2014-07-01T09:50:32+11:00 2014-07-01T09:50:32+11:00

Тяжкая экономическая доля моногородов

Федеральная программа поддержки моногородов, разработанная в стране вскоре после кризиса 2008-го, в Приморье не сработала. Написанные комплексные инвестиционные планы территорий (КИПы) к реальности так и не адаптировались

Федеральная программа поддержки моногородов, разработанная в стране вскоре после кризиса 2008-го, в Приморье не сработала. Написанные комплексные инвестиционные планы территорий (КИПы) оказались хороши на бумаге, а к реальности так и не адаптировались. Отсутствие четких стратегий развития разрушает экономики монопрофильных поселений и не дает им шанса на будущее. 

Кризисные явления в экономике, начавшиеся в 2008 г., поставили вопрос дальнейшей работы неэффективных предприятий советского времени. Хотя вообще-то этот вопрос встал в повестку дня в 1993–1998 гг., когда потерпели крах многие промышленные предприятия края и старая экономика окончательно перестала существовать. В то время на фоне масштабного спада как бы незаметно исчезли градообразующие компании. И никого проблема моногородов не волновала. Не до того было. Тем не менее, села, поселки городского типа и даже некоторые малые города вынуждены были самостоятельно решать проблемы выживания. Некоторые потеряли своих работоспособных жителей окончательно и бесповоротно и превратились в поселки пенсионеров. Некоторые, находящиеся близко к крупным городам, стали по-сути «спальными» районами, как сегодня говорят, агломераций. Единицы (и, наверное, только Артем, за счет близости к Владивостоку) смогли решить вопросы привлечения инвесторов и создания альтернативных производств. 

По мнению экспертов, проблема монопрофильных поселений стоит в Приморье острее, чем во многих регионах России. Ведь формально к моногородам в крае относятся Арсеньев, Дальнегорск, Лучегорск и Светлогорье, в которых проживает 130 тыс. человек. Готовится к включению в соответствующий перечень и пос. Ярославский. В действительности же к монопоселениям можно отнести почти любой муниципалитет края. Елена Бережнова, замдиректора Приморского филиала РАНХиГС: «Значительная часть городов края создавались в качестве монопрофильных: Арсеньев, Дальнегорск, Спасск-Дальний, Большой Камень, Лучегорск и другие. Финансирование деятельности предприятий здесь осуществлялась в основном через госзаказы. С развитием рыночных отношений, для выпуска конкурентоспособной продукции необходимо было проводить интенсивную политику на оснащение предприятий современным оборудованием. Но без обновленных основных средств, без грамотной инвестиционной политики развитие моногородов на территории Дальнего Востока стало неперспективным и невозможным».

Николай Матвиенко, начальника отдела департамента инновационного развития ДВФУ: «Обанкротившиеся «градообразующие» предприятия — повод пересмотреть смысл существования поселений, там, где они объективно не нужны. Нет дорог, нет торговли — значит нет и города. Бесполезно тешить себя иллюзиями. Санация территории и организованный переезд оставшихся жителей — лучший выход, это и дешевле, чем годами мучить людей. В мировой практике есть много хороших примеров. А, скажем, Дальнегорск вместе с Рудной Пристанью — прямой выход к морю. Сделать хорошую дорогу, нормальный причал — город заживет новой жизнью. В свое время в Артеме позакрывались шахты, но муниципальное образование за счет выгодного расположения неплохо себя чувствует.

Отдельно стоит выделить города вдоль границ. Их нынешний нищенский быт — это просто государственное преступление. Во всем мире приграничная торговля — драйвер развития. У нас все наоборот. Лучегорск, Лесозаводск, Дальнереченск, Славянка обязаны просто цвести всем на зависть. Не надо астрономических денег, чтобы обустроить нормальные погранпереходы».

С 2009 г. в стране по инициативе Минрегиона реализуется программа поддержки моногородов. Она нацелена не просто на «заливание» проблемных городов деньгами в разовом порядке, а на интенсификацию саморазвития. То есть когда дают вместо пойманной рыбы удочку — пытаются не накормить один раз, а научить кормиться самому, в частности, написание городом собственного комплексного инвестиционного плана. Те, кто рискнули, нашли деньги, чуть ли не впервые провели комплексную диагностику экономики города, поставили цели и задачи на будущее. Но в Приморье планы не сработали. «Комплексно-инвестиционные программы разработали все монопоселения региона, в том числе и Арсеньев. Однако в федеральную программу эти КИПы по каким-то причинам не попали», — объяснил Юрий Денисенко, депутат Законодательного собрания Приморского края

Елена Бережнова: «В городах Приморья отсутствует четкая стратегия развития. При этом уникальность поселений за редким исключением (например, Арсеньев) не настолько велика, чтобы госкорпорации продолжали вкладывать в них средства. Кроме этого, Приморье является депрессивной территорией. С 1992 г. по 1 января 2014 г. численность населения уменьшилась на 14,3% (с 2,26 до 1,93 млн человек). В том же Арсеньеве убыль населения составила 23%, в Дальнегорске — 10,7%. Такая тенденция наблюдается во всех моногородах края. Резко сокращена подготовка рабочих специальностей. За последние 11 лет в Приморье число учреждений начального профессионального образования уменьшилось с 57 до 26, а количество их выпускников — квалифицированных рабочих — с 27 тыс. до 7192».

По словам Николая Дубинина, директора департамента экономики Приморского края, моногорода не готовы предоставлять большое количество рабочих мест. На текущий момент, по данным департамента, подано 1814 постоянных и 2546 временных рабочих мест. «Временные рабочие места связаны с проведением тех или иных ремонтных работ, то есть определенных сезонных. Что касается постоянных, то речь идет о создании новых компаний малого и среднего бизнеса», — пояснил Дубинин. Таким образом, о развитии крупного предпринимательства в моногородах речь на данный момент не идет. И большинство рабочих мест здесь возникает в связи с выполнением сезонных работ на временной основе.

Юрий Денисенко: «К каждому моногороду должен быть свой подход, учитывая его экономику, инфраструктуру, природные ресурсы и логистику. Все это нужно оценить. Затем есть два пути: пригласить инвестора и строить новый бизнес, либо поднимать на другой уровень ту промышленность, что есть. Что касается Арсеньева, замены «Прогрессу» не просматривается по объемам выпускаемой продукции, а также с учетом необходимости трудоустройства более 6 тыс. человек. Если у предприятия есть планы стабильной работы на десятки лет, они вписываются в рамки федеральных программ и деятельности госкорпорации, почему не оставить этот моногород в том виде, какой он есть? Да, выделяются средства на диверсификацию производственных мощностей, создание дублирующих производств. Но что надо, чтобы снизить зависимость от базовых предприятий, — нам понятно. Однако если мы не будем развивать территории комплексно вместе с существующими предприятиями, то мы можем потерять квалифицированную рабочую силу. И тогда уже никакая диверсификация не поможет». 

Владимир Шагойко, генеральный  директор ОАО «Приморский ГОК»: «Я отслеживаю ситуацию монопоселений много лет и с каждым годом она становится все хуже. Малые предприниматели убегают, больших «догрызают» налогами и различными проверками. Между тем ГОК вкладывает в поселок Восток ежегодно до 70 млн рублей. У поселения денег хватает на зарплату персонала и частично на коммунальные услуги. В остальном район — нищий. И диверсификация производства в монопоселениях не помогает, потому что реальность расходится с проектами. Допустим, у нас есть деревоперерабатывающее предприятие со станками четвертого поколения, производство безотходное. А работать не на чем: сырья нет, поскольку власти не выделяют лесоучасток. Тем временем перспективы горнорудной промышленности и поселений, которые опираются на подобные предприятия, туманные: в сопоставимых ценах в 1991 г. горнорудные предприятия края давали товарной продукции на 150 млрд рублей, из которых оставляли себе 4%. Сейчас производят на 5 млрд, оставляя себе 50%. ЯГОК остановился, БОР загибается, «Лермонтовка» вянет, да и мы недолго при таком подходе протянем».

Разрабатываемые Минвостокразвития КИПы, скорее всего, останутся нереализованными. «Из федерального бюджета деньги на них в полном объеме не выделяются. В бюджетах же моногородов средства на собственное развитие не закладываются из-за дефицитов бюджетов. Собственных доходов городам не хватает даже на текущие расходы. А межбюджетные субсидии, дотации и субвенции направлены на выживание здесь и сейчас», — считает Бережнова.