2017-08-31T17:37:35+10:00 2017-08-31T17:37:35+10:00

При строительстве дорог забыли о тех, кто по ним передвигается

Соответствует ли состояние придорожной инфраструктуры тому, что требуется с точки развития туризма

В Приморье строятся новые дороги и реконструируются существующие. Вместе с тем уровень придорожного сервиса на автомагистралях падает. Не хватает мотелей, заправок, площадок для отдыха, хотя объекты дорожного сервиса (ОДС) предусмотрены концепциями и проектами.

До «строек саммита» с придорожным обслуживанием дела обстояли лучше. Возможно, уровень сервиса оставлял желать лучшего, но ларьков, кафе и АЗС вдоль дорог было натыкано в изобилии. Сейчас ситуация совершенно иная. Жители Владивостока и окрестностей жалуются на нехватку съездов с автомагистралей. Приезжих и туристов беспокоит больше то обстоятельство, что негде заправиться и поесть (впрочем, конечно же есть где, но зачастую надо поискать). Корни этих проблем, в общем, одни — при строительстве дорог немного забыли о тех людях, которые по ним передвигаются.

Сооружение и обслуживание объектов придорожного сервиса — традиционная вотчина малого бизнеса. Сегодня входной билет весьма недешев. Для того чтобы поставить пит-стоп, потребуется около 30 млн руб., для АЗС потребуется уже вдвое больше.

«Сейчас продолжается строительство трассы А-370 от Владивостока до Хабаровска, но из того, что мы видим поблизости от Владивостока, придорожное обслуживание не развито, — говорит уполномоченный по защите прав предпринимателей в Приморском крае Марина Шемилина. — Во-первых, разрешение на аренду участка не так просто получить. Второе — требования по установке объектов очень обременительны для бизнеса. На федеральной трассе нужно построить въезд и выезд, что недешево. «Роснефти» такие расходы по плечу, малому бизнесу — вряд ли».

Владимир Чирсков, генеральный директор компании «Октант»: «Для строительства АЗС требуются крупные инвестиции. Две колонки — 60 млн руб., три колонки — 80 млн руб. Рынок нефтепродуктов в Приморье сильно монополизирован. Торговая наценка минимальна. Крупные нефтянные игроки на рынке Приморья проводят такую ценовую политику, которая губительна для независимых торговцев. Соответственно, все идет к тому, что эти компании наставят АЗС на расстоянии 10–20 км одна от другой. У них и деньги имеются».

Безопасность на дорогах

Придорожная сеть призвана обслуживать и людей, которые работают на дорогах ежедневно — дальнобойщиков. Это вопрос безопасности на трассах в принципе. Россия приняла Европейское соглашение «О работе экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки» (ЕСТР). В данном документе отображен режим труда и отдыха водителей.

Согласно ЕСТР после четырех с половиной часов вождения необходимо делать перерыв продолжительностью сорок пять минут. Во время этого перерыва водитель не должен заниматься какой-либо работой. Каждые сутки должен быть предусмотрен отдых на одиннадцать часов. Соблюдать эти правила обязан каждый водитель, осуществляющий международные автомобильные перевозки. За несоблюдение режима водителей ждет штраф согласно статье 11.23 КоАП.


Но, поскольку на трассе не встретить достойного места отдыха, многие водители предпочитают ночевать в своих автомобилях и плохо высыпаются.


Вследствие чего происходит большое количество дорожно-транспортных происшествий. Чтобы снизить число ДТП из-за усталости водителей, необходимо грамотно и серьезно подойти к организации придорожного сервиса. «Возникают проблемы для грузоперевозчиков, — говорит Марина Шемилина. — Требуются кафе, кемпинги. Водителям положено через определенное время отдыхать. Где это делать — за рулем?»

«Когда выезжаешь за Хабаровск, ситуация с ОДС заметно лучше, — отмечает заместитель председателя профсоюза транспортных перевозчиков Приморского края Инна Черных. — Повсюду съезды, мотели, пит-стопы каждые 30 км. Для водителей большегрузных автомобилей предусмотрены охраняемые площадки».

Все для людей?

Конечно же государственная дорожная компания «Автодор» имеет «Концепцию развития объектов дорожного сервиса». А ФКУ «Дальуправтодор» разработал даже примерный перечень ОДС на А370 с ориентировочными местами размещения.

В Приморье запланировано построить четыре площадки отдыха, три СТО, два мотеля и одну АЗС. В ряде случаев ОДС расположены на существующих примыканиях, в других требуется новое строительство. По концепции мотели (кемпинги) должны располагаться на таких трассах, как А370, максимально на расстоянии 250 км друг от друга, а АЗС и места общественного питания — не реже, чем раз на 100 км. Сложнее всего с площадками отдыха, которые на дорогах I–III категории необходимо обустраивать одну на каждые 50 км. Площадка отдыха должна быть обеспечена освещением, а также должны быть предоставлены столы и скамейки, стоянка транспортных средств, туалет, мусоросборник.

Кроме того, существует такое понятие, как многофункциональные зоны — комплексы, включающие в себя все необходимое для водителя и автомобиля (стоянки, заправка, СТО, места для отдыха и приема пищи, спальные места и многое другое) в одном месте. По мнению большинства водителей и специалистов, строительство МФЗ улучшит состояние придорожного сервиса и обеспечит более качественное и надежное обслуживание. Однако строительство МФЗ запланировано в Хабаровском крае и на Сахалине, но почему-то не в Приморье. Хотя известно, что основной турпоток направляется из других регионов ДФО как раз в Приморский край.


Не слишком внимательное отношение к развитию ОДС грозит поставить крест на планах развития Приморья как «туристической мекки ДФО».


«Посмотрите на дорогу от низководного моста через Де-Фриз. Заправиться — большая проблема. Не говоря уже о том, что нет ни одного туалета», — сетует исполнительный директор ассоциации «Приморский региональный союз туриндустрии» Ольга Гуревич.

В неофициальных комментариях представители бизнеса еще более эмоциональны. «Соответствует ли состояние придорожной инфраструктуры тому, что требуется с точки развития туризма? — говорит представитель одного из туристских сообществ. — Вопрос банален. Вряд ли найдете кого-то, кто ответит, что соответствует. Спросите хабаровчан, которые к нам летом на машинах едут, они опишут свои впечатления от Приморья в красках».

Кто-то указывает на непреодолимые административные барьеры (хотя, возможно, это частный нехороший опыт). «Новые дороги находятся в основном в распоряжении Дальуправтодора, — делится владивостокский предприниматель. — У меня пять лет работала «харчевня» в Надеждинском районе, на оформление участка я потратил около $ 10 тыс. В конце концов Дальуправтодор меня оттуда выгнал, объяснив, что участок требуется «для собственных нужд». Во-первых, мы видим, что Даль­управтодор не заинтересован в развитии дорожной инфраструктуры. Во-вторых, прослеживается коррупционная составляющая. В-третьих, приморцам сложно согласовывать различные вопросы с Хабаровском».

Готовое — на продажу

Почему стоимость обустройства ОДС высока, нетрудно понять, ознакомившись с правилами размещения, техническими требованиями к объектам.

К примеру, вся территория мотеля, призванного обслуживать водителей транспортных средств в течение всего года, должна быть оборудована освещением. Оснащена как минимум пунктом питания, туалетом, прачечной, средствами сотовой и радиосвязи, душевыми, охраняемой стоянкой транспорта, мусоросборниками. Минимальные требования к АЗС: полное освещение в темное время, наличие торгового павильона с различными автомобильными принадлежностями, средства сотовой или радиосвязи, площадка остановки транспорта, туалеты, мусоросборники. Ясно, что вложения тут требуются совсем иные, чем под скромные «харчевни» или пит-стопы «на обочине».


Когда, с одной стороны, получить территорию под ОДС не так просто, с другой — инвестиции в строительство требуются существенные (а там еще докажи, что ты построил что надо), для бизнеса это не очень интересно.


«Чтобы появлялись объекты дорожного сервиса, государство должно предлагать придорожному бизнесу преференции, — считает Ольга Гуревич. — А мы хотим заполучить турпоток, а потом развивать инфраструктуру. Так не бывает — во всем мире сначала строят, а потом приглашают. Не говоря уже о том, что туалеты за рубежом бесплатные».

«При проектировании автодорог нужно предусматривать площадки под ОДС и строить их, — говорит Марина Шемилина. — А затем продавать предпринимателям на аукционах. Кроме всего прочего, если предусмотреть выезды на этапе строительства, получается гораздо дешевле, чем делать их на уже готовой дороге».

Константин СЕРГЕЕВ


КОММЕНТАРИЙ 

Павел Чернявский, директор по развитию сети кофеен Coffee Machine: «Насколько я знаю, нет особой проблемы получить площадку под строительство придорожной инфраструктуры, пит-стопа. Разрешение несколько быстрее выдается на муниципальном уровне, несколько дольше — на краевом или федеральном. В принципе, вопрос решаем. Однако перед постройкой вашего объекта вы должны заняться строительством площадки. Проблема в том, что такой проект — далеко не самый привлекательный и окупаемый. Заниматься строительством площадки и подъезда к ней по всем существующим ГОСТам, с учетом земляных работ, асфальтирования и так далее — дорого. Власти ничего строить не будут, значит — за свой счет?»