2017-01-24T13:00:56+10:00 2017-01-24T13:00:56+10:00

«Наружка» и пустота

Рынок билбордов и растяжек в неопределенности

В связи с низкой занятостью рекламных конструкций поступления в бюджет Владивостока от операторов наружной рекламы значительно снижаются. Многие предприниматели с действующими договорами, срок которых заканчивается в 2017 г., в этот раз могут и не получить свои «сладкие» места. Рынок наружной рекламы наконец-то облагородится?

До недавнего времени рекламные конструкции, расположенные на территории Владивостока, были неэффективными. Количество незаконной «наружки» увеличивалось, а доходы в муниципальный бюджет нельзя было назвать серьезными. Так, ежемесячная плата клиентов за размещение информации на баннере размеров 3х6 м в среднем составляла 25–45 тыс. руб. Ежемесячный оборот в сегменте стандартных билбордов, давно и прочно замусоривших информационное пространство города, составляло до 50 млн руб. За год — более полумиллиарда. Плюс производство самих конструкций, печать баннеров и т. д. Но в бюджет Владивостока, по некоторым данным, попадала лишь малая часть, не более 30 млн руб.

С 1 марта 2015 г. полномочия по выдаче разрешений на размещение объектов наружной рекламы во Владивостоке, Артеме, Надеждинском и Шкотовском районах перешли к департаменту информационной политики администрации Приморского края. Изменения связаны с образованием Владивостокской агломерации. «Происходит упорядочивание рынка путем борьбы с незаконно установленными рекламными конструкциями, — отметила «К» заместитель руководителя департамента информационной политики Лариса Сёмина. — Мы направляем предписания об устранении нарушений, по истечении указанного в документе срока осуществляется проверка его исполнения. Если конструкция не демонтирована, информация по ней направляется в соответствующее муниципальное образование, которое осуществляет демонтаж. Следует отметить, что ранее, до передачи полномочий, незаконно установленные конструкции демонтировались только во Владивостоке».

В 2016 г. распространители, нарушившие законодательство о рекламе, получили около полутора тысяч предписаний на незаконную установку рекламных конструкций, примерно 600 объектов было демонтировано. Кроме того, как указывает Сёмина, в настоящее время департаментом разработаны, утверждены и обнародованы схемы размещения рекламных конструкций. Документы определяют места размещения, типы и виды объектов, установка которых допускается. В утвержденной для Владивостока схеме предусмотрено 812 мест для размещения отдельно стоящих рекламных конструкций.

Владивосток при этом остается, что называется, при своем интересе. Правда, реализует его с переменным успехом. Так, в прошлом году думой Владивостока был принят муниципальный правовой акт № 245, увеличивший стоимость тарифов на размещение рекламных конструкций практически в четыре раза. В ответ предприниматели писали обращения к депутатам и приморскому бизнес-омбудсмену, где доказывали, что повышение тарифов необоснованно приведет к сокращению штатов рекламных агентств, сокращению зарплат и даже поставит под угрозу само существование рекламного бизнеса. В конце концов депутаты пересмотрели тарифы, и теперь ставки аренды больше первоначальных всего вдвое.

К теме рынка наружной рекламы во Владивостоке «К» неоднократно обращался с начала 2000-х. Но пока «тема» приносила доходы, среда обитания приморской столицы замусоривалась билбордами все сильнее. Для сравнения: с 2013 г. по 2015 г. эксперты увидели двойное увеличение рекламных носителей — с 800 до 1,5 тыс. Масштабы бедствия местные чиновники, возможно, осознавали, но идти против полноводного денежного потока никто не решался. Сегодня неопределенность вносят подписанные в начале декабря прошлого года премьер-министром Дмитрием Медведевым поправки к постановлению «Об утверждении перечня национальных стандартов». Предыдущая его версия делала незаконной 90% наружной рекламы в стране. В частности, документ запрещал размещать рекламные носители на расстоянии менее 5 м от края автодороги, а также на одной опоре с дорожными знаками и светофорами и ближе 100 м от них. При этом планировалось, что замена всех конструкций, нависающих над проезжей частью, произойдет до 1 января 2018 г. Но с этим не согласились Федеральная антимонопольная служба и Минэкономики, и новое постановление правительства разрешило сохранить билборды как минимум до 2020 г.

Вопрос в том, станут ли операторы «зачищать» имеющиеся конструкции, менять их размеры либо заменять более современными носителями в рамках владивостокской схемы размещения отдельно стоящих рекламных конструкций, где мест на 17% стало меньше. Ситуация осложняется тем, что 80% предпринимателей на рекламном рынке имеют договоры, срок которых заканчивается в 2017 г. С другой стороны, повышение тарифов выдержать смогут отдельные игроки, особенно в связи с экономической неблагоприятной обстановкой, которая уже привела к пустоте рекламных поверхностей. Отчасти, конечно, это связано с сезонными моментами: январь для рекламистов традиционно неудачный месяц. Но, как отмечают эксперты, «белых сторон» на билбордах стало много еще три года назад, с тех пор рынок так и не может восстановиться.

Константин СЕРГЕЕВ


КОММЕНТАРИИ 

Анна Конева, руководитель отдела наружной рекламы рекламного агентства «ДВ-Регион»: «Спрос на наружную рекламу в прошлом году не уменьшился по сравнению с 2015-м. Покупатели на рекламные места есть. Другой вопрос, что требования ГОСТа усложняют нам работу. Допустим, конструкция размещена слишком близко к дороге и ее требуется перенести. В других случаях речь идет о демонтаже».

Татьяна Ишенина, исполнительный директор РА «Эддисон»: «Дума Владивостока сначала подняла ставки в четыре раза, затем снизила — но вдвое. Соответственно, тариф вырос на 100%. Насколько я знаю, все из крупных компаний, работающих сейчас на рынке, включая Gallery, работают и собираются участвовать в торгах на места под установку конструкций. Действительно, есть серьезное снижение спроса со стороны рекламодателей — третий год подряд. Как всегда в кризисный период, компании экономят на бюджетах на рекламу. Те деньги, которые остаются, с других носителей перемещаются в телевидение. В общем, ситуацию хорошо иллюстрирует большое количество белых сторон билбордов во Владивостоке.

Что касается ГОСТа, то он действует еще с 2005 г., но до марта 2016-го носил рекомендательный характер. Впрочем, его старались придерживаться. Сейчас ГОСТ обязательный, в стандарты внесены изменения. Кстати, во многих случаях они в пользу владельцев рекламных конструкций. Так, сейчас разрешено размещение конструкций на разделительных полосах. В городской черте отступ от дорожного полотна установлен в размере 0,5 метра, а не пять метров, как было. Для условий Владивостока это особенно критично, ведь величина тротуаров в основном не более одного метра. Сейчас те конструкции, которые не подходят под госстандарты, меняют на меньшие по размеру, более современные. Схема размещения рекламных конструкций во Владивостоке создавалась с учетом интереса бизнес-сообщества, с соблюдением закона и ГОСТов. Ведь наружная реклама приносит определенные деньги в муниципальный бюджет. У нас возражений никаких нет. Как официально работающие рекламные агентства, мы заинтересованы в том, чтобы незаконно установленные щиты демонтировались. Нелегальные операторы отбирают клиентов, притом что техническое состояние «левых» билбордов порой ужасно, никакие требования к безопасности не соблюдаются».

Павел Бражин, генеральный директор «BSD Групп»: «Для нас, как изготовителей наружной рекламы, наиболее сложным был 2015 г. Прошлый год отмечу как восстановительный. Что касается рынка операторов наружной рекламы, он сложился еще в 1990-х годах из людей, близких к властным структурам. С тех пор там мало что изменилось. Главный местный игрок — компания LAB, есть несколько московских, они делят рынок, и посторонним туда не проникнуть. Конечно, есть мелкие компании, которые владеют несколькими щитами, но не они определяют ситуацию».

Представители компании LAB отказались прокомментировать «К» ситуацию, которая сложилась на рынке.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ