2013-06-26T10:40:57+11:00 2013-06-26T10:40:57+11:00

Как затонул «Наварин»

19 августа 1889 г. в Санкт-Петербурге заложили броненосец береговой обороны. Его назвали «Наварин». Броненосец считался практически неуязвимым для артиллерии, хотя к моменту ввода в строй некоторое оборудование уже устарело. Тем не менее он сыграл свою роль в умиротворении «Боксерского» (Ихэтуанского) восстания в Китае, а также в русско-японской войне.\n

«Сам погибай, а товарища выручай»

Восстание было организовано тайным обществом «Кулак во имя справедливости и согласия» (Ихэтуань) и направлено на вытеснение иностранцев из страны путем запугивания и убийств. Чтобы его усыпить, китайское правительство разрешило войскам России, Германии, Англии, США, Франции, Японии, Италии и Австрии войти в Пекин и установило число военнослужащих для каждой страны: 75 русских, 75 англичан, 52 американца, 30 итальянцев и 30 японцев. Когда двухтысячный сводный отряд под общим командованием адмирала сэра Эдварда Сеймура высадился в июне 1900 г., сильное сопротивление восставших и императорских китайских войск под командованием князя Жунлу заставило его отступить.

Дальнейшая переброска сухопутных войск на боевых кораблях была вызвана острой нехваткой транспортов. «Транспортировка войск с лошадьми и обозом на военных судах, лишая их боевой способности, возможна была только с китайцами, при полном бездействии их флота и, конечно, немыслима с более энергичным противником», - сообщал в рапорте на имя генерал-адмирала Наместник Его Императорского Величества на Дальнем Востоке вице-адмирал Е.И. Алексеев. Перевозка войск завершилась благополучно. В августе, захватив Тяньцзинь, выступили две международные экспедиционные силы: от Великобритании – 2 900 солдат, от САСШ (сейчас США) — 2 200 солдат и шесть орудий, от Японии – 9 000 солдат при 24 орудиях, от России — 2 900 солдат и 16 орудий, от Франции — два батальона морской пехоты, один морской батальон и артиллерийский дивизион.

13 августа российский контингент международных экспедиционных сил, подошедших к Пекину, начал выдвижение, надеясь захватить столицу Китая. Первыми прорвались по мосту русские воины, которые огнем двух орудий разбили железные ворота Дунбяньмынь и взяли их под контроль, следуя русскому обычаю «сам погибай, а товарища выручай». Действия японцев были безуспешные, американцев тоже. Англичане подошли к воротам Гуанцюймынь и обнаружили, что китайцы, охранявшие ворота, сбежали. Американцы, пройдя под стеной и миновав ворота, оказались под стенами Посольского квартала. Индийские войска прошли через шлюз и поднялись по улице Канала к британской дипмиссии. Японцы рассеяли ихэтуаней. Так войска коалиции, благодаря храбрости русских моряков-десантников, заняли Пекин, вытеснив из него ихэтуаней.

Позже «Наварин» вошел в состав международной эскадры, штурмовавшей Шанхай-Гуань. После окончания Китайской кампании «Наварин» оставался в составе эскадры Тихого океана до 12 декабря 1901 г., а затем ушел на ремонт на Балтику.

Отбиваясь от атак

Ремонтные работы продолжались до русско-японской войны в 1904 г. Самое слабое место броненосца, которое так и не смогли устранить, - это устаревшая артиллерия, предназначенная для стрельбы дымным порохом. Не хватало производственных мощностей на судоремонтном заводе. В итоге в начале июня 1904 г. «Наварин», как корабль, «закончивший ремонт», вышел на Большой Кронштадтский рейд, где и находился до ухода II эскадры флота Тихого океана к дальневосточным берегам 29 августа 1904 г. и далее – в бессмертие.

14 мая 1905 г. в Цусимском проливе в тумане показался японский крейсер «Идзуми» на дистанции 60 кбт, который следил за II эскадрой флота Тихого океана. Русские корабли продолжали свой путь через пролив. Спустя шесть часов их встретили главные силы японского флота под командованием вице-адмирала X. Того. Началось Цусимское сражение, ставшее для «Наварина» последним. Из команды броненосца осталось в живых всего три человека: сигнальщик Иван Седов, кочегар Порфирий Деркач и комендор Степан Кузьмин. Поэтому все, что произошло на корабле во время сражения, известно лишь со слов этих людей, каждый из которых имел весьма ограниченное представление об обстановке на броненосце.

Наиболее осведомленным являлся Седов. Стоя у входа боевой рубки (в которой ему не было места), он слышал, как отдавал распоряжения командир корабля капитан I ранга Б.А. Фитингоф и докладывали офицеры. По словам Седова, броненосец получил повреждения в самом начале боя, когда 305-миллиметровый японский снаряд попал в левый борт у ватерлинии в районе носового минного аппарата. Это случилось около 15 ч., сразу после гибели броненосца «Ослябя». Командир корабля отдал лаконичное распоряжение: «Заделать пробоину!»

Несколько позже «Наварин» прикрыл флагманский корабль «Князь Суворов». Вот как это произошло: увидев на одном из поворотов эскадры тяжелое состояние флагманского корабля «Князь Суворов», командир броненосца «Наварин» Фитингоф, невзирая на пробоину в отделении носового торпедного аппарата, приказал направить «Наварин» для защиты «Князя Суворова», хотя сам и называл адмирала З. Рожественского «бездарным комедиантом». В этот момент «Наварин» получил два попадания снарядов крупного калибра в кормовую часть: с левого и правого бортов. Пробоины заделала трюмная команда мешками с паклей. Возникла необходимость морально поддержать экипаж броненосца. Невзирая на обстрел корабля, командир «Наварина» покинул боевую рубку, выйдя на мостик.

В этот момент японский снаряд попал в площадку фор-марса. Фитингоф был ранен. Командование кораблем принял старший офицер капитан II ранга В.Н. Дуркин. Командира корабля отнесли в операционный пункт, а «Наварин» пошел дальше, держа курс на Владивосток и отбивая минные атаки японских миноносцев.

Около 21 ч. боцман сообщил, что кают-компанию заливает вода по причине большого хода, который развил поврежденный броненосец. Следует приказ Дуркина: «Задраить непроницаемые двери!». Корабль продолжал двигаться прежним курсом, разрывая ночную тьму вспышками орудийных выстрелов. Но вскоре «Наварин» стал отставать от эскадры, т.к. в носовой кочегарке лопнул паропровод.

Свинцовые воды Японского моря

Вплоть до наступления темноты броненосцу удавалось поддерживать эскадренный ход, но затем носовые переборки не выдержали давления воды, поступавшей через пробоину в носовой части. «Наварин», зарываясь носом в воду, стал отставать от эскадры. Подобно стае озверевших собак, которыми травят медведя, японские миноносцы атаковали одинокий корабль сразу с трех сторон, причем передние миноносцы направили на броненосец слепящие лучи своих прожекторов, а в это время зашедший с кормы вражеский миноносец выпустил торпеду.

Около 22 ч. 14 мая 1905 г. первая японская торпеда попала в кормовую часть левого борта и произвела большие разрушения. Броненосец задрожал и погрузился в воду кормой до башни. Пробили водяную тревогу, и члены команды заняли свои места. Чтобы избежать вражеских атак, броненосец пошел к корейскому берегу, развив четырехузловой ход. Командой овладело отчаяние. Комендоры стреляли из орудий, почти не целясь. А японские миноносцы наглели, кружась вокруг «Наварина». Японцы пускали торпеды, стреляли из орудий и винтовок.

Затем вторая торпеда попала в середину правого борта. Броненосец продолжал крениться на правый борт. На корабле царила паника. Часть команды стала готовить шлюпки к спуску, но кто-то второпях перерезал тали, на которых висел катер, и он упал в море и утонул. Во второй спущенный катер ринулась масса людей, и он тоже утонул под их весом. В это время вражеский миноносец подошел к левому борту тонущего «Наварина» и выпустил третью торпеду. Раздался взрыв, пламя которого ослепило тонущих. Столб воды поднялся выше мачт броненосца. «Наварин» перевернулся и, накрыв своей палубой две переполненные людьми шлюпки, пошел на дно. Уцелевшие члены экипажа, которых не накрыл перевернувшийся броненосец и не засосал образовавшийся на месте гибели корабля водоворот, оказались в воде и пытались спастись, используя всплывшие бревна, доски, деревянные ящики, которые разбрасывали волны, калеча плавающих людей в темноте ночи. Из 700 членов экипажа в живых осталось 30 человек. В 8 ч. утра на расстоянии двух кабельтовых от мести гибели «Наварина» прошел японский миноносец. Японские офицеры цинично рассматривали в бинокли обессилевших в борьбе со стихией русских героев. Но спасать тонущих русских моряков не собирались. Пытающиеся спастись матросы провожали уходящий миноносец врага глазами, полными отчаяния.

Постепенно от холода и безысходности матросы стали сходить с ума и тонуть. Одни ругались, другие молились, а третьи цеплялись друг за друга. Когда сигнальщик Седов в последний раз окинул взглядом горизонт, он увидел приближавшуюся к нему дымящуюся точку. Матросу показалось, что прямо на него идет «Наварин», но почему-то трехтрубный. Седова вытащили из воды, в которой он провел 14 часов, и подняли на палубу японского миноносца, принятого Седовым за «Наварин». Еще двух матросов - Порфирия Деркача и Степана Кузьмина, плававших на крышке ящика, подобрал английский пароход, капитан которого сдал их русскому консулу в Тянь-Цзине. Деркач вернулся на Украину, а Кузьмин - в Кинешму. Для остальных моряков с броненосца «Наварин» братской могилой стали свинцовые воды Японского моря.
Борис ДРОГИН, инженер-кораблестроитель, патентовед, специально для «К»