2015-09-22T12:52:47+10:00 2015-09-22T12:52:47+10:00

Сахалинское нашествие

<div>Зачем крабопромышленник выкупил торговую недвижимость у экс-губернатора Приморья?</div>

Сразу несколько исторических зданий в центре Владивостока, среди которых значатся «Владивостокский ГУМ» и «Центральный», сменили собственника. По сведениям «К», объекты приобрели структуры, близкие авторитетному сахалинскому предпринимателю Олегу Кану. Продавцом же выступил Сергей Дарькин. 

С таким трудом уведенный с поста губернатора Приморья Сергей Дарькин все активнее проявляет себя в качестве бизнесмена. Так, недавно экс-губернатор продал ОАО «Владивостокский ГУМ» и торговый комплекс «Центральный». ГУМ, по словам источников «К», Дарькин приобрел официально за символическую цену в конце прошлого года, но полностью оформил на себя только в мае 2015 г. Что подтверждается и списком аффилированных лиц ОАО «Владивостокский ГУМ». В этот же период во владение Дарькина перешел и «Центральный» (Светланская, 29), ранее принадлежавший ЗАО «ЦентрСтрой» — компании, близкой депутату ЗС ПК Галусту Ахояну. 

Держателем лакомых с виду недвижимых активов Дарькин пробыл недолго. В июне 2015 г. «Владивостокский ГУМ» и «Центральный» сменили собственника. Согласно списку аффилированных лиц, сейчас владельцем «ГУМа» является ООО «Приминвест-С». Учредителями этой компании, согласно официальной выписке из ЕГРЮЛ, являются Марина Кимхаковна Тен и ООО «Криэйт», которое на 99%, в свою очередь, принадлежит той же Тен. А генеральный директор «Приминвест-С» Андрей Гребенюк в различных источниках часто упоминается как руководитель компаний ООО «Альтаир ДВ» и ООО «Сахалининвестрой», которые связывают с Олегом Каном, учредителем ООО «Приморская рыболовная компания», ООО «СП «Вакканай» и ряда других предприятий рыбной отрасли. 

 

 

Сумма, которую уплатили за оба торговых комплекса, по слухам,  составляет без малого $100 млн. Материально-техническая база только ОАО «Владивостокский ГУМ» представлена двумя основными комплексами зданий («Большой ГУМ» и «Малый ГУМ»), четырьмя магазинами по ул. Светланской, комплексом складских помещений. Имеются также столярная и слесарная мастерские. Общая площадь торговых, складских, офисных и вспомогательных помещений ГУМа составляет 24 тыс. м2, в том числе собственных — 23,3 тыс. м2. Кроме того, как сообщили «К» источники, структуры, близкие Кану, участвовали также в распродаже корпусов ДВФУ на материковой части краевого центра и в конце концов стали счастливыми обладателями административного здания по ул. Пушкинской. 

Кто такой Кан?

Возникновение на региональном деловом горизонте человека, способного выложить (вложить) $100 млн, обычно сопутствует переделу рынка. В этот раз все прошло как будто незаметно, по-домашнему. Но, покопавшись в истории видного рыбопромышленника Кана, понимаешь — это его стиль работы. Кан, если верить публикациям в интернете, начал свой бизнес в начале 90-х, и с тех пор его вес в рыбной отрасли вырос настолько, что сегодня молва приписывает ему огромное могущество и богатство. «Он очень богатый рыбопромышленник», — выдал корр. «К» с каким-то чувством тайного восхищения и опаски руководитель одной их рыболовных компаний Приморского края. 

Огромный жизненный скачок Кан совершил на добыче краба. С этим ценным биоресурсом прочно ассоциируется «Приморская рыболовная компания», а сам Олег Кымхакович считается одним из «крабовых королей» на международном рынке. В частности, на сайте с говорящим названием stopcrabmafia.ru его владелец, известный журналист и специалист по водным биоресурсам Кирилл Маренин, опубликовал перевод статьи 2010 г. из японского издания «Срочная информация о продуктах». В публикации рассказывают о прочных связях фирм Кана с некоторыми брокерами, которые продают морепродукты, выловленные браконьерами. Позже, правда, некоторые факты из этой статьи Маренин был вынужден опровергнуть по суду. Например, вот что писал человек под псевдонимом Филипп на stopcrabmafia.ru: «Олег Кан живет в роскоши в Японии, находится в розыске ФБР и Интерпола». А автор под ником 007 задается вопросом: «Разве Кан не разыскивается по уголовному делу 237225, которое не возбуждено 29.10.2010 УВД Приморского края и ОМ № 5 УВД по г. Владивостоку?» На форуме fishflot.ru Кана вообще называют «никем», при этом обтекаемо рассказывают о преступлениях и грязных схемах. 

Что на самом деле сделал Олег Кан, а что ему только приписывается, вопрос отдельный. Поскольку не место красит человека, а он украшает собой любое подвернувшееся дело. В этом плане крабовый рынок — кладезь возможностей. «Официальные таможенные данные Южной Кореи, Японии, Китая и США показывают, что в 2013 г. эти четыре страны (на долю которых приходится почти весь официальный экспорт краба России) ввезли из России живого и мороженого краба в 1,69 раза больше официального российского вылова. В течение последних десяти лет вылов краба благодаря нелегальному промыслу в два-четыре раза превышал разрешенную квоту. Корабли под иностранным флагом осуществляют нелегальный крабовый помысел в российских водах, и некоторые российские суда также перелавливают краба или добывают его нелегально», — говорится в отчете Всемирного фонда дикой природы в 2015 г. «Нелегальный российский краб».

А в октябре прошлого года в газете «Далекая окраина» был опубликован материал «Куда плывет российский краб?» Статья освещает, в частности, крабовые аукционы, которые прошли в июне 2014 г. Вот результаты торгов: 

Лот № 41: Краб камчатский, район промысла: Западно-Камчатская подзона, доля квот: 1,385%. Победитель — ООО «Хасанрыба» , руководитель — Андрейченко Николай Владимирович, предложил 160,5 млн руб. (начальная цена — 7,6 млн руб).

Лот № 42: Краб камчатский, район промысла: Камчатско-Курильская подзона, доля квот: 2,427%. Победитель — ООО «ДВ-Флот», руководитель — Ким Су Чер, предложил 150,3 млн руб. (начальная цена — 7,26 млн руб).

«Заплаченные цены и объемы вылова несопоставимы — указано в материале «Далекой окраины». — Фактически за право добыть камчатского краба указанные компании заплатили почти столько, во сколько им обойдется добыча. Судя по всему, им просто надо было любой ценой получить квоты. А уж как освоить тройной-четверной объем сверх квот — это дело техники. Тем более что с реализацией вряд ли будут особые проблемы — достаточно просто обратить внимание, кто стоит за этими компаниями. А это никто иные, как очень известные в крабовом бизнесе и разыскиваемые правоохранительными органами Дмитрий Дремлюга и Олег Кан».

В 2014 г. результаты аукционов по крабу были признаны недействительными, и вскоре квоты вновь будут выставлены на торги. Приморские рыбопромышленники делятся с «К» переживаниями: придут представители «богатого Кана», поднимут цену предложения до небес, обойдут соперников и выиграют все лоты по крабу. «Нашим» ничего не достанется. Основания опасаться этого есть. Недавно Кан примерно за $90 млн приобрел ООО «Камчатимпекс», после чего порт приписки сменили и пять принадлежащих фирме судов, в том числе краболовы. А главное — с весны на Сахалине новый глава региона. Олег Кожемяко победил на выборах 13 сентября, он на острове надолго. Говорят, у них давно не сложились отношения, и поэтому Кан решил диверсифицировать свой бизнес. В чем ему и посодействовал оборотистый Сергей Дарькин.


 

Будущее «Владивостокского ГУМа» от обретения нового собственника яснее пока не стало. Ведь любые перестановки и переделки в памятниках архитектуры — утомительное дело. Сейчас в ГУМе продолжается реализация программы реконструкции, затеянной два года назад, а по поводу хай-тековой надстройки над «Центральным» еще с 2007 г. ведутся судебные тяжбы. 

Максим Бурдело, заместитель директора департамента культуры администрации Приморского края: «По «Центральному» — мы бы, конечно, хотели, чтобы надстройка была приведена в соответствие с архитектурным обликом здания, историческим стилем. Но тут ситуация сложная. В 2006 г. прежнее руководство департамента культуры разрешило стеклянную надстройку на Светланской, 29. Вопрос раньше разбирался в судах, но те становились на сторону хозяина здания. С новыми собственниками будем общаться в этом направлении». 

Как сообщил «К» генеральный директор ОАО «Владивостокский ГУМ» Виталий Слюсарев, планы новых собственников пока не меняются. «В дворовой части бывшего магазина Кунста и Альберса появятся улочки с кафе, кондитерской, музыкальным магазином, хостелом для туристов, фотостудией, студией йоги и танцев, магазины с hand-made товарами и ателье, мини-маркет и парковка», — сказал Слюсарев.

Анна Мялк, член-корреспондент Академии архитектурного наследия: «Если во дворе ГУМа оборудуют прогулочную зону, а не десятиэтажный торговый комплекс, буду только рада. Там есть современные постройки, которые можно снести либо реконструировать в соответствии с историческим обликом. Стоят и старинные здания. Так, один из складов, достаточно интересный в архитектурном плане, построен еще в конце XIX века, раньше самого здания на Светланской, 35».

Захочет ли ввязываться в реставраторские процессы Олег Кан? Николай Марковцев, руководитель Приморского реготделения партии «Яблоко»: «Когда Дарькин приобрел «ГУМ» и «Центральный», то, видимо, посчитал, что это хорошее вложение средств. Понадеялся на хорошую прибыль от эксплуатации зданий. Скорее всего, по факту оказалось, что не так все выгодно. Потому, когда поступило супервыгодное предложение от Олега Кана, продал здания. Окупятся ли «ГУМ» и «Центральный» у нового владельца, сложно сказать. Вообще-то корейцы — люди предприимчивые». 

 
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ