2015-10-13T14:35:12+10:00 2015-10-13T14:35:12+10:00

«Быть свободным — это быть уверенным»

<div>Татьяна Хрущева о том, почему не надо демонизировать исполнительную власть</div>

Пока система образования в России и, в частности, в Приморье переживает переломную эпоху, некоторые общественные лидеры стараются не упустить из внимания вопросы, лежащие за плоскостью новых школьных стандартов, методических форм и учебных планов. В их числе Татьяна Хрущева, депутат Законодательного собрания Приморского края (ЗС ПК) от партии «Справедливая Россия», заместитель председателя комитета по регламенту, депутатской этике и организации работы краевой думы, председатель регионального отделения  Социал-демократического союза женщин России.


— Татьяна Владимировна, вы участвовали во всероссийской конференции на базе ДВФУ, посвященной проблемам обучения и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Насколько эти вопросы важны для Приморья?

— Еще как важны! Дети, да и вообще люди с инвалидностью — глупо рассматривать их только как нагрузку на бюджеты. Прежде всего они — часть потенциала нашей страны, тем более те, кто получил знания, навыки, профессию. Поэтому мы обсуждали на конференции вопросы так называемого инклюзивного образования и тьютерского сопровождения профессионального самоопределения студентов-дефектологов. Ведь главная задача тьютера — поддержка ребенка в его самостоятельных действиях, чтобы в дальнейшем он смог социализироваться и жить обычной жизнью среди сверстников.

— Близка ли практика к теоретическим обсуждениям в плане подобного образования?

— В Приморье ведется некоторая работа в этом направлении, но местные учреждения, и детские дошкольные, и общеобразовательные, сегодня не готовы принимать детей-инвалидов с их особыми требованиями. В классах, как правило, нет специальной мебели, равно как и в школьных или вузовских столовых, нет пандусов, приспособлений для передвижения. Но ведь и родительские сообщества не готовы пока взаимодействовать со школами или вузами в этом плане. Имею в виду не только, а может, и не столько семьи детей-инвалидов, сколько семьи с обычными, здоровыми детьми.

— В последнее время в России в целом и в нашем крае в частности нарастает тенденция к вовлечению разных общественных и бизнес-кругов в благотворительность. Как вы смотрите на новый тренд?

— Это не может не радовать. Я знаю разные истории из жизни семей с детьми с ограниченными возможностями, связанные с благотворительной помощью им. И благодаря общественному тренду у этих детей есть шанс развиваться наравне со своими сверстниками. Задача общества — переломить этот страх перед детьми с ограниченными возможностями. Мы привыкли думать, что задача здоровых — помогать «больным», но на деле получается, что люди с ограниченными возможностями по-настоящему помогают нам понять свои душевные возможности и сделать что-то полезное, почувствовать себя счастливым и нужным обществу.

У детей с ограниченными возможностями чувство собственного достоинства и жизнелюбие порой в несколько раз выше, чем у здоровых сверстников, и задача государства — просто обеспечить элементарные условия для нормального полноценного передвижения и общения. У нас есть еще категория детей, находящихся в детских домах, и мы, сами того не ведая, наносим серьезный вред развивающейся психике таких детей, открыто демонстрируя спонсорскую помощь таким детям, а потом удивляемся, почему они после выпуска из детских домов часто попадают в неприятности. Так мы же их сами приучили, что есть дяди и тети, которые тебе должны помогать. Я убеждена: если жизнь забрала у таких детей счастливое детство, то нельзя у них забирать самое важное — чувство собственного достоинства.

— Как раз депутаты имеют преимущественное положение в возможностях решения подобных проблем.

— Главное, не надо демонизировать исполнительную власть: все обращения, не носящие сугубо личный характер и являющиеся резонансными для общества, получают должное внимание и соответствующие решения. И в первую очередь как раз вопросы образования, здравоохранения и социальные. Но есть четкое понимание того, что в частном порядке крайне сложно помочь в целом, нужен системный подход, нужно уделять должное внимание этим направлениям, и наше фракция «Справедливая Россия» огромное внимание в части законотворческой деятельности уделяет образованию. Моя задача состоит в налаживании диалогов в данном случае, которые могут помочь кому-то и повлиять на ситуацию позитивно, особенно для людей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Да, собственно, и вся наша думская фракция работает на установление доверительных, конструктивных и правильных отношений с исполнительной властью ради жизненно важных решений, мы остаемся генераторами идей и правильных разработок.

— Что значат для вас понятия справедливости и свободы? Совместимы ли они?

— Справедливость — это равенство возможностей, а не получаемых благ. Свобода в социалистической традиции понимается как власть человека над обстоятельствами, как свобода от эксплуатации и угнетения одних людей другими. Свобода требует преодоления унизительной зависимости, нищеты и страха. Однако свобода без справедливости — это свобода для немногих. Неотъемлемой предпосылкой индивидуальной свободы является социальная защищенность. Быть свободным — это быть уверенным.

— Тогда что для вас есть сила?

— Верность — высшее проявление силы! Ты не сможешь проявить подлинную силу, если четко не будешь знать и понимать свои слабости, если точно не будешь понимать, кто ты есть и чего ты достоин в этой жизни. И главное, понимать, что ты для этого сам сделал, не питая иллюзий, не ошибешься в своем выборе, выборе главных направлений в жизни, коими являются семья и самореализация. Я очень люблю повторять, что мы с супругом, живя вместе, спасли человечество: если бы мы не встретили друг друга и пошли бы на поиски счастья, то многих бы замучили своими наисложнейшими характерами! Но зато нам, абсолютно одинаковым, очень легко «понять и простить» друг друга! Не нужно притворяться и подбирать слова!

— Как общественный лидер, вы работаете в женских организациях. Это сложнее, чем работать в окружении мужчин?

— Женские общественные организации предельно аполитичны, часто они принимают помощь от всех политических партий или от личностей, которые их представляют. В женском сообществе редко нужно чего-то добиваться. Нам проще понять друг друга и всегда прийти на помощь друг другу. Совместная работа — это процесс естественный для нас, женщин. Например, руководитель Совета женщин Приморья и отделения Союза женщин России, уважаемая женщина Приморского края Зинаида Андреевна Иовкова. Зинаида Андреевна является еще и моим однопартийцем, чем я очень горжусь, и, учитывая это обстоятельство, процесс сотрудничества был само собой разумеющимся. Во Владивостоке мы вместе реализуем проект Института им. Сеченова «Институт материнства». Став посланниками этой акции в столице Приморья, мы получили положительные отзывы от главных врачей всех наших учреждений здравоохранения, родильных домов, что воодушевляет.

Этот проект реализуется в более чем 160 городах 64 регионов РФ, охватывая более 2100 лечебных учреждений, порядка 2,5 млн семей в год. При этом функционирует программа «УМ» по принципу государственно-частного партнерства. В рамках программы на регулярной основе выпускаются бесплатные ежеквартальные печатные издания с полезной информацией, они распространяются среди будущих мам с помощью медперсонала.

— Самым ярким событием 2015 года в своей жизни вы бы назвали...

— Участие в Международной неделе моды по приглашению руководства ВГУЭС. Творчество совместно с командой театра моды «Пигмалион» оставило самые прекрасные впечатления, но не только это. Мне очень понравились уважение, любовь и забота, которые преподаватели там проявляют к своим студентам. Очень здоровая атмосфера царит во ВГУЭС. И это заслуга почетного ректора Геннадия Лазарева, безусловно. С ним легко, он всегда «в зоне доступа», открыт, предельно внимателен и уважителен ко всему, что ты говоришь и делаешь.

— Кому вы благодарны в жизни больше всего?

— Родителям. Отцу, он в прошлом военнослужащий, командир подводной лодки, как и его братья — все трое. И во времена СССР он точно понимал и принимал все обстоятельства, желал одного — чтобы все силы были направлены на мою защиту и счастье для меня. А моя мама всегда поражала меня своим абсолютным уважением, терпением и любовью к нам с сестрой. Благодаря ей никакие жизненные трудности на нас не отражались. Она всегда улыбается, абсолютно всем довольна и очень красива.

— Вы согласны с тем, что личное счастье невозможно без общественного?

— Общественное счастье делается личностями. Многие выдающиеся личности в истории мира, России, Приморья жертвовали своим личным счастьем во имя общественного. Уверена, от хорошей жизни мы редко становимся лучше, а вот испытания и трудности и есть счастье, равно как и развитие для продвижения вперед в масштабе общества.