Дубинин Валентин Степанович, 59 лет, управляющий филиалом «Дальневосточный» ОАО «Альфа-банк». Родился в селе Спасское Приморского края. Окончил Уссурийский сельскохозяйственный институт. Работал инженером-механиком маслозавода в селе Черниговка, первым секретарем Черниговского райкома ВЛКСМ, инструктором краевого комитета КПСС, вторым секретарем Черниговского райкома КПСС, председателем Черниговского райисполкома, первым секретарем Анучинского райкома партии, главой администрации района, первым вице-губернатором края, и.о. губернатора, начальником управления по работе с клиентами местного филиала Альфа-банка, заместителем управляющего филиалом, последние полгода — управляющим. Двое сыновей — 30 и 35 лет. Досуг проводит, как правило, на даче в Анучино, где занимается разведением овощей.Многие выходцы из власти находят пристанище в банках. Одни занимают почетную должность, другие пережидают политбои местного значения, третьи готовятся встретить обеспеченную старость. Пришлись к банковскому двору немногие, а уж тех, кто освоил новую профессию, — по пальцам пересчитать. Валентин Дубинин четыре года назад расстался с портфелем первого вице-губернатора Приморского края и ушел в филиал «Дальневосточный» Альфабанка. С тех пор о нем все меньше говорят как о человеке, работавшем бок о бок с губернатором Евгением Наздратенко.
— Валентин Степанович, вы причисляете себя к эпохе Наздратенко?
— «Эпоха» — громко сказано. Это был всего лишь нелегкий период, который оставил заметный след в моей судьбе. Всякое тогда бывало. Тем не менее кое- что сделать удалось. Есть поводы для гордости и у тех, с кем мне довелось работать в администрации края.
— Кем хотите остаться в истории Приморья?
— Полагаю, для народа я в равной степени хороший и плохой. Когда работал в органах власти, будучи воспитанником старой системы, руководствовался принципом: «сначала думай о Родине, потом о себе». А то, что не все удавалось решить и сделать для людей, так это вопрос глубокий, сложный, с многими «но» и «между прочим». Главное — всегда быть в ладах с собственной совестью. Вот совестливым, порядочным человеком и хотелось бы остаться в памяти потомков.
— Оглядываясь назад, о чем сожалеете?
— Я делал карьеру в органах исполнительной власти последовательно, без срывов, поэтому приобрел богатейший опыт. Более всего меня заботил агропромышленный комплекс. Всегда стремился к тому, чтобы Приморский край смог накормить себя самостоятельно. Овощами, картофелем — за свой счет, молоком и мясом — в определенной степени за счет импорта. Условия для этого есть, однако деревня умирает. Вот об этом сожалею. Я родом из деревни, чувствую и, как мне кажется, понимаю ее. России без собственного развитого сельского хозяйства будет очень сложно. Рассчитывать на китайцев в отношении тех же овощей, на американцев и канадцев, импортирующих в Приморье зерно и даже сою, — недальновидно и опрометчиво.
«Стресс водкой не заливаю»
— После губернаторских выборов 2001 года, в которых вы проиграли, в местных коридорах власти поговаривали о том, что «Дубинин находится в разобранном состоянии». Для вас то поражение действительно было шоком?
— Нет. Уже в середине выборной кампании я понял, что соперничество идет не по правилам, решил не малодушничать — идти до конца, не дрейфить. Ну а результат я не списывал бы полностью на выборы. Я проиграл, а другие выиграли во многом потому, что так сложилась ситуация вокруг выборов.
— И вы отреагировали нормально по-мужски: крепким словом и употреблением такого же напитка?
— У меня нрав спокойный и стресс водкой не заливаю. Пережил поражение тихо, без нервного срыва. На мне больше сказалось предательство отдельных людей, особенно глав муниципальных образований. Обиды на них нет. Могу объяснить их поведение — я ведь длинную жизнь прожил...
Ненавижу угодничество во всех его проявлениях, а среди глав это явление оказалось распространенным. Лучше бы они угождали своим избирателям, а не вышестоящим начальникам.
— Если случается видеться с ними, руку подаете?
— Стараюсь избегать этого. Да их самих на прежних постах уже нет — народ не переизбрал... Вот почему в сильном руководителе чувствуется эта самая сила? Не потому, что он требователен, а потому, что знает, что надо делать. Именно в этом сила руководителя, а не в дешевом заигрывании перед начальством.
— Как бы вы охарактеризовали людей из окружения губернатора Наздратенко?
— В основном, это спецы, которые знали, что и как надо делать. Важно отметить: Евгений Иванович, в мою бытность его первым замом, не мешал работать команде.
— Сегодня принято считать, что бизнесмены более эффективны во власти, нежели давние выпускники партийных школ.
— Судить об эффективности власти нужно по работе — становится ли жизнь лучше, ведется ли строительство, растет ли экономика. А кто у руля — менеджеры, бизнесмены, отставные военные или партийцы — по большому счету не имеет значения. Да, профильные знания помогают на этом поприще, но без предпринимательской жилки или современного образования тоже можно руководить эффективно. За примерами далеко ходить не надо — Виктор Ишаев, губернатор Хабаровского края. Имеет свой, проверенный временем стиль руководства, грамотный подход к ведению хозяйства. Умеет работать и со старыми кадрами, и с новым поколением. Здесь, может быть, играет главную роль человеческий фактор, поставленная изначально цель.
«С вашими деньгами ничего не случится»
— Почему вы решили перейти из администрации края именно в Альфа-банк? Другие предложения о трудоустройстве получали?
— Предложений было несколько. Но я пошел в Альфа-банк, потому что, во-первых, не понаслышке владел информацией о нем. Во-вторых, сыграло свою роль руководство банка, которое я довольно неплохо знал. Устраиваться же на новое место работы, если не доверяешь, сомневаешься, — неправильно. В общем, я пришел сюда попробовать себя в новом качестве. По-моему, у меня получается.
— Теперь вы оцениваете людей по каким критериям? По тому, как они распоряжаются деньгами?
— Нет, на первом месте — профессиональная порядочность, честность, этого я придерживался и в структурах исполнительной власти. Деньги в банке украсть непросто. Гораздо легче допустить ошибку, которая приведет к нежелательным последствиям, которые очень опасны и, в прямом смысле слова, дорого стоят.
Поскольку любой человек имеет право на ошибку, он должен, заметив свой промах, сразу проинформировать о том, что именно надо исправить. А если банковский служащий солгал, то ком растет, и в итоге банку наносится ощутимый вред.
— Чем вы сейчас занимаетесь?
— Организацией внутренней работы филиала банка — это первое. Во-вторых, привлечением новых клиентов крупного и среднего бизнеса. За четыре года мне кое-что удалось сделать. Помогли как старые знакомства и наработанные связи, так и новые знания.
— А инвестиции в Приморский край Альфа-банк осуществляет?
— К сожалению, инвестиционный климат в Приморье благоприятным не назовешь. Здесь много причин. Но, уверен, активное вложение средств в экономику региона — дело времени. И если нынешнему руководству края удастся поправить ситуацию, то недалек тот день, когда инвестиции потекут в Приморье рекой.
— Как вы пережили межбанковский кризис прошлого года?
— Вместе с банком, не расставались друг с другом... (Смеется.) На мой взгляд, кризис был создан искусственно.
— Непосредственно вы какие антикризисные мероприятия проводили?
— Работал с клиентами: разъяснял, убеждал в нашей дееспособности... Хотя последнее приходилось делать редко. Клиенты, особенно давние, доверяют мне больше, чем слухам.
— Какие диалоги вели?
— Короткие, немудреные. К примеру: «Степаныч, как у вас там?..» — «Будьте спокойны. С вашими деньгами ничего не случится».
— Как, по вашему мнению, нужно относиться к деньгам?
— Бережно. Может быть, не как к женщине, но обязательно надо считать. Они это любят. И не транжирить.
— Вам удается находить общий язык с купюрами?
— Пожалуй, ведь у меня потребности небольшие. Сбережения храню в банке. Делаю это без ложного патриотизма, как те, кто приходит ко мне и полагаясь на мое имя, доверяет разместить свои деньги в Альфа-банке.
«За сыновей замолвлю слово»
— Вы и в нынешнем качестве не изменили своей страсти — огородничеству?
— Я сильно привязан к земле. Все сам выращиваю: картошку, овощи. И сейчас, и все время, несмотря на то, что был первым вице-губернатором. Вот только сыновья, похоже, к земле не тянутся.
— Стараетесь их наставить на истинный путь?
— Насколько соответствуют мои наставления их представлениям о том, каким должен быть настоящий мужчина. Порядочным, честным, заботливым — это первостепенные качества. С добрым именем быть — годы честно прожить. Этому учу сыновей. Мне не стыдно за них. Знаю, что не спекулируют фамилией. Со мной честны и откровенны. Ну кроме, может, любовных тем. (Улыбается.)
— За сыновей при случае готовы замолвить слово?
— Почему бы нет? Не вижу в этом ничего предосудительного. Но при этом я должен быть на сто процентов уверен, что со мной не играют втемную. Кстати, я никогда сыновей не «пристраивал». Разве что устранял перед ними некоторые бюрократические барьеры — все-таки фамилия играет свою роль. Они тоже Дубинины, но имя себе еще не скоро заработают. А пока можно подсобить именем своим.
БЛИЦ
— Ваш круг чтения в последнее время?
— «Ящик водки» Игоря Свинаренко и Альфреда Коха.
— Любимое музыкальное произведение?
— Романс из кинофильма «Дни Турбиных»
— Где зарабатывали больше — на посту первого вице-губернатора или сейчас?
— Конечно, в банке. Впрочем, это сопоставимо с тем временем и той зарплатой.
— Последняя крупная покупка?
— Автомобиль Toyota Ipsum. Купил два года назад.
— Что предпочитаете дарить?
— Как правило, деньги. Сегодня люди нуждаются больше в этом.