Представьте себе такую историю. Вы пустили в свой дом пожить чужого человека. Год живет, другой, пора бы уже и квартплату платить. Но квартирант заявляет: почему это я должен платить, мне и так хорошо. И продолжает пользоваться вашим имуществом бесплатно, мол, ты же богатый, с квартирой. Вы вызываете участкового, а жилец и того не слушает. Мало того, недобросовестный квартирант начинает поливать хозяина грязью перед соседями. Некрасиво, правда?
Но именно такая ситуация происходит сейчас в Находке, где уважаемое предприятие с почти 70-летней историей вынуждено защищаться от нападок маленького ООО, которому, очевидно, просто не хочется платить за аренду, как вынуждены это делать все предприниматели.
Напомним недавние события. В некоторых приморских интернет-СМИ появились кричащие заголовки примерно следующего содержания: большой порт «давит» маленькое предприятие, не дает работать, перекрывает въезды-выезды. Более того, на одном из сайтов как бы в подкрепление этих обвинений прикреплены файлы сканированных документов. Конечно, мало кто из читателей их открывал — кому охота вникать в суть хозяйственных споров двух субъектов. Главное — ругательные заголовки прочли, мнение составили. Но если не полениться и все же открыть эти файлы — ответы из полиции, прокуратуры и так далее, — вы удивитесь: большинство из них свидетельствует как раз о правоте большого порта — проверки показали, что он ничего не нарушил и делает все по закону.
Теперь назовем действующие лица этой истории. Большой порт — это Находкинский морской торговый порт (НМТП). «Маленькое обиженное предприятие» — ООО «Дальтехсервис — Находка» (ДТС). Достаточно открыть сайт ДТС, чтобы увидеть — оно создано практически портом. История создания типична для 90-х годов: бывший директор порта создал фирму «под себя» и для своего сына. При этом в собственность ДТС было передано от порта здание склада, а владельцы компании даже не удосужились оформить землю под ним.
Созданное предприятие многие годы работало на территории порта, неплохо зарабатывало на поставках и обслуживании техники опять же для порта. В одной из многочисленных жалоб сама компания ДТС пишет: «Только за 2011–2013 год нашим Обществом было поставлено в ОАО «ЕВРАЗ НМТП» СЗЧ (сменных запчастей — прим. авт.) на сумму, превышающую 10 миллионов рублей». При всем этом ДТС никогда не платило арендной платы за здание и работало, не платя ни копейки, на территории, которая охранялась, освещалась, убиралась, асфальтировалась за счет порта. О таких тепличных условиях могут только мечтать российские малые предприятия — обычно им приходится сполна платить за аренду, электроэнергию и прочее.
И вот когда большое предприятие, которому досталась в наследство эта ООО-шка на территории, обратилось к ДТС с законными требованиями об оплате всех получаемых благ (причем суммы назывались вполне посильные для зарабатывающей миллионы фирмы — 24 267,94 руб. без НДС за аренду участка под зданием площадью 643,2 м2), привыкшие к бесплатному существованию соседи вдруг заартачились. И вместо положенной оплаты порт получил кучу жалоб во все инстанции на самые разные темы. А на ответы различных контролирующих органов о том, что порт действует в рамках закона, сыпались жалобы уже на эти органы — их вышестоящему начальству.
Может быть, истинная причина обиды в том, что доходы ООО «ДТС», получаемые от порта, изрядно уменьшились? Ведь если раньше компания была практически единственным поставщиком, то в последние годы все порты обязаны производить закупки конкурсным путем, и в конкурсах стали побеждать и другие компании, с более доступными ценами и качественными услугами?
Интересный факт — самое активное участие в «жалобной» кампании ДТС принимает сотрудник, ранее работавший юристом… в НМТП и, как рассказывают бывшие коллеги, уволенный оттуда за слишком креативное обращение с документами, составляющими коммерческую тайну.
Позиция НМТП во всей этой истории проста и понятна: существование компании ДТС на территории порта предприятию не мешает, но недобросовестный «квартирант» обязан оплатить все, чем пользуется, компенсировать то, что задолжал, и участвовать в конкурсных процедурах наравне с другими поставщиками.
К примеру, у порта есть дочерняя компания, которая при этом платит порту за аренду помещений и все остальное, что положено. А чужая компания — ООО «ДТС», которую порт даже не «удочерял», платить отказывается, по-прежнему сидя на шее крупного предприятия да щедро поливая его грязью.
При взгляде на все это вспоминается русская сказка «Лисичка со скалочкой». Хитрая лиса жалобно просилась переночевать, а когда добрые хозяева ее пустили, сожгла свою скалочку, за нее потребовала курочку и так далее, аппетиты у нее росли. Однако история закончилась для неблагодарной лисы печально и поучительно.