2016-02-08T20:49:24+10:00 2016-02-08T20:49:24+10:00

Этот странный «Платон»

На что надеются грузоперевозчики

Водители большегрузных автомобилей в Приморье не готовы мириться с огромным количеством дорожных знаков и плохим состоянием дорог, зато могут принять в объятия автоматизированную платежную систему «Платон». В чем причины такой перемены?

Эпопея с введением автоматизированной системы «Платон», созданной для сбора специального налога с владельцев и водителей большегрузных фур за пользование федеральными трассами, не обернулась профанацией, как того можно было ожидать. Спустя почти три месяца после вступления в силу новых правил большинство дальнобойщиков края их, конечно, игнорируют, продолжая разъезжать по дорогам без уведомления «Платона» и уплаты покилометровых сборов. Однако появилась прослойка транспортников, готовых принять систему себе на вооружение.

Как стало известно «К», систему «Платон» в Приморском крае в частности и Дальневосточном регионе в целом запустили 15 ноября. Действует она только на дорогах федерального значения. Пока оплата системы производится по предоплате через маршрутные квитанции. После того как на все тягачи будет установлено бортовое оборудование, оплату намерены производить после прохождения рейса.

Как сообщили в Дальневосточном обособленном подразделении ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» (является оператором «Платона»), в Приморском крае за бортовыми устройствами обратились 615 владельцев транспортных средств. Это не только крупные предприятия, но и физические лица. Более 3000 транспортных средств зарегистрировано в системе, половина уже получили оборудование. Более 1200 находится в предзаказе. Владельцы получают оборудование по договору, в офисах оборудование есть в наличии, новую партию ждут в конце февраля. Всего на Дальнем Востоке насчитывается порядка 14,3 тыс. транспортных средств, это те, что уже зарегистрировались в системе «Платон». Бортовые устройства выдают бесплатно, но иностранным компаниям приходится вкладывать залог в размере 6,7 тыс. руб.; когда бортовое устройство возвращают, то деньги получают обратно.

Почему после массовых выступлений в конце прошлого года, завершившихся «походом» дальнобойщиков на Москву, протестные настроения перешли в более осмысленную фазу? Столь серьезную перемену в настроении Сергей Ремизов, руководитель Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «Дальневосточное», объяснил тем, что «Платон» введен законом и его исполнять придется. «А бузу поднимают частники, им теперь трудно скрыть «серые» перевозки, так же как и устраивать на рынке демпинг, — уточнил Ремизов. — Кроме того, грузоперевозчикам пообещали изменить законодательство, заменив транспортный налог на оплату после рейса».

Борьба с «серыми» компаниями сегодня выходит на первый план. Такие не платят налоги, избегают регистраций и не оформляют необходимые документы — по сути, работают незаконно и при этом очень сильно сбивают цены на перевозки грузов. «К перевозкам бесконтрольно допускаются юридические и физические лица, при этом у некоторых компаний-консолидаторов отсутствуют или существуют лишь на бумаге штатные механики. Это говорит о том, что в нашей сфере недостаточно отлажен контроль со стороны соответствующих структур», — пояснил Петр Куприянов, помощник председателя Союза транспортных перевозчиков России. Вкупе с состоянием и содержанием дорог, весенне-­осенних ограничений на федеральных трассах и большим количеством дорожных знаков, запрещающих проезд большегрузам во Владивостоке, по словам Куприянова, нелегалы получают огромное преимущество.

Руководитель Дальневосточного обособленного подразделения ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» Сергей Кралюк рассказал, что теперь многие такие схемы провести будет невозможно. Установленные на пограничных пунктах рамочные конструкции регистрируют все грузовые автомобили, которые проходят мимо нее. Далее уже срабатывает программа, она распознает по гос­номеру, есть ли эта машина в системе, и если она не зарегистрирована, или рейс не оплачен, бортового устройства на машине нет, то вся информация сразу поступает на пульт в дежурную часть ГИБДД. Далее такой грузовик останавливают, осматривают и выписывают соответствующее постановление о штрафе. Правительство РФ пошло навстречу перевозчикам и установило невысокие штрафы. Сейчас для всех «первичное» нарушение обойдется в 5 тыс. руб., вторичное — в 10 тыс.

Правда, узнать, сколько же в крае дальнобойщиков уже были оштрафованы за нарушение режима «Платона» и был ли наказан хоть кто-то, не удалось. Есть разные версии, почему так выходит. Одни полагают, что власти ничего не предпринимают, опасаясь повторения акций протестов дальнобойщиков, прокатившихся по стране в конце минувшего года, сразу после введения «Платона». Другие уверены, что здесь весь вопрос в сугубо технической стороне реализации «Платона». Так, согласно данным из открытых источников, «РТ-Инвест Транспортные системы» установила всего два десятка контрольных «рамок» на федеральных дорогах из более чем 480 обещанных и выдала бесплатно около 300 тысяч бортовых устройств из как минимум 2 млн необходимых. Причем до сих пор в системе бывают сбои. По некоторой информации, на территории Приморского края со дня запуска системы произошло четыре случая поломки бортового устройства, причем в большинстве случаев это были машины, приехавшие из других регионов.

Впрочем, систему только запустили, и участники рынка все еще настороженно присматриваются к новшествам. Не зря многие крупные автотранспортные предприятия Приморья, которые уже работают с «Платоном», отказались давать комментарии «К».

Владимир Цымбал, руководитель транспортно-экспедиторской компании ООО «Дон Логистик» сообщил, что с вводом системы «Платон» в действие грузоперевозки по Москве подорожали на 3 тыс. руб. «Пока системы не было, перевозки по Москве были дешевле. С введением «Платона» возникли задержки. Это привело к удорожанию. Если до введения системы перевозка стоила 30 тыс. рублей, то теперь та же перевозка стоит 33 тыс. Как потребителю мне это не нравится, — сообщил Цымбал. — Вероятно, что изменениями правил просто воспользовались недобросовестные игроки. Ведь тариф 1,53 рубля за километр на себестоимость рейса мало влияет».

Зато «Платон» пополняет бюджет. По данным Росавтодора, по состоянию на 21 января системой «Платон» собрано 2,581 млрд руб. для перечисления в Федеральный дорожный фонд страны. С учетом действия до конца февраля пониженного до 1,53 руб/км тарифа, данные объемы сбора средств соответствуют плановому графику. Напомним, что по итогам 2016 г. в федеральный бюджет планируется направить 39,5 млрд руб., которые будут использоваться для поддержки дорожных проектов в субъектах РФ.

Петр Куприянов: «В случае отсутствия позитивных изменений, как то улучшение дорог, изменения в законодательстве правил оформления рейсов или значительное повышение оплаты, будут протесты. Проблем у транспортников много, и если «Платон» решит хоть одну из них, то предприниматели будут готовы платить за проезд».


Внедрение и обслуживание «Платона» было поручено ООО «РТ-Инвест транспортные системы» (РТИТС), созданному при участии и патронате гос­корпорации «Ростех». Позже в результате ряда сделок основным совладельцем (50%) РТИТС оказался Игорь Ротенберг — сын Аркадия Ротенберга, одного из соратников Владимира Путина. Согласно концессионному соглашению, РТИТС должен получать как минимум 10,6 млрд руб. в год. Как сообщается на сайте «Платона», все вырученные денежные средства поступают на специальный банковский счет. Затем оператор ежедневно перечисляет в доход федерального бюджета единым платежом сложенные суммы. Изначально предполагалось, что благодаря работе системы бюджет ежегодно будет пополняться на сумму около 40 млрд руб., которые пойдут на ремонт и строительство новых дорог.