19 марта многие в Приморье будут отмечать День подводника. Праздновать, поздравлять, поминать. Именно в Приморье вышла на свое боевое дежурство первая подводная лодка российского флота, и именно подводный флот дал краю многих известных людей, продолжающих служить своей Родине на государственных постах, в области культуры и бизнесе.
Со времени начала разработки первой отечественной подводной лодки (с 1900 г. до 1917 г.) в Российской империи было построено, собрано и заложено 95 подводных лодок. Это были лодки как отечественной конструкции и производства, так и привезенные из-за рубежа. Начало Русско-японской войны явилось причиной того, что на свои первые боевые дежурства первые российские лодки вышли именно на Дальнем Востоке России.
Первая государственная и первая частная
Первая русская боевая подводная лодка «Миноносец № 150» была официально зачислена в списки кораблей российского флота и спущена со стапелей весной 1903 г. Работы над проектом «Миноносца» имели статус секретных. Летом 1903 г. начались ходовые испытания, была развита скорость в 5 узлов. Во время первого погружения удержать лодку на заданной глубине не удалось, и она воткнулась в дно. После успешного всплытия вышедшие из лодки конструкторы Бубнов и Беклемишев сняли фуражки, перекрестились, и один из них произнес: «Ну вот, слава богу, и поплавали под водой».
Пока лодка проходила испытания на Балтике, началась Русско-японская война, и лодку решили отправить в Порт-Артур. Но сложности с переправкой через Байкал не дали этого сделать. Лодку под именем «Дельфин» зачислили на Балтику.
16 июня 1904 г. во время занятий с экипажем по погружению лодка затонула у стенки Балтийского завода. Из 36 человек спастись смогли 24. Подводник-тихоокеанец Михаил Тьедер, командир тихоокеанской подводной лодки «Скат», так описывал эту трагедию: «Когда в нашем флоте была спущена только первая подводная лодка, я принял все меры, чтобы попасть на нее охотником, но отсутствие связей мешало мне осуществить это желание — ведь у нас во флоте буквально шагу нельзя сделать, если он не предупрежден какой-нибудь влиятельной «тетушкой». Вскоре, однако, вспыхнула война, и тогда только какая-то счастливая случайность вознаградила меня — я получил командировку на вновь строящиеся лодки.
Моих сотоварищей по подводному плаванию оказалось только трое — все весьма убежденные и глубоко верующие в будущее своего дела люди. За день до моего приезда сюда на опытной лодке разыгралась драма, повлекшая за собой гибель офицера и 25 матросов.
Катастрофа эта настолько тяжело отразилась на нашем кадре «подводников», что я не могу не занести ее на страницы своего дневника.
Опытная лодка, обыкновенно вмещающая двенадцать человек, начала погружение для практики и обучения команды, имея в себе тридцать семь человек, из которых, кроме командира, было еще два офицера.
Началось погружение на месте — лодка принимала в цистерны водяной балласт. Оставалась уже малая плавучесть. Лодка готова была погрузиться на дно, предстояло только закрыть главную крышку и уничтожить оставшуюся плавучесть.
Но в это время недалеко от места погружения проходил пароход; волна от него добежала до лодки, покрыла ее и заглянула в не закрытый еще люк. Этого было достаточно, чтобы она устремилась ко дну.
Один из экипажа, ближайший к выходному люку, искал спасения через этот люк и уже был на пороге его, но подводное судно не пожелало расстаться со своей жертвой, и, захваченный закрывавшейся в это время крышкой, человек был раздавлен ею: и только кости его противостояли объятиям судна, которому он вверил свою жизнь, они-то и не позволяли люку закрыться до места».
Лодка была поднята и после ремонта 15 ноября 1904 г. по железной дороге была отправлена во Владивосток для участия в Русско-японской войне. Первый выход «Дельфина» в море состоялся 28 февраля 1905 г. Командовал лодкой Георгий Завойко, внук прославленного адмирала Василия Завойко. Вместе с подводными лодками «Сом» и «Касатка» «Дельфин» неоднократно принимал участие в боевом патрулировании в районе бухты Преображения.
Однажды для проведения ремонтных работ на лодке производили вентиляцию для удаления паров бензина, произошел взрыв, и лодка затонула. Погиб один человек. При подъеме лодки произошел взрыв гремучих газов, и при следующих подъемах эти взрывы повторялись. 22 мая 1916 г. подводную лодку отправили из Владивостока. Лодка была доставлена в Мурманск. 26 апреля 1917 г. при стоянке в порту во время шторма ударами о причал у лодки расшатало сальники рулей, через них стала поступать вода, в результате чего «Дельфин» затонул. Он был исключен из списков кораблей, а в 1920-х годах корпус «Дельфина» был разделан на металл. Так закончилась история первой боевой лодки российского флота — история непростого становления нового для державы подводного дела.
В 1904 г. на Балтийском заводе построили подводную лодку, спроектированную лейтенантом Главного морского штаба Александром Боткиным. Сын знаменитого врача Боткина, став доктором медицины, пошел добровольцем во флот и стал заметным гидрографом. Впоследствии занялся собственным проектом подводной лодки, для чего ездил в Европу знакомиться с развитием этого дела там.
Строилась лодка не за казенный счет, а на средства Особого комитета по усилению флота на добровольные пожертвования. Водоизмещение лодки с балластом составляло 14 т, а оснащена она была «мотором керосиновым» мощностью 14 л. с. Скорость хода в зависимости от глубины погружения составляла от 4 до 7 узлов. Вооружение состояло из двух наружных «минных аппаратов-решеток» для стрельбы торпедами Шварцкопфа в сторону кормы.
В августе 1905 г. лодка провела пробную стрельбу и, по настоянию Боткина, отправилась во Владивосток, правда, без торпед Шварцкопфа. Прибывшую на базу лодку, так и не получившую название, не зачислили в списки флота, а подводники прозвали ее «Чилимом». Лодка использовалась для доставки грузов в бухту Улисс, а в дальнейшем мотор с нее установили на портовый катер. Интервенты на Улиссе с удовольствием фотографировались, взобравшись на ее остов, еще в 1919 г.
Последняя из ушедших
В 1936 г. на 78-м году жизни в Петрограде ушел из жизни один из конструкторов и капитанов-подводников первой лодки «Дельфин» Михаил Беклемишев. Последними его словами, обращенными к сыну, были: «На могилу мою не ходи. Для тебя я навсегда ушел в море». Навсегда ушел в море и подводный корабль «Сом».
Летом 1904 г. в Кронштадт из Америки прибыла изготовленная там подводная лодка «Сом». 15 ноября подводная лодка была погружена на специальную железнодорожную платформу и отправлена во Владивосток, куда прибыла 29 декабря 1904 г. Боевая деятельность «Сома», как и других подводных лодок, сводилась к несению дозорной службы, ведению ближней разведки и охране своего побережья в районе Владивостока. «Сом» за шесть месяцев боевых действий прошел 1318 миль над водой и 93 мили под водой, удалялась от Владивостока на расстояние до 120 миль. Наибольшая продолжительность пребывания лодки в море составила восемь суток, из них под водой 16 час 35 мин., при наибольшей продолжительности пребывания под водой до полутора часов.
28 апреля 1905 г. «Сом» находился в районе Преображения и обнаружил два японских миноносца. Во время погружения для начала атаки «Сом» сам был обнаружен японцами и обстрелян одним из миноносцев. Попаданий в лодку не было. Погрузившись на глубину 12 м, «Сом» начал маневрировать для выхода в атаку. Подняв через несколько минут перископ, командир увидел, что миноносцы уходят. Лодка всплыла, чтобы продолжить атаку в позиционном положении, но неожиданно опустившийся туман скрыл миноносцы.
В 1914 г. «Сом» срочно погрузили на железнодорожные платформы и вместе с командами отправили в Одессу, где лодка несла дозорную службу на дальних подступах к порту вплоть до 1915 г. С середины 1915 г. «Сом» служил на Балтике.
10 мая 1916 г. в 4 часа утра «Сом», осуществлявший патрулирование в Алданском море, погиб при подводном столкновении со шведским пароходом «Ингерманландия». Подводная лодка была намеренно протаранена шведским пароходом, для того чтобы избежать досмотра груза. Российские подлодки тогда досматривали все иностранные корабли на предмет возможной транспортировки груза в Германию, считавшегося военной контрабандой. В лодке погибло 18 человек.
«Сом» был обнаружен в июле 2015 г. шведской поисковой командой дайверов на дне в территориальных вводах Швеции в полутора морских милях от берега. Информацию о находке передали в Министерство обороны Швеции, которое подтвердило обнаружение подлодки. Министр обороны РФ Сергей Шойгу выступил с предложением организовать совместно со шведами экспедицию на место гибели подлодки. В декабре 2015 г. российско-шведская группа морских исследователей получила разрешение от шведских властей на подъем подводной лодки «Сом». Лодку планируют поднять к 23 мая 2016 г. Лодка, лежащая на глубине 40 м, довольно хорошо сохранилась, и рассматривается возможность ее подъема на поверхность.
Юрий УФИМЦЕВ, специально для «К»