2015-04-14T13:35:09+10:00 2015-04-14T13:35:09+10:00

Кому поможет льготное автокредитование

Стартовавшая 1 апреля программа льготного автокредитования приведет к некоторому росту продаж новых автомобилей в Приморье

Стартовавшая 1 апреля программа льготного автокредитования приведет к некоторому росту продаж новых автомобилей в Приморье. 

Льготные кредиты можно получить на автомобили, произведенные в 2015 г., массой до 3,5 т, стоимостью не дороже 1 млн руб. и не находившиеся ранее на регистрационном учете. Объем минимального первоначального взноса — 20% от стоимости автомобиля.

«При общем падении продаж автомобилей в целом по рынку (по данным за февраль 2015 г. легковых автомобилей было продано на 37% меньше, чем за аналогичный период год назад) доля кредитных авто, по оценке специалистов, снизилась примерно на 20%, — сообщил Сергей Мезенин, территориальный директор ОАО «СОГАЗ» по ДФО. — При этом проданный в кредит автомобиль является залоговым имуществом банка и по закону должен быть застрахован».

Впервые государство вводило программу льготного автокредитования, чтобы поддержать спрос, во время прошлого кризиса в 2009 г. Последняя такая программа действовала во второй половине 2013 г. Минпромторг тогда компенсировал 75% от ставки рефинансирования Центробанка (8,3%), а стоимость машины не должна была превышать 750 тыс. руб. В новой программе для банков будет действовать ограничение по размеру ставки. Она не должна превышать размер ключевой ставки ЦБ (сейчас — 14%) плюс 10 процентных пунктов. Таким образом, с учетом компенсации от государства максимальная ставка по программе составит 14,67%. В прошлой программе такого ограничения не было, и банки вскоре после ее старта повысили ставки по автокредитам с 12 до 18%, фактически отменив скидку от государства. После этого программа перестала быть выгодной для покупателя. Как будет на этот раз?

Сергей Веркеенко, руководитель автомобильной группы «Сумотори Технохолдинг»: «Понятно, что машины стоимостью до миллиона покупаются чаще дорогих машин, и введение госсубсидирования процентных ставок по автокредитам только простимулирует спрос. К нам уже обращаются покупатели, интересующиеся условиями программы, — значит она работает. 

В нашем холдинге около 30% покупок приходится на автокредиты. Стоит отметить, что клиенту не нужно большое количество банковских предложений по автокредитованию. К тому же у каждого автомобильного брэнда есть банк-партнер, который всегда пойдет навстречу, предложит самые выгодные условия. Именно такие банки и лоббировали введение программ льготного автокредитования».

Взять льготный госкредит покупатели смогут только до конца 2015 г., а выплатить его должны будут не позднее 36 месяцев с момента заключения договоров. На программу до конца года будет выделено 1,5 млрд руб., что по прогнозам позволит реализовать до 200 тыс. автомобилей. Эксперты надеются, что Приморский край не будет обделен вниманием.

Екатерина Губко, руководитель отдела кредитования и страхования «Автомир Приморье»: «В среднем 35% от общих продаж составляли продажи в кредит за период с 2013 по 2014 г. В 2014 г. авторынок сократился на 10,3%, а по итогам января-марта текущего года ускорил падение и просел уже на 32,1%. Наиболее оптимальным решением для желающих стать владельцем новенького авто в условиях экономического кризиса стала программа льготного автокредитования. Но она рассчитана на поддержку продвижения автомобилей российского производства и подходит для Дальнего Востока лишь отчасти. 

Согласно условиям программы, субсидированию подлежат только российские автомобили либо автомобили иностранных брэндов, собранные на территории РФ. Основными условиями программы является стоимость автомобиля и год производства. Для водителей, предпочитающих внедорожные автомобили более высокого класса, указанная программа не актуальна, т.к. цена данных автомобилей превышает обозначенный порог». 

Приморские автодилеры уверены, что поддержать их бизнесы сможет не госсубсидирование, а так называемые «карманные» (кэптивные) банки автопроизводителей. Кэптивные банки раньше имели преимущество перед универсальными за счет возможности двойного фондирования: локального и дешевого зарубежного. После введения санкций доступ к иностранному капиталу был закрыт. Банки автопроизводителей встали в общую очередь на российском межбанке, а тут деньги сильно подорожали. И в начале года автопроизводители были вынуждены поднять ставки, чтобы ослабить спрос на автокредиты, снизив объем финансирования «карманных» банков. С введением льготного автокредитования они могут опять понизить ставки. 

Ирина Лойченко, руководитель отдела маркетинга ООО «Авторитет-Авто+»: «Покупки посредством автокредита в «Авторитет-Авто» составляют 30-35% от общего количества продаж. И скорее всего спрос действительно простимулируется. Уже сейчас мы наблюдаем увеличение спроса на такие модели, как Nissan Almera и Terrano. Однако даже в докризисные периоды большая часть автокредитов приходилась на кэптивные банки. Доля сторонних банков составляет 10-15%. Если в цифрах, то на 10 кредитов с одобрением Nissan Finance приходится 1-2 сделки с местными банками. И, как правило, в случае отказа от Nissan Finance, сложно получить одобрение в другом банке».

Сергей Веркеенко: «Компания «Форд» и до введения государственной льготной программы старалась облегчить траты своим покупателям: предложение 0% по автокредиту, действующее до сих пор, имеет единственное ограничение — этот кредит дается только на год, но спрос на него все равно достаточно хорош».

Екатерина Губко: «У Mitsubishi Motors в России запущена собственная программа субсидированного кредитования — Mitsubishi Motors Finance. В рамках этой программы Mitsubishi Motors совместно с дочерним банком Mitsubishi Corporation — MC Bank Rus и рядом других банков-партнеров предлагает клиентам крайне привлекательные ставки на приобретение новых автомобилей Mitsubishi — от 5,9%. Данная ставка является фиксированной в кредитном договоре». 

Александр Корнеев, директор дилерского центра Hyundai: «Государственная программа субсидирования несомненно поможет многим. К нам стали обращаться бывшие клиенты, которых ранее не устраивала ставка автокредитования, а с данной программой у них появился шанс стать обладателем нового автомобиля. В связи с нелегкой ситуацией в России многие люди стали экономить в т.ч. и на покупке автомобиля, поэтому количество покупателей среднего сегмента несомненно увеличится.

Что касается кэптивных банков, то на автомобили, которые не подходят под программу субсидирования, процентные ставки остались те же. Думаю, что в будущем и они будут понижаться».


СПРАВКА

Продлена на второй квартал 2015 г. и программа утилизации автомобилей. С 1 января этого года по ней продано 40 тыс. авто. К участию в этой программе подключились 16 отечественных автопроизводителей (около 2,2 тыс. дилерских центров). Наибольшей популярностью пользуются машины LADA, ГАЗ, Volkswagen, Renault, Hyundai. Объем программы в этом году составит порядка 5 млрд рублей. В случае если автомобиль сдается по программе трейд-ин, стоимость сертификата — от 40 до 250 тыс. руб.

Также с 1 апреля стартовала программа льготного автолизинга. При этом право на получение субсидии имеют лизинговые организации, заключившие в 2014 г. не менее 100 договоров лизинга колесных транспортных средств. Субсидии предоставляются лизинговым компаниям при условии приобретения и передачи в лизинг колесного транспорта в размере выпадающих доходов по уплате авансового платежа в размере до 10% от цены приобретения, но не более 500 тыс. руб. на одно транспортное средство и не более 5 млн руб. на одного лизингополучателя. При этом размер субсидии не может превышать размер скидки. Срок действия договора лизинга — не менее 12 месяцев, в течение этого времени транспортное средство должно находиться в собственности лизинговой компании. Минпромторг оценил возможный объем продаж по этой программе в 10 тыс. автомобилей.