Информация может составлять коммерческую тайну, если она имеет коммерческую ценность для ее обладателя. Это могут быть производственные, технические, экономические, организационные и другие сведения, в т.ч. о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, сведения о способах осуществления профессиональной деятельности. Обязательными условиями отнесения информации к коммерческой тайне является неизвестность ее третьим лицам, отсутствие свободного доступа к этой информации у третьих лиц, а также введение обладателем данной информации режима коммерческой тайны, т.е. принятие соответствующих мер по охране конфиденциальности информации.
По горячим следам
Татьяна Гордош, адвокат, заведующая адвокатской канторы «Гордош и Партнеры»: «В нашу адвокатскую контору обратилась директор рекламной компании, у которой уволившаяся сотрудница забрала с собой список корпоративных клиентов компании и, создав подобную компанию, «переманила» большую часть клиентов к себе. Вопрос директора заключался в следующем: возможно ли наказать бывшую сотрудницу за использование в личных целях списка клиентов, который руководитель считает коммерческой тайной своей компании?
Получив ответы директора на заданные мною вопросы, я ответила отрицательно. Привлечь бывшую сотрудницу к ответственности не удастся в связи с тем, что в отношении списка клиентов в компании не был введен режим коммерческой тайны».
Этому есть несколько объяснений: некорректность и неуважение того человека, который имеет доступ к такой информации, по отношению к другим и к своей фирме, жажда наживы. Но самый главный фактор — чувство ответственности у человека, имеющего доступ к такой информации. Поэтому очень важно знать, кому можно доверить такую информацию.
Олег Чибриков, адвокат: «Является очевидным, что современное развитие бизнеса невозможно без его взаимодействия с третьими лицами, будь то государственные, муниципальные органы, контрагенты, клиенты, конкуренты и т.п. Режим общения зависит от вида контакта и цели, которой предприниматель стремится достичь от такого взаимодействия.
Цели и задачи корпоративной безопасности конкретного предприятия и определяют количество сотрудников, задействованных в данной сфере, а также режим информации, подлежащей ограниченному использованию».
Проблема в том, что руководство не всегда доносит до понимания сотрудников, что является коммерческой тайной и какой ущерб может причинить компании ее разглашение.
«Есть такие вещи, которые компания запрещает разглашать, но информация все равно протекает. Например, прибыль компании, размер зарплаты, информация о рынках сбыта, объемах продаж, схемы «легального» уменьшения налогов. И если посторонние владеют такой информацией, то велика вероятность, что они ею воспользуются, — пояснила Стелла Проценко, адвокат Первореченской коллегии адвокатов. — Закон о защите коммерческой тайны в первую очередь помогает защититься от несанкционированных вмешательств госорганов, например, от налоговой службы. А от конкурентов защититься сложнее. Нарушить коммерческую тайну можно неосознанно, проболтавшись случайно. Наверное, в каждой компании найдутся любопытные люди, которые все время пытаются заглянуть в компьютер шефа. Как потом доказать, что к убыткам привела «болтовня» одного из сотрудников? Даже если в компании есть бронированная комната для хранения коммерческой тайны, это не дает стопроцентной гарантии, что приближенные сотрудники не воспользуются своим рабочим положением».
Всем молчать
Для охраны конфиденциальности информации в рамках трудовых отношений работодатель обязан ознакомить работника под расписку с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, с установленным режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение. Кроме того, важно создать работнику необходимые условия для соблюдения установленного режима коммерческой тайны.
Олег Чибриков: «Факт разглашения коммерческой тайны сотрудником организации может являться основанием для расторжения трудового договора по п.п. «в» п. 6 ст. 81 Трудового кодекса РФ. При этом необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что бремя доказывания разглашения конфиденциальной информации сотрудником ложится на работодателя».
Взыскание убытков, причиненных несанкционированным разглашением конфиденциальной информации, возможно лишь при собирании и представлении неопровержимых доказательств их наступления. С учетом того, что наша экономика находится лишь на этапе становления рыночных отношений, для коммерческих структур, не связанных с выполнением оборонных заказов, состояние защиты от промышленного шпионажа выглядит удручающим.
Что можно рекомендовать руководителю, начинающему создавать систему безопасности на своей фирме? Сразу же следует подумать о безопасности наиболее важных секретов, утечка которых может нанести ущерб, значительно превышающий расходы на их защиту. При этом надо установить, какая информация нуждается в защите, кого она может заинтересовать, каков «срок жизни» этих секретов и во что обойдется их защита.
Даже без привлечения профессионалов обладатель информации, отнесенной им к коммерческой тайне, может самостоятельно применить основные и недорогостоящие меры к ее защите.
Перечень мер по охране информации, отнесенной ее обладателем к коммерческой тайне, указан в Федеральном законе № 98-ФЗ от 29.07.2004 г. «О коммерческой тайне».
Если обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, не принял мер, указанных в ФЗ «О коммерческой тайне», режим коммерческой тайны однозначно считается неустановленным, и в таком случае возможность обладателя секретной информации привлечь к ответственности лицо, разгласившее коммерческую тайну или использовавшее ее в своих целях, сводится к нулю.
Меры по охране коммерческой тайны считаются достаточными, если исключается доступ любых лиц к данной информации без согласия ее обладателя и обеспечивается возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.
«Работодатель должен внести условие о неразглашении коммерческой тайны в трудовой договор или, что, на мой взгляд, является более действенным, заключить с работником специальный Договор о неразглашении коммерческой тайны, в котором будут детально прописаны права и обязанности сторон, а также ответственность работника за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, — советует Гордош. — Информация, составляющая коммерческую тайну, должна быть нанесена на материальные носители с грифом «Коммерческая тайна» и указанием обладателя такой информации (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для ИП — ФИО гражданина и место жительства).
Кроме того, меры по охране коммерческой тайны включают обязательное регулирование отношений по использованию такой информации контрагентами компании. Для отношений с контрагентами по режиму охраны коммерческой тайны обычно в гражданско-правовой договор вносится соответствующий пункт о неразглашении коммерческой тайны».
19 сентября 2012, 12:28