2015-05-12T12:32:36+10:00 2015-05-12T12:32:36+10:00

В street-retail’е пусто не бывает?

<div>Помещения&nbsp;street-retail’а пустуют.&nbsp;Почему?</div>

Долгое время являвшийся одним из ключевых игроков в сегменте street-retail’а наряду с общепитом, банковский сектор Владивостока из-за кризиса оптимизирует свою филиальную сеть и оставляет некоторые уличные помещения. Теперь множество привлекательных площадей пустуют. 

«Во Владивостоке нет ни одной нормальной пешеходной улицы, но, как ни парадоксально, сегмент street-retail’а здесь является наиболее развитым по сравнению с другими городами России. Исторически сложилось так, что качественных торговых площадей мало, и все игроки (в том числе и федеральные сети) предпочитают именно формат street-retail’а, — рассказал Андрей Ткаченко, директор агентства коммерческой недвижимости «Бизнес Метры». — Во Владивостоке пока еще практически нет другого формата: не запустили ТЦ «Седанка-Сити», торгово-развлекательный центр «Дружба» и другие проекты. Именно поэтому street-retail сохраняет свою актуальность и вряд ли ее потеряет в ближайшее время».

Сергей Дымченко, директор агентства коммерческой недвижимости «Индустрия-Р»: «Дефицит площадей, особенно качественных, по-прежнему сохраняется. Связано это с тем, что на первых линиях не ведется активное строительство новых объектов, а те, что есть, либо уже полностью использованы под street-retail, либо для него не подходят».

Особенно привлекателен данный формат для одежного ритейла, банковского сектора и общепита. «Во Владивостоке площади формата street-retail у владельцев кафе и ресторанов будут еще долго пользоваться большим спросом, — считает Евгений Лукьянец, управляющий кафе «Молоко и Мед». — Если взять для примера любую страну мира, то основная масса подобных заведений располагается именно в формате street-retail. На высоких этажах обычно размещаются только фешенебельные рестораны. А во Владивостоке общепиту еще есть куда расти: если в западных регионах России на каждую 1 тыс. человек приходится одно заведение общепита, то у нас — одно заведение на 10 тыс. человек». 

Однако в настоящий момент ситуация на рынке street-retail’а Владивостока является неоднородной. Многие арендаторы различных ценовых сегментов и профилей, которые испытывают трудности в сложившейся экономической ситуации, покидают помещения на центральных улицах и подыскивают более доступные варианты либо вовсе сокращают свое развитие. В первую очередь это сегменты общепита и банки. Эксперты единодушно сходятся на том, что участники рынка не смогли найти общий язык с арендодателями. По словам Дымченко, ставки аренды на помещения street retail в приморской столице начинаются от 1 тыс. руб. за 1 м2 и ограничены лишь аппетитами их владельцев. 

По данным агентства «Индустрия-Р», диапазон ставок варьируется от 1 тыс. до 5 тыс. руб. за 1 м2 в месяц. Так, одно из помещений в центре Владивостока площадью 148 м2 сдается за 1216 руб., другое (349,2 м2) — 1,5 тыс., третье (53 м2) — 5 тыс. руб. «Собственники помещений поднимают ставки в расчете на то, что помещение хорошее и арендатор согласится платить новую цену. Но сейчас ситуация изменилась, и даже хорошую площадь не всегда получается сдать по высокой цене. Арендаторы готовы платить 1 тыс. рублей за квадратный метр, от силы 1,3 тыс.,в то время как средняя цена за помещение формата street-retail — 2-3 тыс.», — утверждает Ткаченко. 

В особенно неудачном положении, по мнению экспертов, оказались владельцы площадей, которые сдавались в аренду банкам. Раньше такие арендаторы могли позволить себе платить за помещение даже больше 3 тыс. руб. за 1 м2. Поэтому привыкшие к хорошему собственники ищут на замену ушедшим филиалам другие банки. «Сдать помещение по той же ставке, которую платили банки, сейчас практически нереально, а найти другой банк достаточно проблематично, — заметил Ткаченко. — Издержки банковского сектора значительно сокращаются, и если собственник не соглашается пойти на уступки, банки бескомпромиссно расторгают договор аренды». 

Впрочем, в создавшейся ситуации ничего необычного нет. Ротация арендаторов — вполне закономерный процесс. Во Владивостоке сейчас освобождаются площади не только формата street-retail, но и крупных торговых центров. Поэтому вопрос о том, придут ли на освободившееся место новые арендаторы, не возникает. Сомнения вызывает лишь срок. 

«Бывают такие прецеденты, когда нет возможности договориться с арендодателем, — сетует Лукьянец. — Но, думаю, если место, которое освободилось, было действительно хорошим, оно не будет пустовать. Возможно, собственник разобьет большое помещение под кафе на более маленькие, чтобы предложить их нескольким арендаторам. И они будут востребованы, особенно на первой линии». 

В крайнем случае, по мнению Ткаченко, собственник придержит помещение до окончания кризиса, когда его снимут по достаточно высокой ставке, либо арендодатель подвинется в цене и арендаторы не заставят себя ждать.