Юрий Арсентьев родился в 1955 г. в Красноярске.
1975 г. окончил Дальневосточное мореходное училище, затем Дальрыбвтуз, инженер-судоводитель.
1989 г. был назначен капитаном парусного учебного судна «Паллада», в строительстве которого принимал участие. В 1995 г. Арсентьев был избран генеральным директором ОАО «ТУРНИФ», которым успешно руководил несколько лет. Специалист международного морского права, имеет научные труды и опыт преподавательской работы, окончил аспирантуру и докторантуру, кандидат юридических наук, автор нескольких монографий, в том числе учебного пособия по международному морскому праву.
В 2001 году перешел на работу в Госкомрыболовство России в Москве. В 2004-2006 годах - первый заместитель главы Владивостока, представляющий интересы города в Москве. С 2010-го по 2011 год занимал должность первого заместителя руководителя городского Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы.
Женат, отец пяти дочерей.
Юрий Арсентьев считает Владивосток своей родиной — здесь он состоялся, прежде всего, как человек. По его признанию, именно этот «невероятный город» дал ему путевку в жизнь. В ту жизнь, которой он сегодня живет, и ни об одном своем решении не жалеет. Но не ностальгические мотивы привели первого капитана «Паллады» Арсентьева в краевую столицу. Появление на политической арене Владивостока известного в свое время капитана дальнего плавания, одного из представителей приморского «топ-менеджмента» в Госкомрыболовстве в Москве, — не случайно. Арсентьев, имея командирскую профессию, управленческий опыт, уверен, что смог бы составить здоровую конкуренцию кандидатам на предстоящих выборах главы Владивостока. О том, почему ему это пока не удалось, а также о своих планах, он рассказал в интервью «К».
— Вы, будучи на пенсии и живя в Москве, вновь решили вернуться во Владивосток. Да не просто так, а с намерением участвовать в выборах мэра.
— Решение принимал в несколько этапов. В один момент мне показалось, что всего того, что я сделал в жизни, недостаточно. Есть силы и готов работать. К тому же у меня до сих пор сохранились добрые, дружеские отношения с приморцами, они-то меня и подтолкнули к этому решению. Я еще думал: как же заявлюсь, ведь меня здесь забыли? Но оказалось, что нет. Уже будучи во Владивостоке, был удивлен тем, что меня помнят и, главное, поддерживают.
— Прежде всего, вас помнят как первого капитана «Паллады».
— Пусть так. В общей сложности у меня за плечами 21 год морского стажа. 15 лет был капитаном на различных судах, в том числе и на «Палладе», куда был принят по конкурсу первым капитаном. Тогда мне было 33 года. Прежде чем встать за штурвал «Паллады», я прошел стажировки на «Седове» и «Крузенштерне», сам подобрал команду. 4 июля 1989 года на паруснике был поднят советский флаг. Через три года мы ушли в первое для «Паллады» кругосветное путешествие — вообще это было первое кругосветное плавание учебно-парусного судна СССР. Пять лет я был ее капитаном — с марта 1989-го по март 1994 года.
— В 1995 году коллектив ОАО «ТУРНИФ» пригласил вас на должность руководителя. Предприятие тогда находилось на грани краха. Не побоялись в то лихое время взять на себя ответственность...
— Без ложной скромности скажу, что хозяйство мне на тот момент досталось тяжелое: половина флота была распродана с большими убытками, не было средств, чтобы обеспечить оставшимся судам выход на путину, работников массово увольняли, а оставшимся месяцами не выплачивалась зарплата. Были большие долги в бюджет. Мы разработали жесткую, но единственно необходимую на тот момент концепцию сохранения и развития управления предприятием, реализация которой позволила удержать его от развала и сохранить оставшийся флот. Уже через 3 года «ТУРНИФ» полностью восстановил свою платежеспособность, исправно выплачивал налоги во все уровни бюджета, а с 2000 года уже входил в первую пятерку крупнейших рыбодобывающих предприятий России. Заработная плата матроса в тот период времени составляла в среднем около 2 тысяч долларов (1998 год).
— Сегодня говорят, что Владивосток должен стать настоящими «воротами России в Азию». Это реально?
— Безусловно. Впрочем, Владивосток и сейчас является этими самыми воротами. Но еще есть к чему стремиться. Приведу пример: Сингапур. Первый раз я там побывал в 1973 году. Тогда ведь это была грязная, дурно пахнущая деревня, с грязной речкой, с джонками, в которых люди и спали. Сингапура еще не было видно, а мы на судне всегда знали, что он вот-вот уже появится. Как раз из-за того ужасного запаха, который нас встречал. Недаром еще Гончаров в своем знаменитом произведении «Фрегат «Паллада» писал о Сингапуре как о городе, у которого нет будущего, и что это нельзя исправить. Но с того момента, как я его увидел впервые, прошло всего 40 лет, и теперь Сингапур — это лучший город планеты с точки зрения экологии, организации жизни, инвестклимата. Помню, когда был капитаном, заходили во Владивосток — от города шел аромат, особенно весной и в начале лета, в момент цветения, такой яркий, сочный аромат. Сейчас ну совсем другой запах. Улавливаете связь? Вот к такому образцу Владивостоку и надо стремиться. Или еще — южнокорейский Пусан, который был раньше ничем, китайский Далянь… Все же это на наших глазах строилось, росло, организовывалось.
— Вы наверняка как стратег и практик просматривали ситуацию с положительным результатом на выборах. Ваши первые действия в должности главы приморской столицы начались бы с кадровых перестановок?
— Безусловно, определенную ситуацию проигрывал. Но не то, о чем вы говорите. Уверен, в действующей администрации города на 90%, а может, и больше, — это квалифицированные люди, которым требуется просто эффективный менеджмент, который правильно их сориентирует, создаст реальный план работы, наладит контрольно-надзорные функции за исполнением поручений. Это элементарные организационные мероприятия. Система подбора кадров в любом аппарате управления должна проходить на конкурсной основе. Если говорить о работе в целом, то базис есть: когда я работал первым вице-мэром в администрации Владивостока, то подготовил проект мер по улучшению жизни в городе, а также механизмы их реализации. Кроме того, есть идея наделения глав районных администраций реальными полномочиями, бюджетами и ответственностью. Власть должна находиться в шаговой доступности к населению, чтобы люди не бегали по каждой проблеме, касающейся, например, микрорайона, в городскую администрацию.
— Глава города — политик или больше хозяйственник?
— По моему твердому убеждению, не должен глава заниматься политикой. Мэр — это руководитель, который занимается чисто хозяйственными, управленческими вопросами. Это, образно говоря, человек с лопатой и метлой.
— Судя по всему, вам этот образ не удастся примерить. Вы не вошли в список кандидатов — горизбирком «забраковал» 11% подписных листов. Для отказа в регистрации достаточно 10% недостоверных подписей. Как же так получилось?
— Для регистрации мне, как самовыдвиженцу, необходимо было представить в избирком от 2 269 до 2 495 подписей. 28 июля я лично сдал в городскую избирательную комиссию 832 подписных листа, на которых было представлено 2 495 подписей в мою поддержку. Эти сведения прошли проверку по системе ГАС-выборы и в УФМС по Приморью. В итоге 423 подписи были признаны недостоверными, что превысило тот порог, который позволяет претенденту участвовать в выборах. В протоколе написано, что не существует людей, которые собирали подписи, и люди, которые ставили подписи, также нереальные. Я считаю, что 90% замечаний избиркома сфабрикованы, и я докажу это в суде, представив все необходимые документы. В настоящее время юристы подготовили исковое заявление. Мы готовы продолжать бороться до конца.
Я уверен, что выбор должен быть всегда и у всех, и свой выбор сделал — бороться за свое право, а право горожан — выбирать. Те люди, которые отдали за меня свои подписи, готовы отдать и свои голоса, и сейчас их лишают этого права. Хочу еще раз подчеркнуть, что все кандидаты должны обладать равными правами и нести равные обязанности. Никому не должно быть разрешено безнаказанно пользоваться своим должностным положением ни при каких обстоятельствах. Уверен: по-настоящему сильная власть не боится конкуренции.
— Что пожелаете горожанам?
— Владивосток всегда был особенным городом, и люди здесь были свободолюбивые, имели свое мнение, строили город и верили в будущее. И сегодня все должны верить, что у Владивостока в перспективе хорошее будущее. Жизнь движется вперед, пора уже реально улучшать ситуацию. Как ни странно, могут помочь те самые федеральные объекты. Просто нужно сделать так, чтобы эти красивые мосты, дороги и прочее становились локомотивами для развития Владивостока в целом. Потому что выбор есть всегда. Я свой выбор сделал. И буду бороться за то, чтобы у Владивостока был выбор!