2014-06-25T14:42:39+11:00 2014-06-25T14:42:39+11:00

Семейный подряд

Семейственность в руководстве фирмы демотивирует остальных сотрудников: они понимают, что если ты не родственник, то карьеры здесь уже не сделаешь. Но, может быть, все эти недостатки перекрываются возможностью полностью доверять партнеру?

Семейственность в руководстве фирмы демотивирует остальных сотрудников: они понимают, что если ты не родственник, то карьеры здесь уже не сделаешь. Но, может быть, все эти недостатки перекрываются возможностью полностью доверять партнеру?

«Однозначно родственниками управлять сложнее, чем обычными партнерами. Часто партнеры, которых связывает что-то большее, чем деловые отношения, не могут договориться друг с другом. Если с обычными сотрудниками все четко, конструктивно и «по делу», то с родственниками не стыдно и поспорить подольше, а где-то даже и поругаться, — считает Оганес Бабаджанян, директор РА «Тунесс». — Таким образом, многие решения могут приниматься дольше, чем нужно. Но может быть и наоборот, конечно. Не редки случаи, когда родственники просто не уживаются вместе, каждый тянет одеяло на себя, а в итоге они разбегаются на каких-то своих условиях.

Само собой семейственность демотивирует остальных сотрудников. Они ведь понимают, что подъем по карьерной лестнице, скорее всего, будет сложнее в данном случае. Если бы я был хорошим специалистом с большим стажем работы и амбициями, я бы не пошел работать в фирму, где все управленческие позиции занимают представители одной семьи. Понятно, почему. Но если бы я был не таким уж хорошим специалистом, которому еще многому нужно поучиться, я бы особенно не задумывался о том, кто сидит на верхушке. Все зависит от цели того, кто вступает в дело».

Александр Хабибулин, генеральный директор ООО «Хабибба», как никто другой в курсе всех тонкостей, с которыми связаны семейные отношения в деловой сфере: «Сам бизнес, которым я занимаюсь, не подразумевает семейственность. Просто зачастую так получается, что родственники либо не могут устроиться на достойную работу, либо отношения на другой работе не ладятся, либо что-то еще. И в итоге они подтягиваются туда, где надежнее. Во многом надежнее работать с родственниками. От них в наименьшей мере можно ожидать какой-то профессиональной нечистоплотности, необоснованного занижения заработной платы, денежных махинаций и много другого. Хотя, конечно, такие случаи бывают у некоторых. 

Конечно же, есть и свои минусы: например, мой родственник горит желанием создать что-то новое, свое. Для этого ему нужен стартовый капитал. Я же очень осторожно отношусь к таким планам, ведь для меня новое начинание — это прежде всего трата денег. И не всегда можно предугадать, как скоро они окупятся и окупятся ли вообще. Для меня, как для руководителя, основная сложность в том, чтобы родной человек не соскучился под моим руководством и не задушил в себе амбиции. В таком случае с обычным сотрудником мне было бы проще: его планы — это исключительно его личное дело, и от меня оно никак не зависит. А вот с родственниками руководителя связывает больше, чем просто деловые отношения.

Хочу сказать, что на меня родные часто обижаются, мол, со «своих» больше требую. Так что проще или труднее управлять родственниками — это зависит от того, как себя поставишь. Лично для меня нет никакой разницы. На работе хоть свой, хоть чужой — не различаю. Дома же о работе — никаких разговоров. Тем более что мы живем вдвоем с женой. 

Мнение, что семейственность в руководстве фирмы демотивирует остальных сотрудников, вполне правильное и обоснованное. Такую демотивацию лучше компенсировать материально — просто хорошо платить. Но опять же, если сотрудник действительно достоин повышения или поощрения, он будет отмечен или повышен, и унывать здесь незачем. 

Очень важно в семейном бизнесе, чтобы родственники не «расслаблялись» в ущерб благополучию компании. Я стараюсь на собственном примере показать им, что это дело важно для всей семьи. Вы даже не представляете, чем я сейчас занимаюсь: варю котлы, чищу их, занимаюсь сваркой и всем тем, чем, по мнению многих, руководитель заниматься не должен. К сожалению, не все из родственников понимают, насколько важно для них и для всей семьи какое-либо дело. Я стараюсь внушить своим это понимание».

Александр Тараненко, генеральный директор мебельной фабрики «ПримФ»: «Я думаю, что на небольшом предприятии семейственность наиболее приемлема и даже играет на руку. Главное, чтобы все решения принимались демократично и никто не передергивал на себя. 

От того как ведется руководство в «семейной» фирме, зависит и степень мотивированности остальных сотрудников, которые в круг семьи не входят. Важно, чтобы все родственники, находящиеся на управляющих позициях, в двойном объеме соответствовали своим должностям. Чтобы у остальных сотрудников даже не возникало мысли о том, что человек, стоящий у руля, не достоин своей позиции и получил ее «по блату». Поэтому родственнику (если фирма чистоплотная) порой даже сложнее, чем обычному сотруднику. Ведь у него почти нет права на ошибку. Если, совершив ее, он останется на своем месте и не будет наказан, то, скорее всего, в коллективе поймут неправильно. А если ошибку совершит обычный сотрудник, то особо никто возмущаться не будет. Кому-то нет дела до этого вообще, но все-таки большинство нуждается в уважении и признании. Очень сложно быть непризнанным лидером».

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Юлия и Владимир Карповы, владельцы сети кофеен «PROКОФИЙ»: «Мы ведем кафе «Прокофий» вдвоем уже около года и за время, что работаем вместе, слились в настоящий тандем. В общепите «семейственность» достаточно применима. На наш взгляд, общепит — это даже не в прямом смысле бизнес. Это творческая работа, хобби, даже мастерская, где семья может выразить себя. Это хорошо сплачивает семью и каждый день вносит разнообразие в семейную жизнь. Положительным образом это сказывается и на работе: как правило, все члены семьи понимают, что их заведение — их общий творческий проект и каждый имеет право внести свое предложение. 

Конечно же, не везде «семейный» подход может хорошо сработать. Есть сферы бизнеса, где деловые отношения должны быть максимально холодными и беспристрастными. Как правило, в таких компаниях не последнюю роль играет и продвижение по карьерной лестнице. И наличие в руководстве большого количества представителей одной семьи приводит к интригам, сплетням и вообще воспринимается негативно. 

Мы не так давно являемся руководителями «PROКОФИЯ» и до этого оба работали с родителями в одной из кофеен Владивостока. Там штат сотрудников был значительно больше. Но, если честно, это не влияло на всеобщую мотивацию. Поскольку помимо семейных ценностей у нас была масса сверхзадач, ради которых мы вообще пришли работать в общепит. Этими «сверхзадачами» мы и старались (и стараемся до сих пор) заразить наших наемных сотрудников. Для них это даже плюс в какой-то мере. 

Легко ли договориться с родственником о решении какого-либо вопроса? Это зависит от отношений в семье, которая затеяла бизнес. Мы женаты уже 9 лет, являемся спетой командой. В нашей семье всегда был такой подход: все вместе. Друзья, бизнес, цели, отдых — все общее. На самом деле, мы очень долго шли и стремились к тому, чтобы работать рука об руку. Это большое удовольствие — все делить с родным и любимым человеком. Бывают, конечно же, и трения, и разногласия. Но мы оба знаем, что в итоге все равно придем к консенсусу. Можно сказать, что нам очень повезло».