На условиях анонимности государственный чиновник из Подмосковья откровенно рассказал Ассоциации участников закупок (АУЗ), как устроена система откатов в государственных закупках, а также поделился информацией о несомненной пользе сговоров в нашей стране. Поскольку ситуация с госзакупками актуальна везде, то KONKURENT решил опубликовать присланный АУЗ в редакцию материал.
«Борьба со сговорами и взятками в тендерной системе не просто бесполезна, она навредит в конечном итоге самому государству, — такую мысль высказал руководитель одного из крупнейших районов Подмосковья АУЗ. — Вне зависимости от того, в какой форме проводится закупка (бумажном, электронном или ином), ключевая задача, стоящая перед руководителем города района, – максимально эффективно использовать имеющиеся бюджетные средства».
Исходя из этого убеждения, чиновник утверждает, что иной формы для эффективного сбережения государственных средств, кроме «сговора» между бизнесом и властью, не существует. По словам опытного руководителя, еще на этапе формирования государственного заказа глава города обязан продумать возможных исполнителей контракта. И проговорить со своими заместителями каждого кандидата на победу. При этом чиновник уверяет, что потенциальный победитель тендера не обязательно аффилирован с администрацией города. Ведь главное для хорошего руководителя горадминистрации – чтобы победитель был способен выполнить госконтракт максимально качественно.
«Допустить к важному тендеру случайных людей означает впустую потерять бюджет, получить результат низкого качества, сорвать все допустимые сроки, оказаться под прокурорской проверкой (а затем и судом) и потерять в конечном итоге работу», — именно в таком порядке глава района перечислил возможные последствия.
По его словам, именно чтобы избежать подобных неприятностей, многие руководители городов прибегают к механизму, который считается в нынешней системе законодательства «сговором» или «подсудным делом».
«Вы не представляете, какое количество мошенников желает приобщиться к бюджетным средствам, — пожаловался руководитель района. — В надежде выиграть тендер люди регистрируют фирмы-однодневки, участвуют в торгах на выполнение самых разнообразных работ, от поставки воздушных шариков на городские праздники, заканчивая услугами по строительству объектов социальной значимости. Причем у этих фирм заведомо не имеется людских или финансовых ресурсов для выполнения работ. Их ключевая задача – выиграть тендер по любой цене (даже заведомо невыгодной) и получить аванс. Дальнейшее выполнение контракта этих мошенников не интересует».
Именно по этой причине, чтобы не сорвать выполнение важных работ, чиновники вступают в сговор с предпринимателями. Причем делают это, как считает глава района, зачастую без личной финансовой заинтересованности. Чиновник уверен, что каждый государственный служащий обязан (!) заведомо иметь представление о потенциальных участниках (и победителях) тендера. Лично познакомиться с руководителями фирм, изучить их положительный опыт работы, получить хорошие рекомендации и отзывы, ознакомиться с финансовым состоянием фирмы и только затем принимать решение – допустить конкретную компанию к участию в электронных закупках или нет.
«В противном случае тендер будет выглядеть как собрание лишенных разума людей: одни делают вид, что выполняют работу, а другие оплачивают ее, заведомо зная о провале», — сказал глава района.
По мнению чиновника, только в глазах нерадивых предпринимателей необходимость представить свою фирму заказчику (до участия в тендере) выглядит как заговор или вымогательство. «Разумные бизнесмены» понимают необходимость таких встреч, не увязывая их с дальнейшими взятками или другими обязательствами перед представителем органов государственной власти.
«Только закоренелым взяткодателям приходит в голову совать деньги чиновникам. Адекватные бизнесмены понимают, что заказчик, в лице главы города или соответствующего департамента, уже максимально заинтересован в качественном выполнении работ. Для него взятка не является самоцелью», — поделился опытом действующий чиновник.
По его мнению, Государственной думе следует более внимательно продумать систему государственных закупок, при которой администрациям городов не приходилось бы нарушать законы, преследуя очевидное желание — сберечь государственные средства. «Сегодня система госзакупок выглядит примерно так: нам дали машину без колес, поставив задачу выиграть гонку. При этом самостоятельно установить колеса нельзя, это нарушение, но и гонку проиграть тоже недопустимо», — пожаловался глава района.