Гибель фрегата «Диана»
52-пушечный фрегат «Диана» был построен российскими корабелами в Мурманске в 1852 г. по чертежам ставшего к этому времени уже легендарным фрегата «Паллада». А в июле 1854 г. «Диана» прибыла из Кронштадта на Дальний Восток для обеспечения дипломатической миссии вице-адмирала Е.Путятина, которому было поручено установить дипломатические и торговые отношения между Россией и Японией. «Диана» под командованием капитан-лейтенанта С.Лесовского пришла на смену обветшавшей, потрепанной годами и штормами легендарной «Палладе», на которой до сего времени держал флаг начальник экспедиции вице-адмирал Е.Путятин.
Однако фрегату «Диана» судьба отмерила короткий век: в декабре 1854 г. в Японии случилось мощное землетрясение, вызвавшее цунами. Разбушевавшаяся стихия разрушила город Симода, на рейде которого стоял русский корабль. Фрегат получил серьезные повреждения, но остался на плаву. Однако 7 января 1855 г. во время его буксировки японскими лодками в закрытую бухту Хеда для ремонта новый шквал добил корабль, и он затонул. К счастью, экипажу «Дианы» удалось спастись (кроме двух моряков): на шлюпках русские моряки достигли бухты Хеда и высадились на берег.
Русский моряк всегда найдет выход
Оказавшись «безлошадными», русские моряки после недолгих раздумий решили самостоятельно построить хотя бы небольшое судно, чтобы попытаться сначала отправить группу моряков за подмогой в Николаевск или же Петропавловск, затем вывезти на родину остальных членов экипажа, которых в общей сложности насчитывалось более 400 человек. На помощь японцев полагаться не приходилось: в то время они были весьма далеки от кораблестроения и строили лишь баркасы, совершенно не зная европейских технологий в судостроении.
Вот и пришлось русским морякам рассчитывать только на свое мастерство и смекалку. Однако смастерить на глаз пусть и малое судно, пригодное для такого серьезного плавания, как переход по Восточному океану и Беренговому морю — не простое дело. И тут им помог случай. Разбирая вещи, которые удалось спасти с «Дианы», моряки обнаружили журнал «Морской сборник» за 1849 год, а в нем — описание и чертежи русской яхты «Опыт», построенной для главного командира Кронштадтского порта.
Опираясь на расчеты и выкладки, приведенные в журнале, диановцы в начале февраля 1855 г. приступили к строительству судна. Руководили постройкой лейтенанты А.Колокольцев и А.Можайский (последний, будущий изобретатель первого в мире самолета). А к концу апреля русские моряки уже спустили парусную шхуну на воду (не имея совершенно никаких соответствующих условий, они построили ее за 2,5 месяца!). Нарекли судно «Хеда» — по имени места постройки — бухты и одноименного селения.
Умеешь строить сам — научи соседа
Вот как впоследствии описывал это событие бывший один из главных строителей «Хеды» лейтенант А.Колокольцев: «Легко отгадать чувство, с каким производились нами все приготовления к спуску шхуны. Японцы видели это в первый раз и ожидали какого-то чуда; случись к нашему несчастью, что шхуна не сошла бы со стапеля, мы потеряли бы в их глазах всякое доверие как кораблестроители. (...) Начали выколачивать подпоры, и японцы, повинуясь чувству страха и недоверия, отодвинулись еще дальше. Вслед за тем обрубили найтовы, тронули ваги, и шхуна сперва тихо, а потом скорее и скорее при дружном «Ура!» команды скользнула по стапелю и свободно заколыхалась на воде. (...) Два русских флага, национальный и посланнический, развевались на флагштоках первого построенного на японском берегу судна. Налюбовавшись вдоволь на шхуну, мы обернулись назад, и тут представилась картина не менее занимательная. Японцы с раскрытыми ртами присели на землю и безмолвно следили за шхуной, пока она на буксире у подоспевших наших гребных судов не скрылась за мыс. Тогда вся ватага (японцев. — Прим. авт.) отправилась с поздравлением к адмиралу, приседая и низко кланяясь в благодарность за данный им урок».
Здесь следует сказать, что при строительстве «Хеды» у русских моряков проходили «стажировку» и японцы, которые пожелали освоить необходимые для кораблестроения специальности. Именно экипаж «Дианы» раскрыл им «секрет» получения смолы из хвойных пород деревьев, что доселе японцам было неведомо; как не знали они токарного станка; льна, из которого в Европе делались паруса; тросового производства и еще много чего в области кораблестроения.
Японцы оказались прилежными и смышлеными учениками. Спустя 49 лет молодой броненосный флот Страны восходящего солнца атакует корабли русской Порт-Артурской эскадры, развяжет русско-японскую войну и станет главной ударной силой Японии. Но все это будет потом...
А пока японцы скромно попросили русских моряков при первой же возможности подарить им «Хеду», дабы иметь в своем распоряжении наглядный образец настоящего, добротного европейского кораблестроения. Стоимость постройки «Хеды» японская сторона оценила в 21252 руб.
Шхуна представляла собой 2-мачтовое парусное судно водоизмещением около 105 т. Как свидетельствовал тот же А.Колокольцев, «Хеда» «оказалась хорошим морским судном, соединяющим в себя ходкость с остойчивостью, поворотливостью и легкостью на волнении». Она развивала скорость до 11 узлов, что было весьма недурно, и вызывала восхищение не только у японцев, но и у опытных мореходов других стран.
Первый поход «Хеды»
...Приняв на борт вице-адмирала Е.Путятина, пятерых офицеров и 40 нижних чинов из бывшего экипажа «Дианы», «Хеда» под командованием лейтенанта А.Колокольцева отправилась в первое свое плавание. Курс держали на Петропавловск. 10 мая шхуна вошла в Авачу. Здесь моряки узнают, что все русские корабли флотилии, дислоцировавшиеся ранее на Камчатке, вместе с местным населением и гарнизоном еще 5 апреля ушли в Де-Кастри, на Амур, укрывшись от англо-французской эскадры (в это время шла Крымская война, и англо-французская эскадра, воевавшая на стороне Турции, крейсировала в дальневосточных водах).
Экипаж «Хеды» двинулся на их поиски. У берегов Сахалина шхуна повстречалась с тремя крейсерам англо-французской эскадры. Вражеские корабли решили поживиться легкой добычей, однако как они ни старались, так и не смогли догнать «Хеду», что вызвало у супостата и ярость, и восхищение. Благополучно уйдя от погони и достойно выдержав испытание океанским штормом, чему, безусловно, способствовали как мастерство экипажа, так и превосходные мореходные качества шхуны, 6 июня «Хеда» бросила якорь в устье Амура на рейде Николаевска, где и простояла до окончания войны.
Ценный подарок Японии
В ноябре 1856 г. «Хеду» передадут, как было условлено ранее, японским властям. Произойдет это в порту Симода. Так у Страны восходящего солнца появится первый настоящий корабль, построенный по европейскому типу, своего рода «дедушка» японского флота, как его впоследствии назовут.
Вместе со шхуной русские моряки подарили японцам уцелевшие и хранившиеся на берегу 52 пушки и навигационные приборы с фрегата «Диана».
Судьба же членов экипажа «Дианы», оставшихся в Хеде, сложилась по-разному. Основная их часть, которую принял на борт зафрахтованный Е.Путятиным бременский бриг «Грета», была захвачена в плен у Сахалина экипажем английского крейсера. Другая группа с помощью американских моряков была доставлена в Николаевск. Третьих занесло с оказией аж в Петербург.
В память о русских моряках
В 1923 г. жители японского селения Хеда, где русские моряки построили одноименную шхуну, на собранные пожертвования возвели каменную стелу в память об этом событии. А в 1969 г. открыли небольшой музей, экспонаты которого рассказывают о дипломатической миссии адмирала Е.Путятина, фрегате «Диана» и об удивительной истории постройки шхуны «Хеда». У входа в музей установлен памятник: морской символ всех моряков мира — якорь, возле которого навечно замерли русский матрос и японский рыбак.