевом рынке, так и на АЗС и для конечных потребителей. Не зря ФАС решила провести проверку деятельности дочерней структуры «Роснефти» на Дальнем Востоке – ООО «РН-Востокнефтепродукт» на предмет нарушения антимонопольного законодательства. Так, в начале июля биржевой индекс СПбМТСБ для Сибири и Дальнего Востока на бензин марки АИ-92 составлял 47 тыс. руб. за тонну, а на АИ-95 – 49,6 тыс. руб. за тонну. В то же время по данным Центрального диспетчерского управления ТЭК, на Комсомольской НПЗ «Роснефти» стоимость бензина АИ-92 составляла 51,5 тыс. руб., а АИ-95 – 55,2 тыс. руб. за тонну.