Только 13% предпринимателей считают, что маркировка «Честный знак» сократила контрафакт и фальсификат в России. Такие данные приводит ТПП РФ по результатам опроса представителей бизнеса. 23% респондентов ответили, что «Честный знак» не справился с задачей сокращения контрафакта и фальсификата: проблема осталась, а затраты на маркировку выросли. 64% участников опроса не смогли объективно оценить эффект «Честного знака».
При этом 45% респондентов ответили, что маркировка уже чрезмерна и уже следует остановить расширение списка. Еще 42% полагают, что нужны четкие критерии и прозрачный план с понятной методологией отбора товаров и адекватные рамки проекта, ориентированные на его основную цель. И только 13% участников рынка считают, что маркировка должна быть всеобъемлющей, так как требуется полный контроль всех товаров.
Что не так с маркировкой? Рассуждает профессор Сергей Митрофанов:
– При маркировке товара предпринимателю приходится вкладывать первичные инвестиции в оборудование и нести постоянные расходы на уникальные коды. Утверждается, что маркировка уже позволила снизить количество контрафактного товара, например, по шинам и покрышкам контрафакта было 25%, а стало 13%. Нелегальных лекарств стало меньше на треть, сигарет – на четверть и так далее.
Правда, точность этих данных может вызывать сомнение, ведь сегодня на каждом вафельном рожке с мороженым стоит уникальный код и продавец на кассе «запикивает» каждую единицу товара, тогда как раньше был штрих-код на всю группу товаров, и кассир один раз «запикивал» код и просто умножал цену на количество рожков с мороженым из вашей корзины.
Сегодня в вашей корзине может оказаться два рожка с мороженым из разных партий с разной ценой закупа, то есть рентабельность продажи может быть разной для двух единиц одинакового товара. Эта особенность может улучшить систему учета движения товара, но предприниматель должен осознавать такие тонкости учета, чтобы получить из этого какую-то выгоду. Если же кассир будет по-старинке «запикивать» несколько раз одну и ту же единицу товара, то в Федеральной базе данных появятся «товары-дубликаты» и аналитик будет воспринимать такие продажи, как повторное нелегальное появление уникального кода и может объяснить такой феномен задвоения движением нелегального товара с одинаковыми уникальными кодами.
Другими словами, мне не очень понятно, насколько надежны данные из Федеральной базы данных движения товара. При сбоях электроэнергии и отключении Интернета также могут возникать сбои в учете движения уникального товара, ведь торговля не останавливается в любом случае, даже при свечах. Эксперты утверждают, что дополнительные издержки – это плата за вытеснение с рынка нелегалов, но не все предприниматели согласны с таким утверждением.
Процесс маркировки технологически практически везде отлажен, но что касается дисциплины кассиров, которые обязаны действовать в точном соответствии с новой инструкцией продавца-кассира, то здесь возможны нюансы. Самый грубый пример связан с очевидными нарушениями, когда кассир пропускает часть товара мимо сканера для своих родственников и знакомых. Если в торговой сети нет статистических методов выявления таких нарушений, то в общую базу данных попадут далеко не все фактические продажи.
Стоимость внедрения обязательной маркировки товара зависит от масштабов бизнеса, категории продукции и выбранного оборудования. По данным на 2025 г., единый тариф для большинства товарных групп – 50 коп. за код маркировки (с НДС – 60 коп.). Однако это только оплата в систему «Честный знак». Реальные затраты включают множество дополнительных расходов, а именно:
– GTIN (штрихкоды). Членство в GS1 России для получения официальных штрихкодов стоит от 3 000 до 25 000 руб. в год.
– Электронный документооборот (ЭДО). ЭДО Лайт – бесплатно, платные операторы (СБИС, Диадок) – от 500 руб. в месяц и оплата за документы.
– Оборудование. Минимальный комплект: принтер этикеток (от 15 000 руб.), 2D-сканер (от 5 000 руб.) и расходники.
– УКЭП (электронная подпись). ФНС выдает бесплатно руководителям организаций и ИП. Коммерческие УЦ, увы, платные.
– Интеграция и настройка. Настройка 1С, интеграция с «Честным знаком», обучение персонала.
Для малого бизнеса ориентировочная сумма на старте – от 25 000 руб. Для крупных компаний затраты могут быть значительно выше, особенно при сложной интеграции и большом объеме товаров.
Вопрос в том, не следует ли, наконец, ограничить список и заняться «шлифовкой» оборудования, алгоритмов и инструкций? Когда-то мы думали, что маркировке будут подлежать только подакцизные товары, но когда очередь дошла до пива, все поняли, это уже не акциз, а маркировка, ведь пиво никто не подделывает, разве что цех может выпустить неучтенную партию пенного напитка в «четвертую смену». Но это ведь совсем другая история, ведь через собственные кафе и бары предприятие может распродать неучтенку за наличные и безо всяких уникальных кодов. Такие ситуации, по идее, должны быть описаны в Уголовном кодексе, а не в положениях о маркировке.
Тем не менее складывается ощущение, что налоговая, а теперь и правительство в целом, просто помешалось на цифре. Возможно, они хотят ввести маркировку для 100% товара, и, наверное, это снизит объем контрафакта. Но какой ценой? Ведь можно и зонтик сделать, который будет защищать не только от дождя, но от метеоритов. Только он будет железобетонный, и поднять его над головой, увы, не получится.