Спрос и предложение
Первый закон экономики играет важную роль при формировании цены действующего предприятия. Стоимость бизнеса напрямую зависит от количественного соотношения потенциальных покупателей и компаний, предложенных к продаже. Соотношение между спросом и предложением может увеличить или уменьшить цену компании на 15-20%.
Так, в Приморье в настоящий момент наибольшим спросом пользуются небольшие магазины (предпочтение отдается продаваемым вместе с находящейся в собственности недвижимостью), предприятия общепита и игорные заведения. Правда, последний факт можно объяснить тем, что недавно на продажу была выставлена доля в уставном капитале одного из владивостокских казино, — большинство предложений о покупке ориентировано именно на этот лот.
ТЕНДЕНЦИЯ. Исходя из общероссийских тенденций, можно предположить, что структура спроса и предложения на рынке готового бизнеса Приморья будет изменяться. Например, московские инвесторы проявляют наибольший интерес к предприятиям сферы услуг (салоны красоты, туристические компании) и оптово-розничным торговым фирмам. В качестве примера предложения, вызывающего повышенный спрос на московском рынке, можно обозначить одного из ведущих российских поставщиков напольных покрытий (паркета, ламината, массива и т.п.). При стоимости в $1,5 млн компания приносит $50 тыс. чистой прибыли ежемесячно, имеет высоколиквидные (срок оборачиваемости не более трех месяцев) товарные остатки на сумму в $700 тыс. Надо отметить, что инвесторы готовы вкладывать средства в компании с подобными характеристиками даже в том случае, если предприятие расположено далеко за пределами Москвы.
Тип бизнеса
Компании, управление которыми не требует специализированной подготовки, продаются дороже, чем те, владение которыми предполагает наличие специализированных навыков и, следовательно, имеют ограниченный рынок покупателей. Этот показатель влияет на цену опосредованно — «простые» бизнесы пользуются большим спросом среди непрофессиональных инвесторов.
ПРИМЕР. Многие инвесторы с опаской относятся к вложению средств в телекоммуникационные компании. В этой сфере имеет место слишком быстрое моральное устаревание оборудования, а отслеживать рыночные тенденции практически невозможно без наличия специальных технических знаний. С другой стороны, телекоммуникационный рынок крупных российских городов достаточно насыщен, компании, желающие закрепиться на нем, не имеют иной возможности, кроме покупки действующего бизнеса.
Риск
Для многих покупателей отсутствие риска или «темных сторон» сделки оправдывает более высокую цену. Как это ни парадоксально, инвестор готов платить больше за компанию с «белой» бухгалтерией, хотя ее доходы, несомненно, будут ниже, чем у «серого» собрата.
Важна продолжительность действия договора аренды. Инвесторы, вкладывающие средства в покупку бизнеса, работающего на арендованных площадях, предпочитают больше заплатить за прямой долгосрочный договор аренды. Продавая компанию, арендующую помещение на 364 дня, надо быть готовым к тому, что покупатель потребует аналогичный срок возврата своих инвестиций.
ТЕНДЕНЦИЯ. Риски инвестирования способна уменьшить заранее отработанная процедура вхождения в бизнес нового собственника. Как правило, он состоит из нескольких этапов, содержание которых определяется заранее. В последнее время все большее число развивающихся компаний предпочитает иметь составленное квалифицированными бизнес-брокерами экспертное заключение, описывающее различные варианты продажи бизнеса и определяющее его цену. Собственники исходят из того, что хороший бизнес всегда должен быть готов к продаже.
Авансовый платеж
Снижение авансового платежа и обеспечение покупателю возможности покупки бизнеса в кредит может оказать сильное влияние на цену. Наш опыт показывает, что иногда покупатели уделяют больше внимания авансу, чем общей сумме. Снижение размера исходного платежа расширяет круг потенциальных покупателей, снижает риски инвестирования, что, в свою очередь, способствует повышению цены компании. Напротив, продавец, требующий единовременной уплаты всей стоимости бизнеса, бывает вынужден снизить цену на 30-40%, а согласившись на оплату в рассрочку, вы, напротив, вполне можете повысить цену процентов на 20. Опыт говорит, что инвестор довольно легко идет на это. Оно и понятно: по сути, он будет оплачивать часть покупки не из собственных сбережений, а из доходов, получаемых от ведения купленного бизнеса. Конечно, и эти деньги покупателю жалко отдавать — любая отсрочка платежа требует подготовки документов и системы взаимных гарантий.
ПРИМЕР. В конце 2002 г. консалтинговая группа «Магазин готового бизнеса» обеспечивала продажу ресторана, причем сделка проводилась с отсрочкой платежа. Продавец и покупатель договорились, что 60% суммы вносится сразу. В случае, если под управлением покупателя заведение давало бы заявленную продавцом сумму, то остаток стоимости вносился бы полностью через три месяца. Если прибыль оказывалась меньшей, то вносилось лишь 50% оставшейся суммы — был реализован первый вариант.
Потенциал предприятия
Несмотря на то что оценка бизнеса основывается на его текущей рентабельности, его цена будет зависеть и от долгосрочного доходного потенциала фирмы. Продавцы зачастую пытаются продать низкорентабельные или убыточные предприятия, основываясь на их потенциале в руках грамотного инвестора. Однако, повторимся, покупатель не должен платить кому-то за свой собственный труд.
ТЕНДЕНЦИЯ. В настоящий момент в России складывается новый класс предпринимателей, делающих бизнес за счет создания предприятий, выведения их на высокий уровень прибыльности и последующей продажи. Кроме того, широкое распространение получают услуги по созданию компаний «под ключ». Например, среди региональных инвесторов большим спросом пользуется услуга по созданию «под ключ» сетевых турагентств. Надо понимать, что на цену бизнеса влияет значительное число факторов. Наиболее значимые из них приведены в представленной ниже таблице.
| Положительное или отрицательное воздействие на конечную цену, % | |
| Спрос и предложение | |
| Тип бизнеса (простота в управлении, необходимость специальных технических знаний и т.д.) | |
| Действие договора аренды (более или менее года) | |
| Наличие бизнес-плана | |
| Наличие отработанной процедуры вхождения в бизнес нового собственника | |
| Состояние оборудования и иных материальных активов (при прочих равных условиях) | |
| Возможность покупки в рассрочку (размер авансового платежа) | |
| Потенциал предприятия | |
| Мотивация продавца и покупателя |
Повысить стоимость компании одновременно на 10-15% может грамотная предпродажная подготовка. Тому, какие мероприятия она в себя включает, будет посвящена наша следующая публикация.