2016-10-11T02:50:09+10:00 2016-10-11T02:50:09+10:00

Схватка с государством

Перестанет ли бизнес быть дойной коровой

АВТОР: Александр СУХАРЕНКО, директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности РФ (г. Владивосток)

Ужесточение уголовной ответственности правоохранителей за необоснованное преследование предпринимателей вряд ли изменит сложившиеся правила игры в бизнес-среде, давно привыкшей к неопределенности своего существования.

На прошлой неделе Всемирный экономический форум (ВЭФ) опубликовал очередной доклад «Глобальный индекс конкурентоспособности 2016–2017», согласно которому наша страна заняла 43-е место среди 138 стран, поднявшись, таким образом, на две ступени. Несмотря на кризис, России удалось опередить в рейтинговой таблице Казахстан и занять место между Панамой и Италией. Из бывшего СССР нас опережают Азербайджан, Литва и Эстония. Конкурентоспособность стран оценивалась по результатам опроса экспертов и анализа статданных трех групп индикаторов. В числе базовых параметров — состояние экономики, инфраструктуры, институтов здравоохранения и образования, эффективность рынков и их размер, инновации.

По словам респондентов ВЭФ, основными проблемами отечественного бизнеса являются инфляция, высокие налоги и качество налогового администрирования, коррупция и неэффективная бюрократия, а также недоступность финансирования. Финансовый сектор страны по-прежнему страдает из-за низкого притока капитала, связанного с доходами от продажи минеральных ресурсов, а также «квазизакрытия международных финансовых рынков для российских компаний», что сократило возможности займов и венчурного капитала.

Наряду с этим заметно хромает и качество институциональной среды (88-е место), хоть и лучше, чем в прошлом году. Речь идет о защите прав собственности (123-е), защите интересов миноритариев (116-е) и интеллектуальных прав (117-е), бремени госрегулирования (103-е), независимости судов (95-е) и надежности полиции (109-е), фаворитизме (77-е) и прозрачности принятия госрешений (75-е), взяточничестве (83-место), ущербе от организованной преступности (85-е) и т. д. Существование перечисленных проблем по-прежнему отпугивает иностранных инвесторов, в привлечении которых так заинтересованы российские власти.

Судя по словам генпрокурора России Юрия Чайки, чиновники и вправду тормозят приток инвестиций, ущемляя интересы зарубежных компаний (Финляндии, Великобритании, Германии, Китая, Малайзии, Франции, Швейцарии). С начала текущего года прокуроры выявили более 23,5 тыс. правонарушений в сфере инвестиционной деятельности, опротестовав 3 тыс. незаконных правовых актов, в результате чего 1,5 тыс. чиновников были привлечены к дисциплинарной ответственности, а еще около 200 — к административной.

Не меньше хлопот бизнесменам доставляет избыточный госконтроль. В прошлом году контролирующие органы проверяли бизнес 1,9 млн раз, что всего на 8% меньше уровня 2014 г. Лидерами по числу проведенных проверок остались, как и прежде, Роспотребнадзор и МЧС, на долю которых пришлось почти 33% всех проверок. Количество внеплановых проверок также сократилось, но только в количественном, а не процентном отношении. Их число уменьшилось на 100 тыс. — до 1,32 млн, а доля увеличилась на 1% — до 66%.

О возрастающем перекосе в сторону внеплановых проверок заявляют и в Министерстве экономического развития, отмечая, что с 2013-го по 2015 г. их доля увеличилась на 10% — до 59%. Разница в показателях объясняется тем, что в статистике ведомства не учтены муниципальные проверки. Несмотря на усилия прокуратуры, заворачивающей почти половину предлагаемых контролерами проверок, те используют законодательные лазейки для проведения внеплановых проверок, не требующих согласования с прокуратурой: в целях административных расследований, контроля за исполнением предписаний и т. д.

По утверждению бизнес-омбудсмена Бориса Титова, одной из хронических болезней отечественного бизнеса остается незаконное уголовное преследование, которое зачастую подменяет собой судебное урегулирование хозяйственных споров. В обоснование своей позиции он приводит галопирующий рост количества возбуждаемых уголовных дел и арестованных бизнесменов. По состоянию на 1 февраля число лиц, находившихся в СИЗО по экономическим статьям, превышало 6,5 тыс. Еще 2,8 тыс. человек находились под домашним арестом.

Слова омбудсмена подтверждает и Генеральная прокуратура: за минувший год было отменено более 2,2 тыс. незаконных постановлений о возбуждении уголовных дел об экономических преступлениях, а также пресечено почти 500 нарушений при проведении гласных оперативных мероприятий в отношении предпринимателей.

Впрочем, за семь месяцев текущего года чисто экономических преступлений (глава 22 УК РФ) было зарегистрировано всего 21,4 тыс., более половины из которых — фальшивомонетничество. Деяний, совершенных в крупном или особо крупном размере, оказалось менее 4,5 тыс. Заметное снижение произошло в части преступлений против интересов службы в коммерческих организациях (–16,6%, до 1,8 тыс.), в том числе фактов коммерческого подкупа (–10,7%, до 1,1 тыс.). Что же касается фактов мошенничества (ст. 159–159.6 УК РФ), которые больше всего и беспокоят Титова, то их регистрация увеличилась на 19% (до 125,5 тыс.). Скорее всего, это обусловлено продолжающимся экономическим кризисом, в условиях которого все выкручиваются как могут.

Однако правоохранители утверждают, что бизнес никак нельзя оставлять без присмотра, а обвинения в заказном характере возбуждаемых ими дел надуманны. Подобные заявления им тоже есть чем подтвердить: за семь месяцев на долю ФСБ и Следственного комитета, которых чаще всего упрекают в наездах на бизнес, пришлось менее 4 тыс. экономических преступлений, включая 153 налоговых. Для сравнения: на налоговом учете в ФНС России числится 4,8 млн юрлиц и 3,6 млн предпринимателей. Таким образом, под раздачу силовиков попала незначительная их часть. Другой вопрос — чем закончится для привлеченных бизнесменов схватка с государством?

В пику силовикам об ужесточении мер ответственности за незаконное преследование бизнеса неоднократно говорил и сам президент Владимир Путин. «Абсолютное большинство предпринимателей, на которых были заведены дела, потеряли бизнес. Получается, их попрессовали, обобрали и отпустили», — констатировал он в прошлогоднем послании Федеральному Собранию. В этой связи в ближайшее время в Госдуму могут внести президентский законопроект, серьезно ужесточающий санкции ст. 299 УК РФ («Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности»). Кроме того, расследование уголовных дел о воспрепятствовании законной предпринимательской или иной деятельности может перейти от полиции к Следственному комитету РФ.

Для обеспечения прямой коммуникации бизнес-сообщества с Генеральной прокуратурой России в июне был создан специальный электронный ящик: businesspravo@genproc.gov.ru, куда можно пожаловаться на рейдеров, незаконное уголовное преследование, злоупотребления контролирующих органов, госзаказчиков.

Между тем уже сейчас многие адвокаты и правозащитники скептически оценивают эффективность будущих законодательных новаций. Оно и понятно: в изрядно располневшем за последние годы Уголовном кодексе и без того хватает вариантов для наказания зарвавшихся силовиков. В частности, за провокацию взятки или коммерческого подкупа (ст. 304), незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (ст. 301), принуждение к даче показаний (ст. 302), фальсификацию доказательств или результатов оперативно-разыскной деятельности (ст. 303), воспрепятствование законной предпринимательской и иной деятельности (ст. 169) и т. п. Было бы только желание на это у заинтересованных структур. За 2012–2015 гг. по статьям 169, 299, 302 и 304 УК РФ осудили всего по два человека. Больше всего осужденных было лишь по ч. 2–3 ст. 303 УК РФ — 120 человек. Статья 301 остается вообще невостребованной.

Не менее остро стоит вопрос о судейском усмотрении по экономическим уголовным делам. Сложившаяся практика привлечения судей к уголовной ответственности за вынесение неправосудных приговоров или решений (ст. 305 УК РФ), благодаря которым бизнесмены лишаются свободы и имущества, не внушает оптимизма. За последние четыре года по этой статье осудили всего двух судей.

Таким образом, остается неясным, зачем в очередной раз (в 2012 г. Минэкономразвития уже пыталось это сделать) в спешном порядке изобретать велосипед, если управа на служивых людей, наезжающих на бизнес, и без того имеется. Если власть всерьез вознамерилась навести порядок во взаимоотношениях бизнеса и силовиков, то решение этой задачи не должно сводиться к очередному перелопачиванию норм УК и УПК РФ, а носить комплексный характер. Ибо законопослушание бизнеса во многом обусловлено надлежащей судебной защитой его прав и интересов, а также своевременным выполнением гособязательств по его поддержке. Основным лозунгом в таком случае должен стать следующий: «Бизнес — не дойная корова, а драйвер экономического роста».

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ