С 1 октября 2016 г. движение поездов до станции Чуркин во Владивостоке было прекращено по причине начала реконструкции тоннеля имени Сталина, проложенного под горой Шошина и соединяющего центр города с его северным побережьем. Тоннель заработал в 1936 г. и с тех пор довольно обветшал. А не так давно была закончена реконструкция Кипарисовского тоннеля, также создавшая определенные трудности для железнодорожного трафика.
Ни один состав, направляющийся во Владивосток или Находку, покидая Приморье, не минует так называемого Кипарисовского тоннеля, проложенного под одноименным перевалом. «Перед тем как показаться морю, мы нырнули в тоннель, и в это мгновенье на солнце ярко просветились необыкновенные цветы, свесившиеся венком над самой дыркой тоннеля. И когда мы вынырнули на ту сторону горы, то солнца уже не было там и моросило из тумана что-то среднее между дождем и росой», — писал Михаил Пришвин, впервые въезжая во Владивосток в 1931 г.
Но тогдашняя красота пейзажей тоннеля была обманчива и прятала за собой усиленную охрану объекта. Сооружение это считалось стратегическим: у командования 5-й армии в сейфе находился даже секретный план его ликвидации на случай прорыва неприятеля. А именно: в тоннель должны были быть загнаны вагоны со взрывчаткой и… Кстати, именно угрозой взорвать тоннель партизаны и командование Красной армии ДВР не дали японцам задержаться с эвакуацией осенью 1922 г. Партизаны заняли тоннель загодя, тем самым став хозяевами положения, контролируя единственную магистраль, ведущую к городу.
Сдан был тоннель в эксплуатацию в 1916 г. Сделан он был на совесть и обрамлен декоративными зубчиками, как у Кремлевской стены. Но время стало брать свое — со стен потекла вода, стали вываливаться камни. Рельсы, проложенные внутри, были приспособлены под габариты старых поездов, и новые поезда не могли разъехаться. Поэтому их пускали поочередно.
В 1989 г. тоннель было решено поставить на реконструкцию и переделать его в однопутный. А чтобы не прекращать движения — построить параллельный. Через восемь лет его построили. Строили его так долго по причине недофинансирования, неоплаты выполненных работ. Но построили, затратив на его пробивку 40 т взрывчатки. Когда не давали электричества, рабочие месили бетон вручную, а также поднимали ведра с раствором на 40-метровую высоту…
Самое интересное — при проходке дренажной штольни проходчики обнаружили за отделкой кандалы, а за обшивкой тоннеля им. Сталина — цепи и черепа.
Тоннель им. Сталина имеет для города не меньшее значение, чем основной — Кипарисовский. Через него шли грузы в рыбный порт, уголь на ТЭЦ-2. Это также стратегический объект. Фотографирование его запрещено, равно как и прохождение. Но охране частенько приходилось ловить подвыпивших путников, решивших сократить путь с Третьей Рабочей в Минный городок.
Этот тоннель начали строить еще задолго до революции. Проект ширококолейной железнодорожной ветки от сортировочной станции Первая Речка до станции Гнилой Угол со строительством тоннеля «в 600 саженей длиною под один путь с каменною отделкою на всем протяжении ввиду разрушаемости горных пород и галереей в 385 саженей для защиты от паровозных искр пороховых погребов Минного городка» окончательно был одобрен 13 декабря 1912 г. приамурским генерал-губернатором. В 1914 г. на его осуществление было ассигновано 3,5 млн руб. и начато строительство.
Управление КВЖД пригласило желающих «взять с подряда работы по сооружению тоннеля длиною приблизительно 600 саженей (с прилегающими к нему частями земельного полотна и искусственными сооружениями на железнодорожной ветви) от станции Первая Речка к южному берегу Золотого Рога в городе Владивостоке». Предполагалось, что полностью тоннель должен был быть сдан в эксплуатацию к 1 мая 1916 г. Однако начавшееся строительство тоннеля так и не было закончено: Первая мировая война заморозила стройку. К тому времени успели пробить только нижнюю штольню. Возобновить работы по его строительству в годы Гражданской войны пытались интервенты, оккупировавшие Владивосток, но из этой затеи тогда также ничего не вышло.
Вспомнили о тоннеле в связи с приездом на Дальний Восток маршала Ворошилова и вновь взялись за его прокладку. Вопреки народной молве, тоннель строили не заключенные, а вольнонаемные. Еще в 1999 г. в Санкт-Петербурге проживал один из начальников строительства тоннеля Евгений Шаров, который рассказал корр. «К» об истории этого строительства: «В те годы во Владивостоке было плохо с наличными деньгами и строителям долго не выдавали зарплату. Не выдержав, они пригрозили, что прекратят всякую работу до тех пор, пока деньги не будут им выплачены сполна. Останавливать строительство важного стратегического объекта было нельзя, и я вместе с помощником отправился за деньгами в Москву».
Деньги в Москве Шаров, хотя и с огромным трудом, но достал и повез их во Владивосток в отдельном вагоне. Но при этом так торопился, что не успел запастись едой и за время обратного пути чуть не помер с голоду.
Вообще, только на подготовительном этапе 1931–1932 гг. сменилось 11 начальников строительства. А в конце 1932 г. случилось непредвиденное — произошел пожар, уничтоживший все строительное хозяйство: мастерские, компрессоры, пневматическую кузницу и прочую технику и оборудование, стянутые к тоннелю. Это происшествие опять затормозило начало работ.
Весь 1933 г. ушел на восстановление мастерских и налаживание огромного хозяйства. Работы, хотя и со значительным отставанием от графика, начались.
Евгений Шаров: «Впоследствии строители вспоминали первые дни в тоннеле, его заброшенность, темноту, ужасную всепроникающую сырость штолен, собственную беспомощность и неуклюжесть. Сильные, здоровые люди стояли растерянно, не зная, что им делать. Технические названия креплений и т. п. казались им далекими и экзотическими. Люди не знали, как поставить молоток, сменить бур, установить крепление, делать кладку. Словом, они блуждали в деталях замысловатого тоннельного искусства, как в потемках, и работать им приходилось не в метафорических, а в самых настоящих потемках.
Это было в период, когда дождь лил безостановочно дни и ночи, неделями. Через полчаса после начала смены рабочие промокали до нитки. Сверху вода и грязь хлестали по их спинам. Безоружные и беспомощные, они находились в тесных ловушках, где нельзя было размахнуться ни топором, ни молотком и где приходилось работать только лежа. Бурили породу, рвали взрывчаткой, и от взрывов ползли едкие удушливые газы, от которых кружилась и болела голова. Через месяц начали работу над завальными кольцами. Тоннель, долгие годы стоявший заброшенным, был в чрезвычайно запущенном состоянии. Вопрос стоял так: или прекратить строительство и заняться исключительно креплением, или работать с большим риском.
Люди без колебания решили идти на риск, тратить время на крепление лишь особо опасных мест. Земля уступала нехотя, оползала, грозя обвалами и смертью. Бревна диаметром 30–40 см раскалывались пополам, а более тонкие под напором земли превращались в щепки. Рабочие, находившиеся вверху, вынимали камень за камнем, заменяя их креплениями, а снизу их товарищи в сумасшедшей спешке выводили кладку, чтобы удержать породу».
В истории строительства тоннеля им. Сталина были и обвалы, и замурованные в породу люди, и десятки изувеченных в результате несчастных случаев. Чтобы как-то компенсировать тяжкий и рискованный труд, рабочим ежедневно выдавалась стопка водки.
Героический труд вольнонаемных рабочих увенчался успехом — в 1936 г. тоннель был сдан в эксплуатацию. После его сдачи тоннель перешел в ведение военных как объект № 2/051. До 50-х годов во Владивостоке существовала железнодорожная батарея снятых с кораблей орудий, установленных на платформы поезда. К тому же был и бронепоезд, оснащенный зенитками. Это боевое соединение и выскакивало из своего «депо» в горе Холодильник и через тоннель выходило на боевые позиции на Чуркине. И пряталось в тоннеле им. Сталина в случае обстрела неприятелем. Стометровая толщина скалы выдерживала любой артналет. Даже ядерный.
Охраняемый объект молва наделила слухами о том, что в глубине от основной штольни отходит ветка, ведущая в глубь горы… Что бронепоезд стоял там для того, чтобы охранять целый секретный город внутри горы Шошина. Этот город якобы являлся запасным для Владивостока на случай третьей мировой…
Действительно, параллельно основному идет еще один, вспомогательный тоннель — малый. Являющийся дренажной штольней для отвода воды. Строить ее начали со стороны Минного городка в начале восьмидесятых, но наткнулись на плывун, заставивший свернуть работы, не дойдя до Третьей Рабочей. Недостроенный дренажный тоннель вызывает проблемы и до сих пор. Зимой вода замерзает, превращаясь в огромные сосульки, которые приходится срубать каждый день во избежание повреждения контактной сети.
В 1951 г. военную охрану тоннеля сняли, передав ее ВОХР. Бронепоезда порезали на металл, а к приезду Хрущева во Владивосток в 1959 г. срубили и огромную латунную надпись, некогда украшавшую вход в тоннель, — «Тоннель имени тов. Сталина».
На ремонт тоннеля в 2016 г. планируется выделить 3 млрд руб. Реконструкцию тоннеля будет проводить ОАО «Мосметстрой». Интересно, что они найдут во глубине?
Юрий УФИМЦЕВ, специально для «К»