2016-11-29T06:16:04+10:00 2016-11-29T06:16:04+10:00

С «Платоном» на шее

Дорожные сборы топят рынок автоперевозок

Эпопея с введением автоматизированной системы «Платон», созданной для сбора специального налога с владельцев и водителей большегрузных фур за пользование федеральными трассами, пока обернулась большими проблемами для рынка автоперевозок. Спустя год после вступления в силу новых правил большинство дальнобойщиков их игнорируют, продолжая разъезжать по дорогам без уплаты покилометровых сборов. А дорожные власти, со своей стороны, закрывают на это глаза. Во всяком случае, ни одно из ведомств не смогло пояснить «К», сколько же водителей уже были оштрафованы за нарушение режима и был ли наказан хоть кто-то.

Есть разные версии, почему так выходит. Одни полагают, что сама система «Платон» изначально столь ущербна, что технически трудно обеспечить ее соблюдение. Другие уверены, что власти ничего не предпринимают, опасаясь повторения акций протестов дальнобойщиков, прокатившихся по стране в конце прошлого года, сразу после введения «Платона». После долгих раздумий и переговоров тогда было решено не отказываться от нового налога вообще, как требовали водители, но все же сделать уступку, установив льготный тариф (примерно 40% от полной ставки). Но это обстоятельство не избавило дальнобойщиков от проблем — недобросовестных игроков, которые теперь легко сбивают цены.

Вадим Дронов, представитель грузового альянса «Трофимофф»: «Из-за того, что одни перевозчики поставили устройства системы «Платон» и платят, а все остальные от затрат на «Платон» уклоняются, возникли неравные конкурентные условия. Да и сама система показала себя не с лучшей стороны: мы платим налоги государству, а теперь с нас собирает деньги еще и частное предприятие».

ООО «РТ-Инвест транспортные системы» (РТИТС), которое является оператором «Платона», перевозчики называют чуть ли не единственной выигравшей стороной. Потому что оно и с дальнобойщиков что-то получает, и выделенные из бюджета миллиарды (а это примерно 10 млрд руб.) продолжает осваивать. Главная интрига заключается в том, что одним из владельцев этой фирмы является сын одного из друзей Владимира Путина — Игорь Ротенберг, ему принадлежит 50% акций компании. Второй половиной активов владеют еще две компании, это «РТ-инвест» и «Ростех». Последнее предприятие принадлежит государству и владеет 25% активов системы «Платон».

По данным «РТ-Инвест», в системе «Платон» зарегистрировалось 771 тыс. транспортных средств по всей стране. И процент охвата «реальных» пользователей системы «Платон» уже на сегодняшний день может превышать 80%. На деле, как говорят спикеры «К», в России насчитывается не менее 1,5 млн фур. То есть большинство водителей остается в тени, разъезжая зайцами на свой страх и риск.

Андрей Павлович, директор по логистике и планированию «Coca-Cola HBC — Россия»: «Сейчас необходимо навести порядок в области контроля за регистрацией и администрированием оплаты, поскольку большое количество недобросовестных участников рынка отказываются регистрироваться в системе, что ставит добросовестных перевозчиков в неравные конкурентные условия».

В какой степени удается соблюдать режим «Платона» и сколько дальнобойщиков были наказаны за его нарушение? В Росавтодоре корр. «К» сообщили, что своевременную регистрацию автоперевозчиков контролирует сама система «Платон», а тех, кто уклоняется от регистрации, выявляют и наказывают в соответствии с административным законодательством.

«Штрафы взимаются во всех регионах страны независимо от наличия там в настоящее время рамок стационарного контроля. Работу перевозчиков контролируют 100 автомобилей мобильного контроля. Система выявляет нарушителей и направляет информацию о них в Госавтоинспекцию, сотрудники которой рассматривают материалы и выносят решение о составлении дела об административном правонарушении», — проинформировали в ведомстве.

На момент публикации статьи в ГИБДД Приморского края информацию о количестве оштрафованных грузоперевозчиков предоставить не смогли. Также ведомство не предоставило информацию о сумме штрафов, которые выплатили предприятия, уклонявшиеся от системы «Платон», за текущий год. По некоторым данным, за последнюю неделю контроль за регистрацией многотонного транспорта в системе «Платон» усилился. Возможно, это связано с тем, что 22 ноября прошло заседание, на котором обсуждалась полная передача полномочий по «Платону» от ГИБДД в Ространснадзор.

Тем временем грузоперевозчики подсчитывают убытки. В стоимость услуг по автомобильной перевозке груза входит цена топлива, расходы по обслуживанию машин, транспортный налог, а теперь и выплаты в систему «Платон». Сейчас транспортные компании несут больше расходов, чем прошлом году, но боятся потерять клиентов и сдерживают рост тарифов. «У нашей энергетической компании есть свой автомобильный парк, в который входит 53 многотонника. Их мы используем только для нужд предприятия. За год мы перечислили в систему «Платон» около 220 тыс. рублей. Для нашей компании это небольшие деньги, хотя пришлось сократить другие статьи расходов. Неудобство возникло только в самом начале: мы планируем бюджет на год, а система «Платон» появилась в ноябре, и новую статью расходов пришлось вводить внепланово», — сообщил сотрудник приморского филиала энергетической компании, который предпочел остаться анонимным.

«Мы заметили, что за последний год сократилось количество крупных перевозчиков, владельцев машин, снижается число крупнотоннажного автотранспорта. Ввод системы «Платон» сказался на стоимости перевозок, помимо этого, на увеличение тарифов также влияет рост цен на топливо, инфляция и другие экономические факторы. Если брать в расчет только запуск «Платона», то в среднем стоимость транспортных услуг для компании выросла за последний год на 5%», — сообщила Валерия Андреева, руководитель департамента по связям с общественностью «М.Видео».

Вопрос в том, как долго дальнобойщики смогут сдерживать рост цен на свои услуги? Чтобы лучше понять экономику, попробуем просчитать: средний тариф грузоперевозчика в Приморье сегодня составляет 40 руб. за 1 км. Один автомобиль может сделать не более 10 рейсов из Владивостока в Хабаровск за месяц, а расстояние между городами составляет около 1500 км. Значит, работа одного грузовика приносит в месяц 600 тыс. руб., часть из которых идет на ремонт и обслуживание автомобиля, покупку дизельного топлива и уплату налогов. Какая доля здесь «Платона»? Если автомобиль проезжает 1500 км, а тариф составляет 1,53 руб. за каждый километр, то за 10 поездок общий расход составит около 23 тыс. руб. в месяц с одного автомобиля. Если в транспортной компании пять большегрузов, то за год выплаты в систему «Платон» составят уже внушительные 1,3 млн руб.

Напомним, Министерство транспорта РФ предлагало ввести тариф в размере 3,06 руб. за каждый километр проезда автомобиля весом более 12 тонн по федеральной трассе. Позже правительство РФ снизило коэффициент стоимости тарифа до 1,53 руб. Льготный тариф действует с 18 ноября 2015?г. Но Росавтодор уже заявил, что повышение тарифа до первоначального неизбежно.

Дальнейший рост тарифов на грузоперевозки может повлиять на изменение розничной стоимости товаров. «Стоимость системы «Платон», так же как и расходы на дизельное топливо, отражается на конечной цене товара. Если тарифы поднимет система «Платон», то потребители быстро ощутят увеличение цен на товары, которые мы перевозим. Никто не работает себе в убыток, это нормально. Если к себестоимости грузов прибавятся затраты на «Платон», то конечная цена увеличится обязательно», — сообщил на условиях анонимности представитель одной из транспортных компаний.

Андрей Павлович: «Внедрение системы «Платон» оказало значительное влияние на рынок грузоперевозок. Уплата тарифов составляет дополнительную статью расходов, причем довольно существенную. Розничная стоимость товаров определяется в том числе и стоимостью перевозки, которая увеличивается по мере роста тарифов «Платона», в то время как покупательная способность населения непрерывно снижается. С учетом того, что до настоящего времени работа системы «Платон» так и не отлажена надлежащим образом, а заявленные при ее запуске показатели эффективности так и не достигнуты, предложения по изменению системы в части повышения действующих тарифов представляются по меньшей мере преждевременными».

О том, что увеличение тарифа системы «Платон» крайне негативно отразится на всех добросовестных транспортных перевозчиках, а также заказчиках и конечных потребителях товаров, говорят и приморские грузоперевозчики:

«Сейчас мы не повышаем тарифы на перевозку груза, в среде стагнирующего рынка цены только падают. Если «Платон» повысит свои расценки, то мы будем вынуждены перевыставить счет конечному получателю. Это отразится на стоимости жизни россиян. Выходит, что система «Платон» будет что-то ремонтировать за счет обычных людей», — подчеркнул Вадим Дронов.

Существует и другая позиция: некоторые предприятия считают, что платить за дорогу нужно, но в разумных пределах. И прежде чем повышать тарифы системы «Платон», необходимо оптимизировать расходы на обслуживание дорог. «Надо строить хорошие дороги и убирать гаишников и весовщиков, ведь на них нужно тратить деньги, платить им зарплату и все остальное. За дорогу надо платить, но все должно быть в разумных пределах», — считает Николай Вальков, индивидуальный предприниматель.

Петр Куприянов, заместитель председателя Союза транспортных перевозчиков Приморского края: «Никто из крупных транспортных компаний пока не заявил об уходе с рынка. Но некоторые частники уже продали свои машины и прекратили оказывать услуги по грузоперевозке. Увеличение тарифов системы «Платон» не грозит разорением предприятий, хотя кто-то из мелких компаний может прекратить свою деятельность. При повышении тарифов системы «Платон» грузоперевозчики поднимут свои расценки. Еще может измениться процедура оплаты. Скорее всего, многие компании начнут работать по предоплате».

Ксения СУХИХ


КСТАТИ

В Приморье система «Платон» никаких средств еще не перечислила. Более того, на всем Дальнем Востоке финансирование получила только Еврейская автономная область.

По данным Росавтодора, самые дорогостоящие дорожные работы проводились в Омской области (750 млн руб.) и Республике Карелия (700 млн руб.). Что касается ремонта и строительства мостов, Дальний Восток снова остался без финансирования системой «Платон». Больше всего средств на строительство мостов получила Нижегородская область (3663 млн руб.), Республика Башкортостан и Ростовская область получили на строительство по 1500 млн руб. В общей сложности система «Платон» направила 22,9 млрд руб. на восстановление и строительство дорог по всей России.

По информации Росавтодора, 60% пользователей системы «Платон» — физические лица, 20% — юридические, еще 20% — индивидуальные предприниматели. Кроме того, зарегистрировано свыше 118 тыс. автомобилей перевозчиков из иностранных государств.

На федеральных трассах установлены 194 рамки стационарного контроля и задействовано 100 автомобилей мобильного контроля. Система передает данные фото- и видеофиксации автомобилей, уклонившихся от оплаты своего проезда по федеральной трассе, в ГИБДД автоматически. Уже к июлю 2017?г. количество стационарных рамок контроля увеличится до 491.