2015-08-19T11:52:29+10:00 2015-08-19T11:52:29+10:00

Суровый отдых

Чем привлекают дикие острова в Приморском крае

Мировая туристическая индустрия превратила множество Богом забытых, затерянных в океанах земных уголков в райские местечки, куда все стремятся попасть. До приморских островов эта «глобализация» пока еще не добралась, поэтому отдых на них специфичен: дикий, но зато истинно аутентичный. Он привлекает тех читателей «К», кто по-настоящему любит природу (море и минимум удобств) и/или не может себе позволить Сайпан, Мальдивы etc. 

В летние месяцы кратно возрастает количество пассажиров морского транспорта, который вообще-то давно дышит на ладан, август же бьет все рекорды, в т.ч. абсурдности происходящего. По мнению представителей приморского турбизнеса, именно транспортные проблемы — камень преткновения в развитии приморского туризма. 

Евгения Каминская, генеральный менеджер туристической компании «Райтекс»: «Внутренним туризмом я занимаюсь уже 15 лет и хорошо знаю все возможности наших островов, в т.ч. расположенные там базы отдыха. Кстати, приморские островитяне так же готовы зарабатывать на туристах, как и в других странах. Но основная проблема в том, что с каждым годом добраться на острова все сложнее. 

Большинство рассчитывает уехать в пятницу, чтоб в воскресенье вернуться. 

Несколько лет назад в пятницу можно было уехать, например, на о. Рейнеке в 18.30, в прошлом году — уже только в 15 часов, в этом году — только в 10 утра. Многие рейсы отменили, а расписание т.н. коммерческих катеров нестабильно. Приезжают, к примеру, иногородние люди на поезде, с целью побывать на о. Попова. Чтоб им предоставить билеты, я стою в очереди с 6 часов утра. И, как правило, через полчаса после открытия билеты заканчиваются. И это — если покупать билеты заранее, за два дня вперед. А если люди являются прямо с поезда, да с намерением в тот же день поехать на остров, то шансов они не имеют. Не доберутся они до места назначения ни на пароме, ни на катере. Из-за нехватки провозных мощностей я не могу заранее делать заявки на базы отдыха. 

Раньше туристические компании организовывали заезды на базы, арендовали катера. Но с развитием интернета люди стали самостоятельно бронировать домики. Катера необходимым количеством отдыхающих не заполнялись, поэтому нам пришлось от них отказаться. И теперь, образно выражаясь, каждый бьется у касс за билеты тоже самостоятельно». 

Ольга Воробьева, заместитель директора ГК «Зебра-ДВ»: «Так как транспортировка является частью сервиса нашей компании при организации мероприятий, то могу сказать, что года три назад люди обращались к нам более активно в целях экологического туризма. Сейчас уже многие предпочитают путешествовать самостоятельно, арендуя транспорт у частников напрямую. Но и сегодня те, кто понимает, что не всякая морская прогулка на катере окажется безопасной, обращаются в компании. Чаще всего заказывают судно вместимостью от 10 до 35 человек. В зависимости от количества прогулочных часов, от дня недели стоимость поездки обойдется в 15-25 тыс. рублей за день. Такова стоимость поездки из Владивостока на о. Русский (бухты Рында, Новик). К более отдаленным островам люди отправляются нечасто. Современные морские катера, как правило, не имеют железного днища, как произведенные еще в советское время, на них можно подойти не к любому берегу, потому люди маршрут выбирают туда, где есть пирсы».

Романтика палаточного туризма

Большинство любителей приморской природы путешествует по островам, разумеется, самостоятельно. Поэтому турфирмы ищут пути на отдаленные острова, которые в случае самодеятельного подхода могут быть небезопасны. Например, таким пунктом назначения является о. Аскольд. «Этот остров можно отнести к числу необитаемых, добраться самостоятельно до него непросто, — рассказывает Прокофий Титов, тренер-педагог по физической культуре и спорту, руководитель организации «Путешественник». — Скалистые берега острова круто обрываются к воде, и только с северной стороны, в районе мыса Стрельчатый, расположен плоский участок берега, на который можно высадиться безопасно. В такое путешествие отправляться самому не рекомендуется». 

Евгений Храмов, директор ООО «Новые впечатления» (палаточный городок на о.Рикорд): «В заграничный отдых обычно отправляются люди минимум на неделю, а на наши острова можно приехать на выходные. Отдыхающие у нас — это люди, которые любят дикое Приморье. Есть такие, которые приезжают в палаточный лагерь из года в год и не ищут другой альтернативы. На острове Рикорд есть главные компоненты любого отдыха: море, природа и относительная безлюдность. 

У нас, можно сказать, база отдыха временного характера. Перед началом сезона мы расставляем все палаточные конструкции, а с окончанием сезона убираем их. 

Почему на приморских островах нет никакой инфраструктуры? В Приморье август — единственный «рабочий» месяц для нас. В августе бывает сложно найти место, чтобы поставить палатку — все пляжи заняты, хотя июль у нас, например, палатки простояли пустыми. Можно построить домики, один-два месяца люди там поживут, а все остальные база будет простаивать. А за счет чего их содержать и окупать вложения? А вопрос морского транспорта? Он сказывается на цене создания любой островной инфраструктуры. Представьте, сколько стоит доставка стройматериалов на отдаленный остров». 

По нехоженым тропам

Людмила Корнюшина, директор компании «ФориТур Приморье»: «Раньше одним из самых популярных мест отдыха был остров Русский, но с недавних пор он замусорен не намного меньше, чем любой ближайший пригород Владивостока. Это сделало его менее привлекательным местом отдыха. Поэтому к созданию туристической зоны на островах нужно подходить очень осторожно.

Каждый остров архипелага императрицы Евгении, включающего в себя пять крупных (Русский, Попова, Рикорда, Рейнеке, Шкота) и пару десятков мелких островков, по-своему уникален. На сегодняшний день самый популярный в Приморье — остров Петрова. Он всегда ухожен, потому как относится к Лазовскому заповеднику, где ведется контроль экологической нагрузки на остров. То же самое можно сказать об острове Фуругельм. Все остальные острова пребывают в совершенно «бесхозном» состоянии. Но я считаю, что в таких местах и не нужно развивать инфраструктуру. Эти острова должны остаться памятниками природы. Все, что там можно сделать, — проложить тропы. Дороги, постройка зданий будут разрушать экологию. 

У нас отсутствует понимание культуры организованного туризма. Наш внутренний туризм имеет дикий характер. Дикость заключается именно в том, что мы ведем себя некультурно: пьем водочку у моря, попутно замусоривая все вокруг. Я считаю, что по этой причине в большинстве своем наши острова должны использоваться в целях эколого-познавательного туризма. Ведь почти на каждом острове есть что-то такое, чего больше нигде не встретить». 


КОММЕНТАРИЙ

Владимир Раков, главный научный сотрудник Тихоокеанского океанологического института ДВО РАН: «Наши острова интересны не только природными объектами, но и памятниками культурного наследия. К примеру, на островах Римского-Корсакова в 30-е годы был рыбокомбинат, где работали сотни человек. На острове Рикорда разводили оленей, а на Фуругельма — пушных зверей, что описано в произведения Пришвина. Сейчас остров входит в морской заповедник, и организация турпоходов допускается только с разрешения его руководства. На острове Путятина есть озеро с лотосами, археологические стоянки и остатки фарфорового и кирпичного заводов известного предпринимателя XIX в. Д. А. Старцева. 

Приморские острова отличает специфичная островная флора и фауна. Остров Петрова интересен своей тисовой рощей, на Фуругельма — самая крупная колония чернохвостой чайки. На островах есть интересные геологические образования: подводные и надводные каньоны, гроты, где люди когда-то жили и прятались от непогоды, пляжи с черным титано-магниевым песком. 

На островах Фуругельма, Римского-Корсакова, Попова сохранились военные укрепления с подземными ходами, капонирами, блиндажами. Есть интересные скалы из песчаника, с ячейками выветривания, напоминающего пчелиные соты. В их слоях содержится уникальная ископаемая фауна в виде аммонитов, раковин моллюсков, отпечатков рыб, возраст которых около 250 млн лет. Это своеобразный «парк триасового периода». На некоторых островах можно наблюдать так называемые птичьи базары, лежбища пятнистой нерпы — ларги. Я считаю, что острова должны быть обязательно включены в число уникальных туристических объектов. Конечно, не на всех можно разбивать палаточные лагеря, но организованные однодневные походы были бы интересным предложением турфирм как для местных, так и для иностранных туристов. Можно использовать опыт туризма на острове Петрова, т.е. пройти по определенным маршрутам, посмотреть родники, геологические, биологические, археологические достопримечательности. А учитывая, что наши острова располагаются в открытой части моря, которое зимой практически не замерзает, то у них есть очень богатая литораль (участок берега, который затопляется морской водой во время прилива и осушается во время отлива). Я имею в виду водоросли, моллюсков, ракообразных, морских звезд, ежей, которых можно рассматривать, фотографировать, доставать, не погружаясь в воду. На приостровных акваториях есть хозяйства марикультуры, которые можно было бы включать в тур, чтобы посмотреть, как разводят ценных морских животных и водоросли, попробовать креветок, гребешков, мидий, устриц, трепанга, ежей.

Чего нам не хватает? У островов нет хозяина, который бы нес ответственность за порядок на острове, нет инфраструктуры, связи с городами и поселками. К примеру, как мне кажется, владелец марикультурного хозяйства мог бы контролировать какую-то островную территорию, следить за чистотой воды в прибрежной зоне. У некоторых островов можно было бы назначить «коменданта» на конкурсной основе, как это делается в ряде стран. У нас этого нет по ряду причин: во-первых, многие острова были закрытыми для посещений территориями, потому что они использовались военными, например, для бомбометаний. Острова были выведены из пограничной зоны только в начале 90-х. Отдаленные острова были совершенно недоступными, необитаемыми. Сейчас неорганизованные туристы, любители нехоженых троп, добираются и до самых укромных природных уголков, отдыхают там даже зимой. Я думаю, при таком интересе людей островной, экологический, международный туризм будут развиваться. И если, например, японцев никакими островами не удивишь, так как их страна находится на архипелаге, то для китайцев приморские острова представляют большой интерес».