Центр цифровой экспертизы Роскачества представил вторую часть своего масштабного исследования мобильных игр, на этот раз сосредоточившись на популярных играх жанра «три в ряд». Выяснилось, что эти игры, часто устанавливаемые пользователями «чтобы убить время», на самом деле используют изощренные психологические приемы, побуждающие к неосознанным тратам.
Эксперты обнаружили, что все протестированные игры в той или иной степени применяют манипулятивные механики. Некоторые делают это ненавязчиво, другие же прибегают к агрессивным тактикам, превращая безобидное развлечение в источник постоянного давления и импульсивных покупок.
Основные манипулятивные стратегии в играх «три в ряд», по мнению специалистов Роскачества: искусственная сложность (уровни часто проектируются так, чтобы до победы оставалось всего 1-2 хода, которые тут же предлагается докупить), системы ограничений (ограниченная «энергия» или «жизни», которые заканчиваются в самый неподходящий момент, и таймеры их восстановления), FOMO (страх упустить выгоду), социальное давление (призывы вступать в команды, просить помощи у друзей и публичные рейтинги, вызывающие чувство соперничества и обязанности), «подсадка» новичка (щедрые бонусы на старте формируют положительную зависимость, которая затем ослабевает).
Отдельное внимание Роскачество обращает на рекламную стратегию многих топовых игр, особенно продуктов студий Playrix (Gardenscapes, Homescapes), а также Royal Match и Lily's Garden. Пользователи массово жалуются на «чудовищную жалостливую рекламу», где персонажам угрожает опасность, а игрок должен решить головоломку, чтобы их спасти.
Ключевая проблема заключается в намеренном введении в заблуждение. Рекламные ролики часто демонстрируют геймплей, которого нет в реальной игре. Пользователю показывают сложные логические загадки или головоломки на спасение персонажей, в то время как реальный игровой процесс сводится к классическому «три в ряд».
Илья Волгин, руководитель направления UX-исследований Роскачества, называет такую практику «мошенническим трафиком». Он объясняет, что пользователь, пришедший из рекламы, ожидает одного геймплея, а получает совершенно другой. Разочарование компенсируется уже совершенной установкой и вовлеченностью. Разработчики выигрывают за счет объема: даже если большая часть пользователей уйдет, оставшихся хватит для получения прибыли. Это нечестно по отношению к потребителю, который принимает решение на основе ложной информации. В Великобритании, например, реклама игр Homescapes и Gardenscapes уже запрещена.
Всего Роскачество исследовало 14 самых популярных игр жанра «три в ряд» на платформах Android и iOS, включая мировые бестселлеры (Candy Crush Saga, Homescapes) и продукты российских студий («Планета Самоцветов», «Мир домовят»).