К началу нового, 2018 г. на служебном транспорте УФСБ по Приморью сменили госномера серии ЕЕЕ 125 RUS на совершенно неприметные. Это стало, наверное, последним гвоздем в крышку гроба старых представлений.
В Приморском крае пик интереса к «блатным», «крутым» номерам пришелся на середину 2000-х годов. В то время представители власти у нас самоутверждались подобным способом, а многие хотели быть или хотя бы казаться причастными. Поэтому губернатор Сергей Дарькин лично распределял самую весомую из региональных буквенных серий ССС среди своих подчиненных и друзей, Владимир Николаев, став мэром, учредил собственную серию ННН, краевые депутаты обеспечили себя серией МММ (первоначально таких номеров было изготовлено ровно 100 — по 2 шт. на депутата и еще некоторое количество — на думский служебный транспорт; ставший тогда членом Совета Федерации РФ Игорь Пушкарев украсил свой Land Cruiser номером М 003 ММ, а закрывал «спецсерию» МММ 25 RUS легковой Mercedes депутата и бизнесмена Владимира Хмеля с цифрой 100), прокурорские (следственного комитета тогда еще не существовало) оставались малозаметными для сотрудников ГАИ под прикрытием серьезных ААА 125 RUS…
С тех пор мир изменился. Сегодня, когда и ЕЕЕ, и ААА, и ССС можно увидеть на машинах такси и на автобусах, любой желающий может стать обладателем «красивого» сочетания букв и цифр, которые «преобразят» транспортное средство. Больше не нужно быть близким к губернатору, мэру или замначальника УВД, достаточно ввести запрос в любом интернет-браузере или обратить внимание на соответствующую рекламу в социальных сетях. Разброс цен десятикратный и более, от 20–30 тыс. руб. до нескольких сотен тысяч за эксклюзив типа Н 666 НН.
Руководитель компании Nomera_vl рассказал корр. «К», что есть несколько вариантов совершения сделок. Первый дешевле, но подходит только тем, у кого есть время для оформления документов во всех инстанциях. Кроме того, данная схема для тех, кого не смущает большое количество записей в ПТС автомобиля. Во втором случае посредник предоставляет свой автомобиль под перенос номерных знаков. Делается это в обмен на знаки денежные, именно этим вариантом и пользуется большинство клиентов.
Елена Иванова, специалист отдела организационно-аналитической работы, подготовки оперативной информации и пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД по Приморскому краю, сообщила, что ведомство не интересуется этим вопросом вообще: «Это не входит в сферу нашей ответственности. Мы не курируем фирмы, которые занимаются посредничеством при сделках с госномерами, это просто вне нашей компетенции. Тем более мы не занимаемся выявлением нарушений в данной сфере».
«Красивые» номера в Приморье не выпускают уже лет 5–7, теперь всем желающим приходится покупать интересные сочетания букв и цифр только у прежних владельцев, — рассказал руководитель Nomera_vl. — Причем стоимость номеров растет с каждым годом. Их сложно рассматривать как инвестицию, но тот, кто купил несколько лет назад, а теперь решил продать, получает прибыль. Тут все зависит от самого номера. Если это номер с тремя одинаковыми цифрами и буквами, то за пару лет он подорожал на 200–300 тыс. рублей. Строенные цифры считаются одними из самых популярных и дорогих, обычные «зеркальные» номера стоят дешевле.
Есть у приморцев также страсть к одинаковым буквам. Как правило, они ничего уже не значат, хотя когда-то имели «вес». Нынешние покупатели приобретают буквенные серии скорее для того, чтобы приобщиться к тому флеру, который был раньше.
Многим нравятся номера с сочетанием букв «ВОР» и «ХАМ», особенно с броскими цифрами. Но сейчас «красивость» номера — это бонусик, красивый аксессуар. Уже давно номерные серии не производят впечатления ни на сотрудников ГИБДД, ни на других участников дорожного движения. Кто-то машину с броским, «крутым» номером пропустит, кто-то — нет, это скорее дело случая и того, насколько другой водитель верит в магию чисел и букв на госномере. Были серии, которые выдавались ведомствам, друзьям губернаторов и мэрам. Все знают, кто с какими буквами ездил, но от этого уже отошли, «вес» номеров — это история».
Владелица другой организации, оказывающей услуги желающим купить «красивые» номера, на условиях анонимности рассказала, что сейчас каждый покупатель выбирает номер под себя, все зависит от личных предпочтений: «Кто-то родился четвертого числа, поэтому хочет номер с тремя четверками, это уже что-то личное. Самыми популярными строенными числами у автолюбителей остаются семерки и восьмерки. Буквам, если не вспоминать о том, кому серии принадлежали раньше, клиенты тоже придают какой-то смысл. К примеру, владельцы «Рейнж-Роверов» у нас любят номера серии РРР. Вообще, нет определенной моды, каждый выбирает то, что нравится. ААА — интересная серия, ее любят не только в Приморье. Питают приморцы слабость и к номерам серии МВК 125 — она когда-то устанавливалась на милицейские автомобили. Сейчас никакого «веса» не имеет, но людям нравится».
Руководитель паблика Nomera_dv также видит особую популярность строенных «матрешек» и «топоров». На втором месте по популярности — три пятерки. Также нельзя не отметить любовь владельцев Lexus-570 к номерным знакам с аналогичными цифрами. «Большинство людей сами не знают, чего хотят, их объединяет одно желание — купить номер дешево. Но получается это далеко не всегда, ведь цена зависит от того, кто продает, — говорит он. — Как правило, номера покупают мужчины 23–35 лет, чаще всего они ведут предпринимательскую деятельность, занимаются спортом, предпочитают активный отдых. Они ездят на хороших машинах, и номера для них — дополнительное украшение транспортного средства. Достаток этих людей стабилен, свои деньги они зарабатывают честно. Можно сказать, это прогрессивная молодежь, которая состоялась финансово».
«Спрос есть на все категории «красивых» номеров, — рассказали в компании Nomera_vl. — Мы специально собираем разные предложения, чтобы клиентам было из чего выбрать. Клиенты бывают разными, каждый со своими запросами и финансовыми возможностями. Приезжают девушки на недорогих машинках, покупают «зеркалки» за 5 тыс. рублей, есть и те, кто покупает номера стоимостью больше, чем машина. Бывает, что владелец номера ставит неадекватный ценник, но и на такое предложение находится свой покупатель. Дороже миллиона рублей во Владивостоке нам номера не попадались, а в Москве цены доходят до 10 миллионов. Кстати, во Владивостоке можно было купить номера региона 777, и они были дороже, т. к. цены на них выставлялись московские. Сейчас эта серия уже закончилась. Кстати, с шестерками был один курьезный случай, когда номер продавал работник церкви…»
Руководитель Instagram-паблика Nomera_dv: «Сейчас «красивый» номер — не больше чем аксессуар. Тут каждый сам выбирает, переплачивать или нет. С номерами как с часами — кому-то нужны дорогие швейцарские, а кому-то достаточно пластиковых, чтобы время узнавать. Спрос на госномера непредсказуем, четкой статистики нет. Вообще-то, чтобы бизнес был прибыльным, нужно номера производить. Этого мы сделать, естественно, не можем, значит, и относиться к перепродаже не стоит слишком серьезно. Стоимость номера, кстати, зависит и от срочности заказа, ведь одно дело, когда номер есть в наличии, и совсем другое, если его нужно найти в сжатые сроки. Искать тех, кто продаст номер, приходится в прямом смысле на улице. В этом нет ничего сложного: машины припаркованы везде, у многих под лобовым стеклом указан номер телефона, если машина кого-то «подпирает»…
Рассматривать покупку «красивого» номера как инвестицию не стоит, это ведь не криптовалюта. Да, номер дорожает, но рубль при этом обесценивается, так что говорить о сколько-нибудь существенной выгоде не имеет никакого смысла. Тот, у кого такой номер есть, может лишь продать его и получить разовый доход».
Ксения СУХИХ
ИСТОРИЯ
ААА/25 — старая приморская серия, выдавалась в Артеме. Ничего не значит и ни к кому не относится, просто сегодня воспринимается как красивая.
ААА/125 — одна из последних, часть номеров из которой еще «работает» на дороге, т. к. эти ААА пока еще установлены на машинах прокуратуры, службы судебных приставов и следственного комитета.
ВВВ/25 — ничего не значит.
ВВВ/125 — серия была «учреждена» Законодательным собранием края очередного созыва, депутаты которого решили «отстраниться» от предшественников с их МММ/25.
ЕЕЕ/25 — просто красиво (для кого-то).
EEE/125 — в прошлом это была серия ФСБ.
ННН/25 — серия экс-мэра Владивостока Владимира Николаева, сначала была ограничена 200 номерами, мэр распределял их лично.
МММ/25 — первые 100 номеров выдавались депутатам Законодательного собрания края созыва 2002?г. Остальные активно продавались.
ННН/125, МММ/125, ХХХ/25/125 — коммерческие серии.
ССС/25 — серия губернатора Сергея Дарькина. В середине «нулевых» это были самые крутые из неформальных спецсерий номера в крае.
ООО/25 — номера администрации губернатора Евгения Наздратенко.
ТТТ/25 — выдавалась при мэре Владивостока Юрии Копылове на машины администрации краевого центра, широко распространялась по предприятиям и «знакомым знакомых».
ККК/25 — серия выдавалась в Черниговке. Ничего не значит и ни к кому не относится. Просто красивые номера. В продаже бывают редко, затерялись где-то по краю.
РРР/25 — серия выдавалась в Лучегорске.
РРР/125 — относительно свежая серия, номера выдавались в Уссурийске в обычном режиме общей очереди.
МОО 25/125 — данные номера первоначально выдавались силовым структурам УВД, МЧС, пожарным и другим спецслужбам, а потом массово пошли «в свободную продажу» (это события тоже 2000-х годов).
МВК/125 — одно время эти номера были «ведомственной» серией УВД Приморского края, после того как по закону номерные знаки на синем фоне было разрешено оставить только на патрульных машинах. Вскоре МВК/125 пошли в продажу. Известно, что мэр Игорь Пушкарев пользовался двумя машинами с номерами М 081 ВК и М 801 ВК.
ВОО/25 — городские службы УВД Владивостока и районов, часть отдана военным.
НОО/25 — службы УВД, ГИБДД города Находки.
УОО/25 — службы УВД, ГИБДД Уссурийска.
СОО/25 — службы УВД, ГИБДД Спасска-Дальнего.
МВВ/125 — «ведомственная» серия номеров сотрудников МВД Владивостока.
МВУ/125 — «ведомственная» серия номеров сотрудников МВД Уссурийска.