Аграрии считают, что на повышение сыграют торговые сети.
Согласно данным Национального союза производителей молока, цены на молочные продукты в августе выросли в стране на 7–13% по сравнению с августом 2015-го. В Приморье, по данным статистики, в сентябре молоко и сметана подорожали по сравнению с августом на 3%, а творог — на 5,5%. Если же сравнивать с декабрем прошлого года, то цена творога увеличилась на 9%.
На федеральном уровне рост стоимости «молочки» связывают с подорожанием сырого молока — растут закупочные цены. Сырье занимает в стоимости конечного продукта (творога, питьевого молока, сметаны) от 36 до 50% и больше. Возникает цепочка: рост цен на сырое молоко способствует росту стоимости продукции молокоперерабатывающих комбинатов, свою наценку неизбежно производят ретейлеры.
Дефицит сырого молока составляет в России 7–8 млн тонн, что примерно 20% от потребления. В Приморском крае ситуация с собственной продукцией значительно хуже, чем в среднем по стране. Так, исполнительный директор Союза животноводов в Приморском крае Юрий Черкашин отмечает, что местные производители обеспечивают регион молоком всего на 40%. В 1989?г. в Приморье работали 222 совхоза и 16 колхозов, которые держали 126 тыс. коров. В настоящее время в крае осталось всего 19 хозяйств, в которых больше 100 коров, общее поголовье КРС 14 тыс. Даже с учетом улучшения продуктивности одной коровы (увеличение составило с 2,5 до 5,5 тыс. кг молока в год) этого явно недостаточно. Есть еще КРС, который содержится на частных подворьях, однако отсюда молоко на молокозаводы практически не сдают — расходуют на собственные нужды.
«Количество хозяйств, которые занимаются молочным животноводством, уменьшается, — делится Юрий Черкашин. — Рентабельность — около 3–8%, что значительно ниже, чем при выращивании сои или овощей. Окупаются молочные проекты не быстро. Чтобы вырастить телку, которая будет давать молоко, требуется 2,5 года. Для обновления стада, ежегодной смены поголовья на 15–20% на 100 коров требуется 100 телок. Чтобы выпоить теленка, надо около 300 л цельного молока».
При этом предприятия находятся под жестким прессом. Их регулярно проверяют представители Россельхознадзора, аккуратно выписывают высокие штрафы. Рентабельность низкая, окупаемость — долгая, административные барьеры — высокие. Неудивительно, что люди теряют мотивацию работать на рынке молочного животноводства».
Эксперты полагают, что стоимость молока будет расти, но производители ничего не выиграют. Молоко продается в магазинах за 70–80 руб., а сдают его летом на молокозаводы по 22 руб. Производители получают в лучшем случае 40% от конечной стоимости продукции, 30% приходится на торговые сети и посредников. Есть еще государственная дотация (3,5 рубля на литр), однако она погоды не делает.
По данным Национального союза производителей молока (Союзмолоко), за три квартала 2016 года в России на 3% снизился общий платежеспособный спрос на молоко и молочную продукцию. Приморские молочники считают, что в регионе рынок также «поджался» на 2–3%. При этом на прилавках увеличивается количество более доступной по цене, зачастую недоброкачественной продукции с высоким содержанием растительных жиров. Люди в кризис выбирают что подешевле — как правило, это завозная из других регионов продукция. Недавно Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю провело мониторинг качества молочной продукции.
Наиболее часто молочная продукция не соответствует требованиям по физико-химическим показателям (массовая доля жира, массовая доля белка) и показателям фальсификации (замена молочного жира растительными жирами).
В структуре исследованных проб, несоответствующих нормативным требованиям по физико-химическим показателям, наибольший удельный вес составила продукция предприятий-изготовителей ООО «Кипринский молочный завод», ООО «Кипарис», ООО «Молпродукт», ОАО «ВБД», ООО «Кузбассконсервмолоко», «Рогачевский молочно-консервный комбинат», ЗАО «Любинский молочно-консервный комбинат», ОАО «Хладокомбинат», ООО «Оникс», ЗАО «Переяславский молочный завод». По показателям фальсификации «особо отличилась» продукция ООО «Оникс», ООО «Злата», ООО «Экопродукт», ООО «Болтовский маслосыркомбинат», ООО «Брасовские сыры», ООО «Кипарис», ООО «Молпродукт», ООО «МариМолоко». Благовещенский ОАО «Хладокомбинат», между прочим, занимает до половины рынка питьевого молоко со своим известнейшим брендом «Фермерское подворье».
«Несоответствующая требованиям продукция из продажи изымается, а на производителей могут налагаться штрафы, — отмечает операционный директор по мясомолочному направлению ГК «Синергия» Игорь Шматков. — Но забраковано может быть лишь молоко, выпущенное под конкретной маркой определенной партией (определенной жирности и упаковки), завезенное в данный магазин, то есть совсем немного (как пример, в результате мониторинга Роспотребнадзора в Приморье забраковано всего 59 кг молочной продукции. — Прим. «К»). Ни на одном молочном заводе в России, который выпускает продукцию, не соответствующую по показателям, производство не было остановлено. Во-первых, власти того региона, откуда идет продукция, не заинтересованы бороться с собственным производителем. Во-вторых, приморский Роспотребнадзор отправил информацию, к примеру, в белгородское управление о некачественном молоке. Там контролеры пришли на завод, им предоставили качественную продукцию. Бывает, конечно, и наказывают для отчетности. Но что такое штраф, пускай даже в 200–300 тыс., для современного завода, который выпускает по 100 тыс. упаковок молока в сутки? На каждом литре фальсификата зарабатывается рублей 15–20, следовательно, штраф отбивается несколько раз за день. А наши «родные» магазины, если товарно-сопроводительные документы и срок годности в порядке, вообще никак за некачественную продукцию не в ответе».
В то же время издержки производителей растут.
«Все расходные материалы подорожали, — говорит фермер Сергей Чеботков. — Даже шпагат и пленка, в которые мы упаковываем сено. Выросла стоимость топлива, зарплата».
Алексей Раченков, председатель Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств Приморья: «Цена, по которой мы сдаем молоко на Арсеньевский молококомбинат, не меняется год. Производитель и закупщики связаны договорными обязательствами — мы не можем произвольно повысить стоимость продукции. Судите сами, виноваты ли фермеры в подорожании. Также и заводы не могут по желанию повышать стоимость продукции, которую поставляют в сети, есть контракты. Другое дело — ретейл, который и повышает постепенно цены. Происходит это пусть ненамного — на 50 коп., рубль, зато регулярно».
В ООО «Молочка ДВ» (один из крупнейших поставщиков молочной продукции) отказались прокомментировать информацию о возможном повышении стоимости молочной продукции.«Молочная продукция традиционно дорожает к зиме, когда производители переходят на заготовленные корма, ничего тут необычного нет. Летом цены на «молочку» немного отыгрывают вниз, — говорит коммерческий директор ООО «ВЛ-Март» Анна Вельган. — Поставщики предупредили нас о том, что вскоре продукты подорожают на 10–15%. Есть и другие факторы. Завод «Вимм-Билль-Данн» во Владивостоке — «Владивостокский молочный комбинат», который выпускал молоко, сметану и ряженку под брендом «Домик в деревне», в октябре полностью прекратил молочное производство. В связи с чем несколько снизилась конкуренция на рынке продукции среднего ценового диапазона».
Директор по коммуникациям PepsiCo Марина Зибарева подтвердила «К», что «с целью оптимизации производственных мощностей компании PepsiCo в России приняла решение о приостановке производства молочной продукции на «Владивостокском молочном комбинате». Ранее комбинат выпускал питьевой йогурт «Фругурт», молоко пастеризованное, сметану и ряженку «Домик в деревне». С октября 2016 года производство молочной продукции, доля которой была незначительной — менее 5% — в общем объеме производимой продукции завода, было приостановлено. ВМК продолжает производить соковую продукцию под торговыми марками «Я», «J7», «J7 Тонус», «Фруктовый сад», «Северная ягода», «Gold», «Любимый», «Привет». Компания также продолжит поставлять на местный рынок «молочку», которая производится на других предприятиях. Ближайший молочный завод компании находится в Омске».
«Себестоимость увеличивается, в связи с чем я ожидаю роста стоимости отдельных видов молочной продукции до конца года на 10%, — говорит Сергей Редькин, генеральный директор ЗАО «Милоградовское-1». — Нам это необходимо, просто чтобы выжить. Речь не идет о повышении прибыли. Покупатели в основном пенсионеры, люди с детьми, категории, доход которых невысок. Надо понимать — молочной продукции на рынке много, ассортимент разнообразный. Зачастую это продукция низкого качества, длительных сроков хранения, которая к молоку относится иногда только названием. Но люди или не особо разбираются, или вынуждены экономить — покупают то, что дешевле».
Константин СЕРГЕЕВ