Даже в благополучные времена большинство созданных с нуля бизнесов долго
не живет — согласно исследованиям, лишь 3–5% малых предприятий в России перешагивают трехлетний рубеж. Казалось бы, риск снижается, если бизнес вести по франшизе, пользуясь чужим опытом и не набивая собственных шишек. Так ли это на самом деле?
«Мы совершенно случайно наткнулись на франшизу, которая заключалась в обслуживании лиц, имеющих затруднения с выплатой кредитов. Ее стоимость была небольшой, и мы не стали проводить долгий и глубокий анализ, — рассказал «К» свою историю Роман Юркин, предприниматель. — Однако проблемы начались почти сразу. Продукт был сырым: нас интересовали инструменты привлечения людей, а они были очень куцыми. Да и наши моральные качества просто не позволяли работать по стандартам этой компании. Мы хотели конкретных примеров судебных решений и разбирательств, а по факту должны были просто тянуть с клиентов деньги за абонентское обслуживание. Это было нам не по душе, и вся тема тихо умерла без конфликтов и судов».
Роман Чуркин, начальник отдела развития, рекламы и маркетинга Приморской краевой филармонии: «Мы приобрели франшизу «СпецТех» — инфобизнес, призванный служить информационным посредником между заказчиками и владельцами спецтехники. В результате вместо грамотного управления и инструкций получили абсолютно неработающую модель бизнеса и выжимки из Интернета, просто скопированные в «ворд». Все управление сводилось к конференции в скайпе. Как позже выяснилось, мы уже четвертые незадачливые покупатели во Владивостоке. Никому не удалось совершить чудо. Когда стало ясно, что это не заработает в обещанном режиме никогда, я начал писать письма и предъявлять претензии. Денег, конечно же, никто не вернул.
Также мы пять лет работали по франшизе «Академии фотографии». Никакой помощи не было, а все их участие сводилось к тому, что они брали 6% с оборота. Мне все это надоело, и я прекратил с ними сотрудничать. После этого они долго пытались вставлять мне палки в колеса, фактически препятствуя моей работе в этой сфере не под их брендом».
Франшиза может помочь начать свой путь в бизнесе — да. Но когда никакой помощи от головного офиса не видно, а взносы надо исправно платить каждый месяц, становится невесело. Игорь Пшепорук, генеральный директор Центра развития бизнеса East Site: «Зачастую продают франшизы, которые априори не могут принести доход. Не так давно я видел франшизу на грузчиков. Таким продавцам важно получить первый взнос, и все. Они на эти деньги прекрасно живут и совсем не горят желанием тратить свои личные ресурсы на рекламу для вас или написание подробных инструкций».
Пару лет назад специалисты утверждали, что примерно пятую часть всех предложений на российском рынке франчайзинга можно отнести к недобросовестным. Сейчас же можно говорить уже о том, что минимум четверть франчайзеров обманывают своих потенциальных партнеров. Так, по данным компании EMTG (разработчики рейтинга СOLDEN BRAND), из 2 тыс. франшиз, действующих на российском рынке, реально работают максимум 25%.
Практически в каждом объявлении о продаже франшизы есть данные некой статистики, в которой приводятся такие цифры, как 90% работающих и приносящих доход франшиз. На самом деле дела в этой сфере обстоят совсем не так. По данным EMTG, из 2 тыс. франшиз, действующих на российском рынке, реально работают максимум 25%.
Даниил Пикин, индивидуальный предприниматель: «В свое время я делал анализ по покупке франшиз в разных отраслях. Искал подходящую под мои параметры франшизу, но так и не нашел ничего стоящего, что оправдает вложения в покупку франшизы. По итогам своих исследований я понял, что в ряде случаев эффективнее самому создавать свой бизнес, так как, на мой взгляд, большинство российских франшиз — пустышки».
Игнат Якушевич, директор торговой компании: «Хотел открыть франшизу, которая заключалась в сухой мойке автомобилей. Однако это мне хотелось делать в крытом помещении, например, на парковке, находящейся на цокольном этаже торгового центра. В нашем городе есть только одно подходящее помещение такого типа, оно находится в ТЦ «Черемушки». Я также сумел пообщаться с Василем Газизуллиным, управляющим партнером компании Topfranchise.ru., который сказал мне, что этот вариант бизнеса больше подходит для европейской части России. У нас и сами автомобилисты очень любят свои новенькие «японочки» и вряд ли согласятся на необычную мойку. Во всяком случае, недавно я видел этот бизнес уже продающимся на «Фарпосте».
Однако не всегда проблемы с франшизой возникают из-за того, что она некачественная. Игорь Пшепорук: «Важно помнить, что франшиза — не волшебная таблетка, сама по себе она работать не будет. У нас многие хотят не работать, а зарабатывать. Стоит понимать, что такие франшизы, как McDonalds, KFC, работают и будут работать, потому что их владельцы не скупятся на рекламу по всей России, даже в тех регионах, где их на данный момент нет. Потенциальные покупатели начинают ждать их открытия. Отсюда и цена — хорошая франшиза стоит дорого. А вот продажа «мыльных пузырей» никого радовать не будет. Перед покупкой франшизы стоит изучить спрос на данное предложение в своем регионе. Создать спрос требует глобальных вложений, так что стоит подумать, действительно ли вам это надо».
Максим Селезнев, директор консалтингового агентства «Бизнес-Эксперт»: «Проблемы на рынке франшиз связаны не столько с некачественными предложениями, сколько с человеческими заблуждениями. Во-первых, франшиза — запакованный бизнес, когда начинаешь его распаковывать, то понимаешь, что адаптация к региону неизбежна. Во Владивостоке зачастую не существует площадок, подобных московским, или они не работают. Во-вторых, люди думают, что как только они купят франшизу, на них моментально свалится много денег. Чаще всего франшизу покупают начинающие предприниматели. Нет у людей понимания, как работает бизнес, как надо управлять персоналом, и поэтому все прогорает».
Сейчас франшиз в Приморье стали покупать гораздо меньше. Этот рынок в Приморье никогда не был особо популярен, а теперь и вовсе пошел на спад. Елена Новгородова, директор МКУ «Центр развития предпринимательства Владивостока»: «Причина этого явления очень прозаична — в стране бушует кризис. Упала покупательная способность, а франшиза — недешевый продукт. Раньше он выигрывал тем, что все бизнес-процессы и технологии были прописаны, а в связи с кризисом и это перестало помогать».
Тем не менее, если верить EMTG, на сегодняшний день потенциал развития российских франчайзинговых предприятий оценивается в 400 тыс. точек, а ежегодный вклад франчайзинговых компаний в ВВП России к 2020 г. прогнозируется в 500 млрд руб. Российские предприниматели при этом готовы инвестировать от 350 тыс. до 800 млн руб. в развитие бизнес-проектов по франчайзингу. Как не обжечься?
Даниил Пикин: «На что надо смотреть при выборе? Во-первых, на наполнение самой франшизы. Зачастую вырисовывается печальная картина, что продавцы франшиз заработали свое «состояние» именно на этом, а не на содержимом своего бизнеса. В таких случаях ты, по сути, покупаешь воздух. Чтобы в этом разобраться, во‑первых, необходимо сделать запросы в интересующие вас компании, чтобы они все вам показали и рассказали. В презентации обращайте внимание, насколько она качественная, подробная, расписаны ли там финансовая модель, сценарии окупаемости в зависимости от территории, покупательского спроса, какова стоимость материального пакета и сколько стоит информация, которая входит в наполнение франшизы, и прочая информация.

Во-вторых, надо смотреть на окупаемость и реально оценивать ваши возможности, навыки и прочее. Вызывают подозрения те, кто делает упор в каждом предложении на то, что покупаемая франшиза гарантирует ежемесячную прибыль, к примеру, в 300 тыс. рублей. В-третьих, определитесь, подходит ли этот бизнес лично для вас и что вы хотите получить в итоге. Как правило, многие франшизы — это лишь вариант для самозанятости и/или подработки, и вряд получится данное дело как-либо масштабировать. Также многое зависит от точки входа. Если вы располагаете свободными 5–10 и более миллионами рублей, то лучше обращать внимание на международные франшизы — у них отработанные условия сотрудничества, подробный информационный пакет, понятная окупаемость и т. д».
Роман Юркин: «Как не попасть впросак с франшизой? Обзвоните действующих партнеров франшизы, проведите опрос. Смотрите отзывы о компании, копайте глубже — лучше потратить больше времени, но не потерять деньги. Еще стоит смотреть на взносы. Если первый взнос очень высокий, а паушальные взносы отсутствуют или же написано, что это будет 1% от прибыли после полугода работы компании, то стоит задуматься. Может быть, продавец не так уж и заинтересован в вашей прибыли?
Я долго изучал известные сайты с предложениями франшиз и понял, что уникального контента нет. Но вообще, откровенно говоря, 95% предложений очень сомнительны в плане окупаемости».
Диана БЕЛАЯ