Перевод регулярных рейсов в новый терминал владивостокского аэропорта начался год назад. А сегодня уже трудно представить, что когда-то мы жили иначе: в тесноте и обиде старого аэровокзала, где под международный сектор был выделен промерзавший зимой насквозь закуток (до постройки первого международного терминала), без стеклянных фасадов, климат-контроля, эскалаторов и телескопических трапов, а главное, без понимания смысла слова «сервис». Теперь, возвращаясь из поездок по миру, читатели «К» больше не испытывают стыда, проходя через воздушные ворота Приморья: аэропорт вполне «на уровне». Как внешне, так и внутренне. О перспективах развития предприятия, играющего не последнюю, а в буквальном смысле первую скрипку в создании имиджа региона, мы расспросили Максима Четверикова, генерального директора ОАО «Международный аэропорт Владивосток» («МАВ»).
— Максим Геннадьевич, месяц назад во Владивостоке ВТБ и ОАО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» подписали соглашение о финансировании ряда масштабных инвестиционных проектов, в т.ч. в Приморье. Один из проектов — это развитие нашего аэропорта. А есть ли точный план или хотя бы понимание, что именно и каким образом следует развивать?
— Есть и то и другое. Фонд выкупает акции аэропорта у ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» и миноритариев. И уже через несколько месяцев он станет владельцем 79% акций ОАО «МАВ». Кроме того, как вы знаете, в июне в рамках Петербургского международного экономического форума был подписан меморандум о сотрудничестве между фондом, Внешэкономбанком, Приморским краем и консалтинговой компанией Changi Airports International.
Мне была поставлена задача подготовить план развития на ближайшие шесть лет. Цель — сделать аэропорт инвестиционно привлекательным настолько, чтобы в дальнейшем его развитие продолжалось за счет не только государственных, как сейчас, но и частных инвестиций. Ведь ОАО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» образовано государственным Внешэкономбанком с целью создания условий для опережающего развития Дальнего Востока и Забайкалья.
Сегодня рассматривается несколько серьезных для нашего аэропорта проектов. Во-первых, строительство многоуровневого паркинга. Сейчас есть проблема нехватки мест для длительной стоянки, бесплатной и служебной. Имеющийся «быстрый паркинг» удовлетворяет потребности наших клиентов в границах привокзальной площади, но ведь у нас только сотрудникам «МАВ» нужно порядка 250-300 машиномест, плюс работающие в аэропорту госструктуры... И всем нужно где-то парковаться, ведь это же Приморье, здесь каждый второй на личной машине на работу добирается! В общем, проект многоуровневого паркинга примерно на 700 машиномест прорабатывается, при этом мы имеем в виду не только автостоянку, но и сопутствующие виды бизнеса, такие как автомойки, кафе и т.д. Место для него выбрали удачное, рядом с привокзальной площадью, естественно, но ближе к терминалу аэроэкспресса, причем паркинг будет вытянут вдоль него.
— Правильно, потому что прямо напротив аэровокзала сам собой напрашивается отель...
— Второй проект — это как раз-таки деловой гостиничный центр. Мы обсуждали с руководством фонда целесообразность его появления в аэропорту. Ведь у нас неподалеку, в бухте Муравьиная, создается туристско-развлекательная зона «Приморье», кстати, это еще один проект фонда в крае. Там будут игорная зона, очень большие деловой и гостиничные центры. Так есть ли смысл на удалении 25 км строить отель в аэропорту? И я рад, что мне удалось обосновать его необходимость. Конечно, деловой центр обязателен для инфраструктуры любого международного аэропорта! Вопрос только в том, какие у него должны быть мощности. Мы проработали общее техническое задание. И вывели небольшой деловой отель номерной емкостью порядка 130 комнат различных категорий, в т.ч. люкс. Предусмотрено также 10-15 переговорных комнат и два больших конференц-зала на 50—100 человек.
Рассматриваются также отдельные проекты развития непосредственно аэропортового бизнеса, например, строительство мультимодального логистического узла на базе строящегося грузового терминала.
Кроме всего прочего, я давно вынашивал мысль о создании свободной экономической зоны в аэропорту Владивосток. Законодательство определяет статус таких зон и процедуру их появления. Свободная экономическая зона может создаваться где угодно, если для этого имеются предпосылки. Технико-экономическое обоснование подается в Минэкономразвития. Вопрос рассматривается на правительственном уровне, при положительном решении выходит постановление Правительства РФ. Дальше можно запускать процесс в жизнь. И этот проект в общих чертах нами уже проработан. Наши будущие акционеры и руководители фонда его увидели, им эта идея очень понравилось.
— Но существуют ли реальные экономические предпосылки для такого проекта в Приморье? Никакая зона без резидентов не может существовать. А откуда они возьмутся?
— Резиденты — это предприятия различных направлений деятельности. Для портовой зоны определены конкретные виды деятельности, которые могут в ней применяться. Мы рассматриваем проект мультимодального логистического центра с фидерными перевозками, т.е. перевозками разными видами транспорта. Рассматриваем и предлагаем отдельной частью проект создания технических сервисных центров для обслуживания воздушных судов. В регионе ничего подобного нет, кроме как в иностранных аэропортах. Хранение запчастей, наличие складов временного хранения, складов дьюти-фри, дьюти-пэй. Еще один вид деятельности — создание торговых площадей для определенных товаров в рамках зоны и производство этих товаров в зоне. Допустим, востребовано будет производство электроники. Спрос есть. Наконец, федеральной почтой России разрабатывается проект создания у нас в рамках новой структуры аэропорта логистического центра по переработке международной почты для дальневосточных и, возможно, сибирских регионов. Этот проект идеально впишется в нашу портовую особую экономическую зону. Дело в том, что интернет-торговля будет расти быстрыми темпам, и в Азии даже быстрее, чем в Европе. К этому нужно готовиться. А сейчас вся международная почта на восток страны едет через Москву. Поэтому данный проект чрезвычайно актуален, интересен, и он в начале проработки.
— Какая судьба ждет старые терминалы внутренних и международных рейсов, ведь продать их так и не удалось?
— Процесс продажи был прерван в связи с возникшими планами: в нашей презентации плана развития аэропорта на ближайшие шесть лет есть и проект восстановления «старой» существующей инфраструктуры. Предполагается реконструкция терминального комплекса с целью превращения его в единый аэровокзальный центр, включающий в себя небольшой бизнес-центр (порядка 700 м2), реконструкция перрона и рулежной дорожки. В итоге мы будем иметь инфраструктуру, позволяющую принимать от 1,5 до 2,5 млн пассажиров «бизнес-уровня». Речь идет именно об игровых туристах, об обслуживании чартерных рейсов. Таким образом, фонд увязывает два своих проекта — аэропорт и «игорную зону».
— Ожидается ли прирост пассажиропотока в ближайшие годы и какие изменения в инфраструктуре нового терминала произойдут в этой связи?
— На сегодняшний день пропускная способность аэровокзального комплекса рассчитана на 3,5 млн пассажиров. После установки соответствующего оборудования терминал сможет обслуживать порядка 5 млн. В итоге в 2015 г. мы рассчитываем обслуживать до 3,5 млн человек, а дальнейшему росту пассажиропотока должны сопутствовать развитие самого региона, запуск первых площадок игорной зоны и общее увеличение турпотоков в Приморский край. Нам ставится задача — подготовить инфраструктуру исходя из этих объемов. Чем мы и занимаемся.
В терминале будут установлены дополнительные эскалаторы, не все еще лифтовые шахты и туалетные комнаты открыты. Не запущена пока даже целая технология: через эскалаторы у нас возможен выход на посадку, но пока нет такой — потребности из-за достаточной пропускной способности.
— Авиакомпания «Трансаэро» намерена, получив самый большой в мире самолет А380, запустить его на своем маршруте из Москвы во Владивосток. Но я вижу, что размах крыла этого лайнера не позволит ему разместиться ни у одной из имеющихся галерей, кроме того, одного телетрапа для него мало. Куда же он будет «парковаться»?
— У четвертой, восточной галереи. Мы с «Трансаэро» подписали соглашение о сотрудничестве и планируем за 1,5 года провести реконструкцию этой галереи для обслуживания А380. Вообще, галерея — это стационарная конструкция, которая соединяет аэровокзал с телескопическими трапами. Поэтому сама галерея должна иметь разделение на уровни, а на сегодня у нас все галереи одноуровневые. Кроме того, к этой галерее, учитывая то, что данное воздушное судно имеет три входа, нужно присоединять три телескопических трапа. На сегодня подобная возможность в имеющихся галереях не предусмотрена. Поэтому нам придется провести серьезную реконструкцию в этой зоне. К тому же, А380 настолько большой самолет, что для него необходима система докирования. Это автоматизированная визуальная система, с помощью которой пилоты без участия авиатехника могут сами заруливать на стоянку и останавливаться. А380 поместится на четвертой стоянке, но, как вы правильно заметили, при этом мы будем иметь ограничение на обслуживание на стоянке № 3. И тем не менее, я думаю, все хотят, чтобы во Владивосток летало такое воздушное судно. И эта общая заинтересованность поможет преодолеть все проблемы, которые возникают.
— Технологическое оборудование — это только полдела. Вторая половина — это сотрудники. Я довольно много летаю по миру и хочу заметить, что уровень сервиса в нашем аэропорту существенно возрос. А когда соединились новый сервис, инфраструктура и технологии, то появилась и новая атмосфера. Она вроде бы неизмерима, но все-таки вполне ощутима.
— Конечно, дело не только в новом уровне, но и в команде, коллективе. Персонал становится другим! Мы последние два года проводили очень серьезную работу по обучению персонала. На повышение уровня сервиса, внедрение стандартов корпоративного обслуживания пассажиров направляются огромные усилия. К примеру, справочная информационная группа проходила отдельное обучение по теме: как преподносить информацию, какой при этом должна быть интонация, какой набор слов использовать, как правильно разговаривать с клиентом по телефону и как следует себя вести на стойке информации. Всего в аэропорту работает 1,5 тысячи человек, но с пассажирами общаются далеко не все из них. За эти два года обучение прошли процентов 30. Но мы запустили программу внутренних тренингов и начинаем расширять круг обучения персонала, цель — охватить весь наш коллектив.
Беседовал Григорий СЕМЕНОВ