2014-07-08T09:28:06+11:00 2014-07-08T09:28:06+11:00

Система Шуматова

Он всегда занимался только тем, что было ему интересно. И всегда был успешен в своих начинаниях. Возможно, поэтому биография Валентина Шуматова есть даже в «Википедии», чем не каждый приморец высокого ранга может похвастаться

Валентин Шуматов, ректор Владивостоксого государственного медицинского университета (ВГМУ).

Родился в 1955 г. в Амурской области. В 1981 г. окончил лечебный факультет ВГМУ. С 1986 г. работает в ВГМУ. Прошел путь от ассистента до ректора. В 1999 г. защитил докторскую диссертацию «Эпидуральная аналгезия морфином и значение NO-ергических механизмов в формировании антиноцицептивного эффекта» в г. Москва. Заведующий кафедрой анестезиологии, реаниматологии и скорой медицинской помощи, доктор медицинских наук, профессор, врач высшей квалификационной категории по специальности «организация здравоохранения» и «анестезиология и реаниматология». 

Под руководством Шуматова учреждениями здравоохранения г. Владивостока в 2006 г. выполнен огромный объем работ, связанных с реализацией на территории города приоритетного национального проекта «Здоровье». В 2007 г. Шуматов избран Ученым советом на должность ректора ВГМУ.

Женат, воспитал сына и дочь.


Он всегда занимался только тем, что было ему интересно. И всегда был успешен в своих начинаниях. Возможно, поэтому биография Валентина Шуматова есть даже в «Википедии», чем не каждый приморец высокого ранга может похвастаться. 

— Валентин Борисович, как вы оцениваете уровень российского образования? 

— Чтобы ответить на ваш вопрос, надо оглянуться назад и посмотреть, в какой ситуации развивалось высшее образование в России еще 15 лет назад. Так вот, В 90-х — начале 2000-х годов оно характеризовалась крайне опасной тенденцией снижения научного потенциала университетов. Происходило это по причине массового открытия новых вузов и их филиалов, которые не имели какой-либо научной базы. Печальный итог этого процесса мы наблюдаем по сей день: даже сейчас все эти вузы имеют возможность выдавать дипломы государственного образца, формально соблюдая требования федеральных стандартов. При этом разрыв в качестве получаемых знаний и наборе реальных компетенций у выпускников просто колоссален. Как вы понимаете, все эти системные недостатки сказывались и продолжают негативно влиять на качество образования и научную работу в вузах. Наша задача — им противостоять, использовать иные, более эффективные модели обучения.

— А усилия госсистемы направляются на то, чтобы выявлять неэффективные вузы и устранять недостатки образования? 

— На уровне руководства страны такие действия тоже инициируются. В частности, ежегодно проходит мониторинг вузов, в ходе которого используется комплексная система оценки. И если в 2013 году в этом процессе участвовали только государственные вузы, то в этом году все, в том числе и частные. По результатам мониторинга неэффективные вузы подлежат реорганизации: часть из них закрывают, часть — присоединяют к другим учреждениям. Такая конкуренция не позволяет почивать на лаврах, заставляет все время работать и совершенствоваться. Кроме того, место в рейтингах имеет значение для престижа, да и абитуриенту при выборе, куда пойти учиться, легче ориентироваться. Ведь все университеты борются за перспективного студента.

— Вопрос ли в том, что все эти рейтинги могут строиться на субъективных оценках, опирающихся к тому же на приверженность экспертов к той или иной модели развития университетов или же на степень лояльности к тому или иному вузу. 

— Составление подобных рейтингов — дело давно минувших дней. Сейчас Россия борется за место в мировом образовательном рынке. Поэтому нынешний мониторинг опирается на систему конкретных, измеримых и общепризнанных в современном мире критериев качества образовательной деятельности университетов. И вузы это понимают, давая возможность для появления конкурентной борьбы, направленной на повышение качества. В том смысле, что выпускник должен видеть свою будущую траекторию, должен понимать, какие знании и навыки он может получить в стенах вуза и как он будет в дальнейшем социально адаптирован в среде. Студент должен четко понимать и знать будущее место работы и главное — как будет продвигаться по карьерной лестнице. У нас эти моменты четко отлажены. Еще на первых курсах студент окунается непосредственно в среду. Работая в лечебном учреждении, сживается с системой здравоохранения, понимает ее, обретает навыки и умения и, что немаловажно для студента, зарабатывает. 

— Сколько выпускников сегодня у вас и есть ли уверенность, что все они пополнят ряды медицинских работников в ЛПУ края?

— Перед вузами ставят задачу — выпускник должен быть готов работать на производстве. Будь то школа, больница, промышленное предприятие и т.д. В связи с этим вузы устанавливают связи с базовыми предприятиями. Мы выпускаем в этом году 500 специалистов, 97% из них уже заключили договора на работу в лечебных учреждениях. Это очень высокий процент. Кроме качества образования, университет выполняет еще одну немаловажную задачу: оставить молодого специалиста в системе здравоохранения, и здесь уже не так важно — в частной или государственной. Отмечу, что практику, опыт и медицинские навыки можно получить именно в массовых госучреждениях. А уже привлечь и задержать специалиста в своей системе — это задача руководства больницы, города, края.

— Не получается как-то, отток врачей из медицинской профессии наблюдается по-прежнему. 

— Ну, при всей сложности врачебной профессии сегодня текучесть кадров минимальная. На что в принципе жалуются врачи? Прежде всего на зарплаты. Потом идет отсутствие карьерных «лифтов», плохие условия труда, бытовые вопросы. Система, впрочем, приходит в норму, есть положительные сдвиги и результаты. Но и работы предстоит еще много.

— Может ли российский вуз в текущих условиях зарабатывать на научной деятельности?

— Безусловно, гранты, хоздоговора — это одно из направлений нашей деятельности. На исследованиях мы должны учить студентов, и это касается не только медицинских вузов. В этом отношении государство понимает, что каждый вуз, в частности медицинский, должен иметь свою собственную клинику. Именно в ней будут работать преподаватели, студенты и здесь будет налажена научная работа, без которой медицина не может существовать. За рубежом лучшими больницами считаются именно те, которые созданы при университетах. С точки зрения научной практики это очень удобно и эффективно: что-то изобрели, тут же внедрили, опробовали.

— Есть ли на Дальнем Востоке подобный опыт?

— Собственные клинические базы, находящиеся в оперативном управлении у медицинских вузов, есть лишь у 13 из 55 в целом по России. И только 2-3 вуза могут обеспечить многопрофильный лечебный и учебный процесс. На Дальнем Востоке таких объектов практически нет, сейчас ТГМУ только начал вести работу в этом направлении. Мы вошли в число вузов, немногих, где будет собственное НИИ и клиника. Уже есть решение правительства о создании собственной клиники. Но это случится не так скоро, как хотелось бы, — предстоит большая подготовительная работа.

— Создание медицинского центра на базе ДВФУ как-то повлияло на стратегию развития ВГМУ?

— Антагонизма нет. Наоборот, мы рады, что Приморье в виде этого центра получило такое современное медицинское учреждение. Там работают несколько наших профессоров, студенты. У нас с центром договорные отношения, и влияния на нашу внутреннюю политику от его деятельности нет.

— На ваш взгляд, российская медицина способна на равных конкурировать с японской, сингапурской, корейской? Ведь именно эту мысль навязывают нам чиновники, особенно дальневосточные.

— Тенденция к этому идет. Взять тот же центр ДВФУ: здесь работают в том числе и зарубежные специалисты. Осенью открывается перинатальный центр, с передовыми технологиями. Да и наши больницы оснащены современным оборудованием, а врачи проходят обучение за рубежом.

— Вы согласны с тем, что нынешним выпускникам вузов труднее найти свое место в жизни? Некоторые эксперты считают нынешнее поколение «потерянным».

— Не соглашусь. Да, сегодня студенты другие. Но они не хуже и не лучше. Они просто хотят строить карьеру, хорошо зарабатывать. Мы в свое время шли учиться, потому что хотели стать врачом и не думали, сколько будем зарабатывать. Нынешние выпускники более разборчивы и в основном уже определились, в какую больницу пойдут работать, какой будет там коллектив, какие условия, есть ли современное оборудование. Т.е. они целенаправленно ищут себе место работы.

— Ведет ли вуз статистику, сколько студентов уезжают по окончании учебы за границу?

— Уезжают, но это единицы. Мы проводим за рубежом стажировки. Но при этом нацеливаем, что человек должен работать в России. За границей, какую бы ты ни сделал карьеру, русский всегда будет эмигрантом. Врачом стать за границей не реально, это высокодоходное производство и, как правило, чужаков не пускают.

— Как вы оцениваете реформу здравоохранения в Приморском крае? 

— Любая реформа — это болезненный процесс. Для пациентов, для системы здравоохранения и для властей. Самое главное — преодолеть силу привычки, потому перемены зачастую и раздражают.

— Что, по-вашему, здоровый образ жизни и как его соблюдает ректор Шуматов?

— Здоровый образ жизни — отсутствие вредных привычек и занятие спортом. Как бы банально это ни звучало. Сам не курю и никогда не курил, регулярно хожу в тренажерный зал.