Рынок импортной алкогольной продукции в Приморье сдает позиции. Из-за декабрьского обвала рубля импортеры сокращают поставки, а сами поставщики и торговые сети оказываются в сложном финансовом положении.
На прошлой неделе задавшая тон всему рынку России компания «Русьимпорт» объявила о банкротстве пяти своих «дочек» в связи с ростом курса валют. В «Русьимпорт-Приморье» корр. «К» сообщили о стабильности своего положения, но более подробной информации добиться там не удалось. В целом в структуру «Русьимпорта» входит более 40 компаний. И, по словам экспертов, несостоятельность такого гиганта является тревожным сигналом для всего рынка.
Семен Худоян, директор алкомаркета «Солнышко» на Военном Шоссе: «Алкогольному рынку Приморья есть о чем беспокоиться. Почти все поставщики края в прошлом выбрали неграмотную тактику с резким повышением цен. Грамотный предприниматель знает, что этот процесс надо максимально «растягивать»».
Опрошенные «К» эксперты объясняют проблемы главным образом стремительным ростом курса евро и доллара по отношению к рублю. В декабре, на пике падения национальной валюты, многие продавцы алкоголя даже приостанавливали работу с поставщиками. «Они слишком ужесточили свою политику — вплоть до отмены заслуженных скидок. На таких условиях нам просто было невыгодно торговать их товаром», — объяснил Худоян.
Проблем доставляет спрос — его снижение по некоторым позициям составило почти 50%. Поддержать продажи смогли только те магазины, которые устраивали промоакции. В настоящее время, по словам Худояна, идет одинаковое удорожание как отечественной, так и импортной продукции. «Такое ощущение, что поставщики просто почувствовали волю», — посетовал эксперт.
Цены на импортный алкоголь растут чуть ли каждый месяц с декабря. В среднем поставщики делают наценку в 20-25%. Магазины переписывают ценники пропорционально ценовой политике импортеров. По словам Олега Слуцкого, директора ГК «Дилан», кое-где цены увеличились на 50%, и даже на все 150%.
«Цены на импорт выросли очень сильно. И сейчас все затихли, пытаются чего-то переждать. С целью улучшить ситуацию и предоставить покупателям более доступный товар мы стараемся расширять линейку российский вин, как бы странно это ни звучало. Но, поскольку наши производители часто используют в производстве тот же французский дуб, то и на их продукцию цены несколько повысились», — сообщила Алиса Фисюк, управляющая магазином Vinoteka.
По ее словам, спрос на некоторые вина еще сохраняется, выделяется на этом фоне премиум-сегмент. Объясняется это теми запасами, цены на которые еще приемлемые. «Что касается среднего сегмента, то активность покупателей снизилась, даже несмотря на то, что мы еще держим прошлогодние цены. Такое ощущение, что люди решили, что подорожало абсолютно все и везде», — отметила Фисюк.
Олег Слуцкий: «Спрос на алкоголь падает, и в особенности на иностранный продукт. Люди начинают переориентироваться на более дешевую продукцию, а это, как правило, российский производитель. В частности, активно сейчас развивается сегмент винных напитков из Крыма.
Рынок в любом случае останется и будет работать. Заменить такие алкогольные национальные напитки, как виски, или текила, или ром, практически невозможно — в нашей стране их просто не производят. Вслед за спадом рынка ухудшится и культура потребления алкоголя в России — люди начнут пить дешевый алкоголь, как это было в 90-е годы. На протяжении последних лет мы, наоборот, наблюдали, что культура потребления росла — люди все больше переходили на более качественный и дорогой продукт, но, видимо, скоро мы пойдем в обратную сторону».
КОММЕНТАРИЙ
Алексей Кабанченко, заместитель генерального директора ООО «Синергия — Восток»: «На рынке крепкого алкоголя ситуация очень тяжелая, и она спровоцирована двумя взаимосвязанными и равнозначным факторами: во-первых, это политика высоких акцизов на легальный алкоголь, вследствие чего резко возрос уровень контрафакта. Если три года назад рынок контрафакта оценивался примерно в 30%, а чуть позже в 50%, то сейчас ведущие аналитики рынка оценивают его в 60-65% от общего объема крепкого алкоголя, продающегося в рознице на территории России.
Что касается цены, то до недавнего момента бутылка самой дешевой водки 0,5 л стоила минимум 220 руб. Более 50% этой стоимости занимали акциз и НДС — примерно 120 руб. с бутылки. А производитель работал практически «в ноль» — все съедали производственные затраты, оптовая и розничная наценки, логистика и т.д. Поэтому водка от легальных производителей продавалась не за 220, а за 230-240 рублей. Но даже такая цена была неподъемной для большей части нашей целевой аудитории, которая впоследствии начала голосовать кошельком за контрафактную водку. Российский рынок легального алкоголя начал катастрофически сокращаться, к примеру, в последнем квартале 2014 г. производство крепкого алкоголя в стране снизилось на 30-40%.
В текущем году ситуация для алкогольной отрасли усложнилась еще больше — с 1 февраля минимальная цена на водку снижена с 220 руб. за бутылку до 185, причем решение принято без изменения механизма ценообразования в сторону уменьшения налоговой нагрузки. Получается, что акцизы и налоговые сборы так и будут составлять 120 руб. с бутылки. В результате сегодня производство становится еще более нерентабельным. Складывающаяся ситуация ставит под сомнение возможность существования легальной алкогольной отрасли в России, ведь с такими ценами просто невозможно работать. Поэтому в сфере производства мы прогнозируем повсеместное сокращение его объемов, а также сокращение налоговой базы, которая до недавнего времени была довольно внушительной, к примеру, один только завод «Уссурийский бальзам» заплатил в прошлом году свыше 2,3 млрд руб. налогов.
Насчет импорта. В последние годы наметился переход населения на потребление качественных импортных напитков — виски, текилла, вина и т.д. Но понятно, что в связи с ростом курса евро и доллара, и без того недешевые сорта импортного алкоголя станут дороже в два раза и перейдут в разряд «элитные». Заниматься импортным алкоголем стало гораздо сложнее. Скорее всего, будут увеличиваться поставки более дешевого алкоголя».