2014-03-26T06:01:23+11:00 2014-03-26T06:01:23+11:00

Владивостокское напряжение

Полуостров Муравьева-Амурского сейсмически уязвим. &nbsp;<br />\r\n<br />\r\n<br />\r\n<br />\r\n<br />

Приморский край относится к числу самых сейсмоопасных регионов России, а Владивосток почти весь изрезан разломами, которые в любой момент могут выплеснуть свою разрушительную энергию. Но снять «нервный срыв» земли, уберечь здания и людей возможно, считает известный приморский геолог, начальник ОАО «Приморгеология» (входит в государственный холдинг «Росгеология») Александр Кандауров.

— Александр Тимофеевич, все-таки насколько вообще реальна угроза землетрясения для Приморья и Владивостока? До сегодняшнего дня ни один из худших прогнозов не подтвердился.

— В Приморском крае землетрясения происходят постоянно. Четырех-пяти и даже шестибалльные землетрясения — обычное дело для Приморья. Просто в большинстве своем они не ощущаются, но всегда оставляют следы, понятные профессионалам.

Вся жизнь земли проявляется в рельефе, любое его изменение не случайно, обычная на вид расселина или воронка могут быть признаком какого-то сейсмического процесса. Геологическое строение территории края — с образованием многочисленных рвов, уступов и других элементов — подтверждает подверженность Приморья землетрясениям, случавшимся здесь во все геологические времена. Мы выявляли такие тектонические рвы и трещины, возраст которых, по ряду параметров, составляет сотни и даже десятки тысяч лет!

Попадаются и молодые трещины, зародившиеся буквально вчера-сегодня. Интересно, что их отличает особый рваный рисунок, и если смотреть на него сверху, видно, как края трещины, то есть тектонические блоки уходят друг от друга, отдаляются в разные стороны. Наличие подобных зон растяжения — свидетельство продолжающей геодинамической активности.

— Но пока земля в Приморье молчит.

— Это молчание не сулит ничего хорошего. Чем дольше не проявляется сейсмическая активность, тем больше опасность возникновения мощного толчка. Напряжение в земной коре растет очень медленно, постепенно, накапливается длительное время. В конце концов когда-нибудь этот вентиль может сорваться и срыв окажется страшным.

Избежать таких последствий помогают специальные методы. Например, в Калифорнии, где очень высокая сейсмическая активность, бурят по сетке скважины и в каждую периодически закачивают водный раствор и, таким образом, локально, местными дозами, снимают напряжения земной коры.

— То есть дают выпустить пар?

— Да, это действует как профилактика, своеобразная прививка против землетрясений.

— А что можно сделать для защиты от разрушительных последствий землетрясений?

— Прежде всего, любое строительство должно начинаться с общего геологического изучения всей площади, проведения сейсмологического обследования и сейсмического микрорайонирования. Если эти работы не делать или выполнить их не в полном объеме, не на должном уровне, всегда существует опасность обрушения зданий. Чтобы этого не случилось, геологи специально бурят скважины, которые потом досконально изучают: замеряется огромное число трещин, все данные систематизируются, включая интенсивность и направление нагрузки по всем этим трещинам.

Особенности геологического рельефа обязательно нужно учитывать при строительстве, иначе не избежать разрушительных последствий. Дом, возведенный на месте трещины без проведения необходимых укрепительных работ, может так же, как и земные блоки, однажды претерпеть предельную растяжку и разрушиться. Когда это случится, не знает никто, и здесь кроется самая большая опасность. Мне однажды довелось видеть, как буквально «отползла» далеко в сторону 20-метровая часть уже готового каркаса трехэтажного гаража, который строил один предприниматель во Владивостоке. Проблем можно было бы избежать, сделай он до начала стройки необходимые инженерно-геологические изыскания, которые показали бы наличие трещин или подвижек.

На территории Владивостока вообще нет живого места, везде тектоника! Огромное множество современных сейсмодислокаций на побережье, десятки древних. Да, территория вокруг них вроде бы стабилизировалась и, может быть, не очень-то двигается, но при этом сейсмическая опасность сохраняется, и, безусловно, остается угроза для имеющихся и будущих построек.

У нас вдоль всего побережья параллельно берегу идут разломы, по линии которых постоянно происходят продольные разрушения. В зоне особого риска полуострова и самый уязвимый в сейсмическом отношении — это полуостров Муравьева-Амурского, где масса всяких разломов. Или вот во Владивостоке гостиница новенькая стоит на мысу Бурный. Как раз в этом самом месте проходит разлом, отделяющий обрывистую часть от пологой, приближающейся к морю. Причем вулканиты и базальты, образующие зону этого разлома, указывают, что он был действующим, пусть и достаточно древним, но долгоживущим, следовательно, опасным.

— Где же тогда строить, если весь город живет на разломах?

— Строить можно везде, но грамотно, с соблюдением технологий и с учетом сейсмичности территории. В идеале дома нужно возводить там, где грунт однородной структуры. Если этого нет, применяются дополнительные меры: площадки бетонируются, дополнительные сваи вбиваются. В этом плане очень интересный объект мост «Дружбы Тояма — Владивосток». Перед началом стройки там пробурили шурфо-скважины, и обнаружилось, что в глубине сплошная густая сеть разломов с непрочными тектоническими глинами. Помню, очень долго не могли «нащупать» твердое основание, на которое можно было бы опереть пилоны, и, говорят, некоторые эксперты серьезно опасались, что мост может обрушиться. Но, видимо, проведенные специальные укрепительные работы сняли все сомнения.

— Можно быть уверенным, что новые мосты стоят надежно?

— Конечно. Иначе бы они вообще не были построены.

— А что вы думаете про высотные дома, выдержат ли они?

— Владивостокские высотки — самые опасные дома в Приморье. Они построены практически без всякого учета сейсмичности. Если даже в панельных домах без каких-либо толчков панели вываливаются, нетрудно представить, что может произойти, случись что. Да здесь самолет пролетит, форсаж включит — и все может рухнуть.

— У нас народ сейчас активно строится, очень многие хотят жить в собственных домах. Увеличивается ли в «Приморгеологии» число частных заказов на геологические изыскания?

— К сожалению, домовладельцы к нам не торопятся. Хотя именно они как никто другой должны быть заинтересованы в том, чтобы дом не развалился. Вот так построят коттедж аккурат на границе движущихся блоков, полдома на одном блоке, полдома — на другом, и в один момент здание может на две части разломиться.

— Помимо инженерно-геологических изысканий, что еще может стать защитой от землетрясений?

— Чтобы даже небольшое землетрясение не стало катастрофой, нужно иметь точную картину геолого-тектонического строения края. Нужно составлять подробную сейсмотектоническую карту Приморья. Проводить макро- и микросейсмическое районирование с выделением зон сейсмичности, мест современных и древних сейсмодислокаций. Организовать общий мониторинг сейсмоситуации. Создать координирующий, рабочий, профессиональный центр по этому направлению.