2003-09-09T15:30:00+11:00 2003-09-09T15:30:00+11:00

Таран по-русски\r

Очередная трагедия в российском военном флоте — гибель буксируемой на утилизацию атомной подводной лодки Северного флота «К-159» и 9 членов буксировочной команды, как уже озвучено министром обороны и главкомом ВМФ, произошла в результате нарушения инструкций, разгильдяйства и надежды на извечное русское «авось». Однако все это было и раньше, причем даже в годы войны. И враки, кто пытается нынче убедить нас, что «при товарище Сталине был образцовый порядок и дисциплина, особенно у военных». Просто в советскую эпоху не принято было об этом говорить, и все подобные случаи прятались тотчас под гриф «Совершенно секретно». Вот один из примеров тому.

Глеб ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Специально для «К»

Случилось это аккурат 60 лет назад, в ночь с 30 на 31 августа 1943 г., в заливе Америка (Находка) в районе о. Лисий во время учений, когда командир подлодки ТОФ «Щ-128» капитан-лейтенант А.Кучер таранил ПЛ «Щ-130» капитан-лейтенанта В.Стаценко. В результате «щука» мгновенно ушла на дно.

Наша традиция: устроить катастрофу во время учений

...«Щуки» из состава Находкинской бригады подводных лодок в соответствии с планом учений отрабатывали выход в ночную атаку в заливе Америка в районе о. Лисий. Поочередно занимая указанное место на полигоне боевой подготовки, они производили торпедную стрельбу.

К двум часам ночи 31 августа 1943 г., получив приказ, позицию для стрельбы заняла «Щ-130» капитан-лейтенанта В.Стаценко. Лодка еще только готовилась к выполнению упражнения, а на ее позицию уже устремилась «Щ-128» капитан-лейтенанта А.Кучера с целью поскорее отстреляться. При этом «добро» Кучеру на эти действия вышестоящее командование не давало. Приблизившись на рискованное расстояние к «Щ-130», капитан-лейтенант А.Кучер стал опасно маневрировать. И беда не заставила себя ждать. В 2 час. 22 мин. «Щ-128» таранила своим форштевнем «Щ-130». Удар пришелся в правый борт 5-го дизельного отсека, в котором образовалась пробоина. При этом в результате удара на борту «Щ-130» замкнуло корабельный ревун, длинный сигнал которого означал срочное погружение. Услышав его, личный состав, находившийся в готовности № 1, тотчас исполнил все необходимые действия для погружения. И лодка, в которую едва успели юркнуть командир и сигнальщики, находившиеся на мостике, и закрыть рубочный люк, пошла на дно. «Щ-130» затонула на глубине 36 м с дифферентом 10 град. на корму. Поврежденный дизельный отсек мгновенно наполнился водой, где находились два вахтенных моториста. Все произошло в считанные мгновения, и никто, кроме командира, не понял, что же случилось?

Спасатели появились не сразу...

С затонувшей «щуки» всплыл аварийный буй. Вскоре его выловили и по телефонному кабелю связались с легшей на грунт лодкой узнать ситуацию у нее на борту. Оказалось, все подводники живы, держатся, надеются, что их спасут. Однако промедление с аварийно-спасательными работами могло привести к жертвам. На флоте сыграли аварийную тревогу. Но сил и средств, чтобы оказать помощь попавшим в беду подводникам, под рукой по обыкновению не оказалось, а посему стали дожидаться подмоги из главной базы ТОФ — Владивостока.

К 16 час. 31 августа, т.е. спустя 13,5 час., из Владивостока к месту ЧП прибыл спасательный отряд главной базы ТОФ в составе морского спасателя «Находка» и водолазного рейдового бота «ВРД-34». Благодаря телефонной связи через носовой аварийно-спасательный буй, выпущенный с «Щ-130», спасателям удалось установить ситуацию на борту аварийной субмарины. Как свидетельствуют документы, было выяснено, что 1, 2, 3 и 6 отсеки «щуки» повреждений не имеют, в них находится 22 подводника. 5-й отсек, получивший пробоину, затоплен водой вперемешку с соляром из пробитой цистерны. Под подволоком создалась воздушная подушка около 1 м, в которой пребывают два подводника. Эти ребята оказались в сложнейшем положении: их легкие разъедали пары соляра. Выбраться из отсека в ИДА они не могли — размеры пробоины и ее острые кромки, загнутые внутрь корпуса не позволяли этого сделать. Еще пять человек находились в 6-м отсеке, который был затоплен фильтрационной водой. Однако здесь удалось создать противодавление в 3,5 атмосфер, работала система регенерации. В 7-м отсеке было сухо, в нем находились два человека, здесь создано противодавление в 2,2 атмосферы.

Водолазы, обследовав лежащую на 36-метровой глубине аварийную лодку, установили, что пробоина в 5-м отсеке имеет размеры 1х0,3 м. После этого руководители аварийно-спасательных работ приняли решение срочно приступить к вентиляции всех отсеков «Щ-130» и параллельно развернуть работы для подъема «щуки» вместе с экипажем. Для этого подготовили два 40-тонных и четыре мягких 10-тонных понтона. Так приходилось расхлебывать кашу, которую по глупости и разгильдяйству заварил один человек — командир «Щ-128» капитан-лейтенант А.Кучер. Он, наплевав на все и вся, торопился во что бы то ни стало быстрее отстреляться.

Затратив 67 час. 19 мин. времени на спасательные работы с момента катастрофы, аварийную «щуку» с помощью понтонов вместе с экипажем подняли к вечеру 2 сентября. Эта операция была признана уникальной не только в истории отечественного судоподъема, но и в мировой практике спасения подводников. Однако без жертв все-таки не обошлось. Уже во время спасательных работ в затопленном дизельном отсеке погибли старшина группы трюмных специалистов главный старшина Иван Орлов и командир отделения мотористов старшина 2-й статьи Василий Носик. Обессиленные, они не смогли включиться в индивидуальные дыхательные аппараты и отравились угарным газом от воспламенившейся и тлеющей изоляции, когда спасатели пытались подводной резкой расширить размеры пробоины, чтобы вывести ребят из отсека. Субмарину, извлеченную с морского дна, на понтонах отбуксировали в базу, где она была поставлена в ремонт.

Одних к стенке, других в застенки...

Что касается «автора» этой катастрофы — капитан-лейтенанта Кучера, то ему непонятным образом... все сошло с рук. И это в ситуации, когда человек был повинен в том, что по его вине из боевого состава флота были выбиты две боевые единицы — подводные лодки («Щ-128» тоже тогда поставили в ремонт). Причем в условиях войны! Погибли люди. Но во «враги народа» Аркадия Кучера не записали, хотя других за аварии и катастрофы осуждали и к расстрелу.

Капитан-лейтенант Кучер был лишь понижен в звании до старшего лейтенанта. Но вскоре он стал успешно продвигаться по службе, стал вице-адмиралом, начальником Академических курсов офицерского состава ВМФ (АКОС) при Ленинградской Военно-морской академии. Его даже на фронт тогда не направили — он возглавил ремонт поврежденной им «Щ-130». А вот капитан-лейтенанта В.Стаценко и его экипаж с пострадавшей «Щ-130», едва не погибшие на Тихом океане в результате ЧП — грустная ирония судьбы — отправили воевать на «щуки» Черноморского флота.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ