2017-10-31T08:25:22+10:00 2017-10-31T08:25:22+10:00

Прокурорский доклад

Бессчасный раскритиковал положение дел как в целом, так и в частностях

Прокурор Приморского края Сергей Бессчасный на октябрьской сессии Законодательного собрания раскритиковал действия многих чиновников и структур, им подконтрольных.  «К» приводит основные тезисы доклада.

Об инвестклимате

«В крае назрела необходимость совершенствования регионального законодательства: на смену формальным нормам декларативного характера должны прийти работающие формы стимулирования развития промышленности, сельского хозяйства, рыбной отрасли, отраслей нефте- и газохимии, — доложил Бессчасный. — Закон «О промышленной политике в Приморском крае», который должен был оказать стимулирующее воздействие на развитие промышленности в регионе, таковым, к сожалению, не стал — ни одна из продекларированных им мер государственной поддержки в настоящее время не работает.

В полной мере не реализуются меры финансовой и имущественной поддержки инвестиционной деятельности, установленные соответствующим краевым законом; действующая на территории Приморского края инвестиционная стратегия до настоящего времени не актуализирована и не учитывает новых механизмов по улучшению инвестиционного климата в регионе. В крае отсутствует механизм финансового обеспечения создания и модернизации объектов транспортной, энергетической, коммунальной, инженерной, социальной, инновационной и иных инфраструктур на территории свободного порта Владивосток.

Обоснованные нарекания вызывает деятельность Инвестиционного агентства Приморского края, получившего из краевого бюджета за три последних года субсидии на общую сумму порядка 200 млн рублей. При этом расходы агентства на проведение мероприятий, непосредственно направленных на привлечение инвестиций в Приморский край, составили менее 40% от общего объема полученных бюджетных средств. Остальные, а это свыше 120 млн рублей, израсходованы агентством исключительно на свои нужды (в том числе на оплату труда и служебных командировок). Определить степень влияния проведенных Инвестиционным агентством мероприятий по улучшению инвестиционного климата Приморья не может ни само агентство, ни его учредитель — администрация Приморского края.

О госпрограммах

Длительное время у нас вызывает тревогу систематическая неспособность краевых чиновников обеспечить полное и своевременное использование бюджетных средств, предусмотренных на исполнение программных мероприятий.

В прошлом году из 18 государственных программ в полном объеме не освоены бюджетные средства по 15 из них. Сумма неосвоенных денежных средств составила 4,3 млрд рублей. В текущем году ситуация немного улучшилась, но далека от совершенства.

В числе программ, по которым исполнительная власть не смогла добиться полного и своевременного освоения бюджетных ассигнований, — «Развитие транспортного комплекса Приморского края», «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами ЖКХ», программы по развитию образования, культуры, сельского хозяйства.

К примеру, при реализации на территории Приморского края подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» переселены только 5761 человек — это 74% от общего числа нуждающихся, расселено 2616 жилых помещений общей площадью 100,88 тыс. м2 из 494 аварийных домов, снесено 237 аварийных домов. Остаются незавершенными программные мероприятия в Находкинском и Лесозаводском городских округах, Посьетском и Хасанском городских поселениях, Надеждинском сельском поселении. В свою очередь, неисполнение мероприятий данной подпрограммы в установленные сроки повлечет за собой недостижение прогнозных показателей и, как следствие, непредоставление дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета.

Ненадлежащее исполнение возложенных полномочий создает предпосылки для применения мер бюджетной ответственности: в текущем году бюджет края уже «недосчитался» 13,6 млн рублей — это сумма штрафа, наложенного Министерством финансов в связи с неэффективным использованием федеральной субсидии, предоставленной на реализацию краевой государственной программы по развитию сельского хозяйства, повышению уровня жизни сельского населения края.

Как показывает практика прокурорского надзора, подобная ситуация связана в том числе с поздним доведением главными распорядителями бюджетных средств объемов финансирования до конечного потребителя. Безответственное отношение к исполнению поставленных задач демонстрирует департамент транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, который, несмотря на своевременное доведение лимитов бюджетных ассигнований на ремонт печально известной автомобильной дороги Владивосток — Находка — порт Восточный, закупочные процедуры по заключению государственных контрактов начал только в конце мая текущего года.

Как следствие, работы по ремонту дороги начаты подрядчиком только в июне — июле 2017 г. При этом предусмотренные государственными контрактами объемы работ и сроки их завершения (октябрь — ноябрь 2017 г.) в условиях отрицательных температур в осеннее время года свидетельствуют об их заведомой невыполнимости для сторон. Ненадлежащее состояние данной автомобильной дороги явилось причиной 65 дорожно-транспортных происшествий, зарегистрированных в 2017 г., в том числе семь — со смертельным исходом.

О бюджете

К неэффективному расходованию средств краевого бюджета приводит несвоевременная оплата заказчиками исполненных предпринимателями обязательств по государственным контрактам. В рамках проверочных мероприятий нами выявлена задолженность только органов исполнительной власти края и подведомственных им учреждений перед субъектами предпринимательской деятельности в размере почти 230 млн рублей.

При этом общая сумма долгов региональной и муниципальной власти составляет свыше 500 млн рублей. Благодаря прокурорскому вмешательству за восемь месяцев текущего года погашена задолженность на общую сумму 436,7 млн рублей. Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, совокупная сумма долга остается значительной.

Не стоит забывать, что несвоевременное исполнение заказчиками обязательств по оплате выполненных работ является основанием для взыскания в судебном порядке за счет краевого бюджета процентов за пользование чужими денежными средствами и неустойки. И такие примеры уже имеются.

Так, неисполнение казенным предприятием Приморского края «Приморское лесохозяйственное объединение» обязательств по договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем, послужило основанием для взыскания арбитражным судом в пользу последнего свыше 4 млн руб. В эту сумму вошел не только основной долг, но и свыше 300 тыс. рублей, начисленных в качестве процентов.

О пожарах

Бездействие должностных лиц, выразившееся в непринятии решения о ликвидации (реорганизации) Приморского лесохозяйственного объединения, неоднократное выделение денежных средств из резервного фонда для погашения задолженности по оплате труда сотрудников неработающего предприятия привело к причинению убытков субъекту Российской Федерации — Приморскому краю, в связи с чем в сентябре текущего года следственными органами на основании информации прокуратуры края возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 293 УК РФ («Халатность»).

Значительно возросла пожарная опасность, основной причиной являются действия местного населения, то есть человеческий фактор. За истекший период 2017 г. в Приморском крае зарегистрировано 438 лесных пожаров, огнем пройдено более 40 тыс. га. Ущерб, нанесенный лесными пожарами в 2017 г., составил 36,8 млн рублей. Однако, несмотря на сложную пожароопасную обстановку и возникновение в связи с этим чрезвычайных ситуаций в трех муниципальных образованиях (Кавалеровский и Тернейский муниципальные районы, Дальнегорский городской округ), особый противопожарный режим на территории края введен только 12 октября, после вмешательства прокуратуры края.

При этом из 160 находящихся на балансе КГКУ «Примлес» единиц автомобильной техники в технически исправном состоянии находятся только 65 (!), 68 единиц транспорта — неисправны и требуют капитального ремонта, 27 единиц — ремонту не подлежат. Однако до настоящего времени необходимые бюджетные средства на исправление указанной ситуации департаментом лесного хозяйства края не выделены.

О сиротах

Вызывают тревогу вопросы, связанные с питанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые находятся в краевых государственных организациях, подведомственных департаменту образования и науки Приморского края.

В рамках проверочных мероприятий нами вскрыты факты несоответствия рациона питания несовершеннолетних воспитанников установленным нормам, занижения объема приготовленных блюд, исключения ряда важнейших продуктов из ежедневного меню, что обусловлено недостаточным финансированием краевых специализированных организаций для несовершеннолетних из бюджета края.

Нам удалось добиться увеличения денежных средств, предусмотренных на питание детей, со 157,6 до 182 рублей. Кроме того, администрацией края предусмотрено дальнейшее поэтапное увеличение финансирования указанных расходов: с 1 января 2018 г. — 210 рублей, с 1 января 2019 г. — 241,5 рубля.

Но коллеги! Вы только вдумайтесь в эти цифры! В день на питание ребенка-сироты край выделяет 182 рубля, то есть порядка 45 рублей на завтрак, обед, полдник, ужин и второй ужин! Указанная сумма явно не отвечает запросам растущего организма несовершеннолетнего, которому для полноценного роста необходимы мясо, творог, молоко, фрукты!

Согласно произведенным специалистами расчетам, средняя стоимость расходов на питание в настоящее время составляет порядка 271 рубля на одного ребенка в день, что соответствует установленным нормативам и сложившимся ценам на продукты питания в регионе. А как объяснить ребенку, что кормить его в соответствии с требованиями норматива взрослые дяди и тети готовы не ранее 2019 г.?! А может, нам предложить равнодушным чиновникам сесть на подобную диету?»

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ