Драконы и старцы
В древней китайской мифологии бог гор отождествлялся с горой и сама гора была богом. На вершинах и у подножий примечательных гор китайцы всегда ставили храмы, где совершали жертвоприношения. Стоял такой храм и у подножия Брата.
«В том месте, где Сучан (ныне р. Партизанская) впадает в море, около самого устья реки есть две одинаковые скалы, стоящие рядом: та, что ближе к морю, называлась тогда Данай-шань (большая гора наподобие женских грудей), а та, что стоит на берегу реки, — Эр-най-шань (вторая грудь — гора). У подножья последней была большая каменная кумирня в честь бога небесных стихий Лунвана. Боги этой кумирни были известны тем, что никогда не отказывали просящему их человеку и обладали чудодейственною силою исцелять все недуги. Многие приезжали сюда из Китая, чтобы совершить поклонение богам, и всегда получали исполнение своих желаний», — писал исследователь Уссурийского края Владимир Арсеньев. Например, в XII в. из Китая сюда приезжал правитель Золотой империи Цзинь принц Ваняньский, который «заболел глазами». Как гласят китайские хроники, он приехал к горе, совершил обряд и получил избавление от местного духа. Так кто же такой этот всесильный бог Лунван горы Брат? Лунван в китайской мифологии — хозяин водной стихии. Ему подчинялись бог грома Лэйгун, владыка дождя Юйши, бог ветра Фэнбо и драконы морей. У каждого моря имелся свой дракон, но Лунван был их правителем и выделялся среди прочих драконов необычайными размерами — около 500 м в длину. «Голова, как у верблюда, рога, как у оленя, глаза, как у зайца, уши, как у коровы, шея, как у змеи, живот, как у морского зверя, чешуя, как у карпа, когти, как у ястреба, лапы, как у тигра».
Несмотря на то что Лунван являлся драконом, он пребывал во вполне земном обличье и представлялся людям в образе старца, живущего в хрустальном дворце на дне моря. Этот дворец был набит несметными сокровищами, которые охраняли морские твари — крабы, черепахи, каракатицы. Весной Лунван возвращался в образ дракона, взлетал на небо, откуда давал земле дожди, а осенью вместе с дождями уходил под воду, но никогда не показывался весь.
Заступничества этого царя драконов, дарующего дождь, просили земледельцы, моряки, рыбаки и водоносы. Храмы, посвященные ему, были в каждом городе и деревне. В народе именно его считали главным водным божеством и именно к нему обращались с просьбой о помощи при засухе или наводнении. Лунван также повелевал остальными драконами, которые управляли морями, реками и озерами. И именно к Лунвану под горой Брат приходили местные люди, прося дождя для полей или наоборот, — укротить разлив приморских рек.
Кресты и ленточки
В советское время храм Лунван под горой Брат был разрушен. Вскоре разрушили и саму гору. Боги прогневались, и с тех пор на Золотую долину стали приходить соленые туманы, которые раньше сдерживались вершиной второй грудь-горы. Но сама гора до сих пор является местом активного посещения жителей Приморья.
До сих пор сюда отправляются экспедиции школьников в поисках остатка храма и таинственных пещер, которые якобы видели рабочие, разрабатывавшие гору под карьер. По описаниям исследователя Ф.Ф.Буссе начала ХХ в., рядом с сопкой Брат было обнаружено средневековое городище. Правда, современные археологи не могут ничего найти. Не найден и некий целебный источник у подножия. А пока отсюда отправляются в полет многочисленные дельтапланеристы. Да и просто с горы открывается потрясающая панорама, притягивающая сотни туристов.
Как писал исследователь Д.И. Шрейдер в 1897 г., обследовавший долину реки Партизанской: «Вид на живописную Сучанскую долину особенно красив с устья реки, с того именно места, где находятся два грандиозных конусообразных купола гор. Вид отсюда, с вершины скалистого купола, необыкновенно хорош. Я взбирался на третий день по приезду на одну из этих вершин, и впечатление, произведенное на меня той панорамой, которая мне открылась оттуда, до сих пор еще сохраняется в моей памяти во всех своих мельчайших деталях». Те же ощущения испытываешь и сегодня.
Решением исполкома приморского краевого Совета народных депутатов № 535 от 13 июля 1984 г. «Об отнесении уникальных и типовых природных объектов к государственным памятникам природы Приморского края», а также решением исполкома приморского краевого Совета народных депутатов № 404 от 30 мая 1986 г. «Об отнесении уникальных и типовых природных объектов к государственным памятникам природы Приморского края», сопки Сестра, Брат и Племянник отнесены к государственным памятникам природы Приморского края. Кроме государственной охраны Брат сегодня находится и «под покровительством» православных святых. По серпантину дороги установлены гранитные камни с библейскими изречениями, а на плато срезанной вершины имеется большой деревянный православный крест. Однако рядом с крестом растет дерево, все обвязанное красными ленточками, — так по старинному буддийскому обряду люди стараются просить у местных духов исполнения загадываемых ими желаний. Так местом какой силы сегодня является гора Брат?
Ответ можно найти у того же Владимира Арсеньева: «Мы остановились отдохнуть. Дерсу поставил свое ружье к дереву, подошел к кумирне, опустился перед нею на колени и дважды поклонился в землю. Я удивился, что он молится перед китайской кумирней. — Дерсу, — обратился я к нему. — Что ты молишься? Ведь это китайский бог!? Ничего, капитан, — ответил он мне. — Какой Бог — ваш Бог, наш Бог, китайский Бог, все равно один Бог.
Я поразился его ответом и устыдился своего вопроса. Его ум не был забит никакими теософическими теориями. Вопрос, над которым европейцы тысячелетиями ломают головы и ведут споры, иногда доходящие до кровопролития, он, простой дикарь, разрешал так просто. В самом деле — один Бог! Разница только в том, что каждый человек представляет его по-своему и по-своему его называет. После этого я воспретил казакам обирать сахар в кумирнях».
Юрий УФИМЦЕВ, специально для «К».