Андрей Борняков, главный архитектор Приморского края, заместитель директора департамента градостроительства края, и.о. председателя Приморского краевого отделения общественной организации «Союз архитекторов России».
Родился в с. Покровка Октябрьского района. С 1988-го по 1994 г. учился в Дальневосточном политехническом институте (кафедра архитектуры).
Поскольку в то время профессия архитектора была не столь востребована, по окончании института ему пришлось поработать в разных областях бизнеса. Пока не понял, что больше всего его радует проектирование и воплощение задуманного. В этом момент на его жизненном пути стали встречаться интересные люди, предлагающие заказы. Таким образом, в 1998 г. он создал архитектурно-строительную компанию «Град М», которая реализовала множество красивых идей. В том числе и жилой поселок европейского уровня на 55 семей «Таун Парк».
С апреля 2013 г. Андрей Борняков перешел на госслужбу.
Женат, воспитывает троих детей.
Своими увлечениями считает занятие различными видами спорта и езду на мотоцикле. А главным хобби — проектирование сложных необычных домов.
Его фамилию жители края если и назовут, то, скорее всего, не сразу. Между тем за все перемены в архитектурном облике и градостроительной политике Приморья теперь отвечает именно он — Андрей Борняков.
— Андрей Иванович, приняв предложение стать главным архитектором края, вы пошли на большую жертву. Оставили частную практику, компанию. И теперь вместо создания образов ходите на какие-то совещания...
— Действительно, много лет я возглавлял частную компанию, получил огромный опыт. Причем не только занимаясь проектированием на бумаге, но и в реальной жизни, на стройплощадках. Сейчас, являясь главным архитектором Приморского края, я имею другие, более широкие возможности по координированию градостроительной политики, работе с профессиональным сообществом, общению с жителями края. Я нахожусь в курсе всех событий, и мне интересно и полезно на совещаниях, ведь только благодаря совместной работе профильных департаментов и бизнеса можно принимать наиболее верные решения.
Человек и его среда обитания
— Быстро освоились в новом качестве?
— Работа в госструктуре имеет свою специфику. Но я учусь работать в новых условиях. В нашем департаменте градостроительства собралась хорошая команда, способная профессионально разобраться во многих вопросах. Хочу особо отметить, что мы постоянно чувствуем поддержку и понимание со стороны руководства края. Конечно, градостроительство — такая область, где видимого результата работы приходится ждать достаточно долго. И именно поэтому все решения, принимаемые в этой сфере, должны быть глубоко продуманы и максимально эффективны.
— Какой круг обязанностей вам определили?
— Сформировать единую архитектурную и градостроительную политику в Приморском крае, плотно работая с профессиональными архитекторами и общественностью. В то же время я отслеживаю архитектурные процессы и выдаю технические задания. Одно из последних решений было по поводу реконструкции Владивостокского цирка. Здесь я расширил задачу. Ведь обновление здания — это одно, а вот создание определенной среды — другое. Поэтому было принято более комплексное решение: добавить парковочных мест, сделать прогулочные зоны, соединить виадуком верхнюю площадку цирка с Набережной Цесаревича.
Хочу рассказать о своем подходе к проектированию и строительству новых жилых микрорайонов. На мой взгляд, самая большая и серьезная «болячка» городов Приморского края — это глобальный дискомфорт пребывания в них. А Владивосток — это город, где можно работать, но не очень комфортно жить. В приморской столице зачастую у человека есть место, где он работает, служит и трудится, и место, где он ночует. Между тем у человека должны быть возможности для спокойного активного отдыха, обучения детей и того, что помогает ему жить. Я говорю о необходимости создания комфортной среды — о строительстве парков и скверов, четком зонировании пространства во дворах. Еще на стадии проектирования необходимо определять первые этажи зданий под кафе, магазины, службы быта. А главное — выделить лучшие места под детские сады. И, конечно, надо сразу предусматривать многоуровневые парковки. Чтобы эти предложения действительно работали, департамент вносит поправки в действующие нормативные правовые акты Приморского края.
— Где же вы были, когда строили «Снеговую падь»?!
— При строительстве микрорайона «Снеговая падь» стояла задача возведения как можно большего количества жилья по доступным ценам. В проекте планировки территории на самом деле были предусмотрены многоуровневые парковки. Но любая парковка ложится в стоимость квадратного метра. И когда сложили все затраты воедино, получилось, что конечная цена квартир превысила планируемые нормативы в разы. Что сделали? Исключили все парковки. И по моему мнению, зря. Если цена выходила высокой, то можно было действительно отказаться от парковок, но только на время. То есть надо было оставить зоны под них, чтобы после ввода в эксплуатацию жилья оценить ситуацию во дворах, по возможности расширить зоны отдыха и все-таки построить паркинги.
Площадная реконструкция
— Отсутствие парковок — норма для Владивостока.
— К сожалению. Многие застройщики при проектировании многоквартирных домов планируют только 20-30 парковочных мест. Сегодня практически в каждой семье есть автомобиль, а то и два. Исходя из такого расчета и надо планировать парковочные места. Поэтому в настоящее время мы начинаем работу с администрацией города Владивостока по рассмотрению возможности увеличения норматива количества машиномест по отношению к жилой площади строящихся и существующих жилых домов. Также я и мои коллеги в связи с проектом разработки Владивостокской агломерации считаем, что ее создание не будет возможным без существенной реконструкции центральной части приморской столицы.
— Что вы имеете в виду?
— Прежде всего центральную площадь Владивостока. Вокруг нее живет огромный транспортный мир — морской, железнодорожный и автобусный. Причем последний живет порой хаотично. Но сколь существует здесь некий транспортный узел, то под центральной площадью было бы логично сделать автовокзал городских сообщений, откуда приезжающие на паромах, электричках и поездах люди могли бы добираться во все точки Владивостока. Мы считаем, что в этом есть огромный плюс. Во-первых, перед железнодорожным вокзалом и с ул. Семеновской исчезнет автобусный парк, во многом создающий дискомфорт. Во-вторых, на возникшем месте на Семеновской можно воссоздать сквер. Да, торговый центр уже не уберешь, зато перед ним можно построить еще одну зону отдыха с фонтанами.
— Некоторые влиятельные люди, в их числе и депутаты ЗС ПК, прочитав ваши идеи, могут сегодня же реанимировать проект строительства под площадью торгового центра. Так, чтобы быстро застолбить место.
— Одно другому не мешает. Можно построить точки питания для пассажиров, какие-то объекты по продаже сопутствующих товаров. А торговый центр — сложный механизм, ему необходимо определенное место. И я сомневаюсь, что центральная площадь подходит под такой объект.
Создайте вид
— Качество архитектурной мысли в Приморском крае повышается?
— Оно всегда было высоким, так как у нас очень сильная архитектурная школа. Некоторые дипломные работы поражают смелостью идей и подачей. Их вполне можно использовать для дальнейшей проработки и воплощения. Их надо видеть! И мы с коллегами из Союза архитекторов сейчас работаем над созданием сайта, где в дальнейшем каждый сможет увидеть не только интересные проекты профессионалов, но и работы талантливых и перспективных студентов. Еще хочу отметить, что проекты приморских архитекторов завоевывают высокие оценки не только на всероссийских, но и на международных конкурсах и выставках.
— На ваш взгляд, архитектура — это материал, из которого мастер создает окружающую действительность, или же это самостоятельный организм, развивающийся по своим правилам и законам?
— Архитектура — явление многогранное и сложное, она как застывшая музыка, которую видят тысячи людей. И архитектор, создающий те или иные образы, должен быть ответственным за свои творения. Самое главное качество профессионального архитектора, на мой взгляд, умение «вписаться» в ту среду, для которой работаешь. Придать объекту или архитектурному ансамблю неповторимый вид, который даст ему добавочную стоимость. И сделает его достопримечательностью. Можно сделать просто, но стильно. Можно сделать дорого, но безвкусно. Я видел много проектов, куда были вложены огромные суммы денег, но получалась аляпистая роскошь. И куда приятнее было находиться в недорогом, но стильном здании.
Вообще, я считаю, что во всех городах и селах Приморского края надо уделять большое внимание общественному и внутридворовому пространству для комфортного отдыха и занятия спортом. Тогда мы получим более культурное и здоровое поколение.