2018-10-03T15:44:50+10:00 2018-10-03T15:44:50+10:00

«В этом году все пошло не так»

Погода испортила бизнес туристическим базам

Большинству приморцев пришлось проводить свой законный отпуск по старой памяти — на дачных грядках, или дома у телевизора, или за рубежом. Турбазы остались не у дел: поток клиентов сократился сразу на 30%.

«Обычно все места уже зафиксированы к июню. В этом году все пошло не так», — посетовал представитель туристической фирмы «5 звезд».

В предыдущие годы все ехали на отдых за границу (хотя он был малодоступен), а родные курорты не вмещали физически даже тех, кто смог накопить на отдых у моря. В этом году все планы испортила погода.

«Каким бы комфортом мы ни окружали наших гостей, какого бы уровня мы ни предоставляли сервис, погода в этом году внесла свои коррективы. И не в лучшую сторону. Пришлось внести около 750 тыс. рублей из личных сбережений, только чтобы остаться на плаву, — признались в одной из баз отдыха в п. Ливадия. — Когда метеоусловия преподносят такой подарок, руки опускаются, хочется закрыть бизнес. Но нас спасла не только финансовая подушка. Несколько жарких недель, недоверие к прогнозам наших синоптиков более-менее выровняли баланс. Приезжали и наши, местные, и из Хабаровска».

Олег Колюжный, база отдыха «Школьная» (с. Андреевка): «В основном убытки мы понесли из-за погоды. Снижение покупательной способности на нашей финансовой ситуации никак не сказалось. Погода есть — люди едут, погоды нет — заявки отменяются. На сентябрь заявок, к сожалению, мало. Как выживаем, чтобы не прикрыть деятельность? Убытки мы восполняем из собственного кармана».

Евгений Храмов, ООО «Новые впечатления» (о. Рикорда): «Подходит тайфун — люди уезжают или отказываются от поездки: никому не охота сидеть под дождем. В июне мы вообще не работали, так как море еще холодное и туризма нет. Начали работать с конца июля. Когда в августе опять испортилась погода — пошли отказы».

«Искать в спешке людей, чтобы заселить их в комфортабельные домики, пришлось из-за погодных условий июня и половины июля. Ну, вот так у нас получилось в этом году. Хотя для июня такие погодные условия для нас привычны, июль, конечно, подкачал», — сообщили на базе отдыха «Фэн-Шуй» (п. Ливадия).

По словам игроков рынка, туристический бизнес все более и более становится крайне невыгодным. Виктор Корнев, директор базы отдыха «Берег Грина» (р-н Триозерья): «Если сравнивать с прошлым летом — стало хуже. Видно, что снизилась покупательная способность. Если сравнивать количество отдыхающих в процентном соотношении, можно говорить о том, что поток клиентов снизился примерно на 20%».

Удержать на плаву современный туристический бизнес — это совокупность различных факторов. С одной стороны — это клиент. Он хочет сервис на уровне заграницы, как можно больше бесплатных услуг, и чтобы желательно все было ultra all inclusive. С другой стороны — это взаимодействие с Роспотребнадзором, коммунальными службами. Третья сторона — экономическая ситуация в стране. Четвертый фактор — погода.

«Приходится искусно маневрировать между всеми этими нюансами, чтобы быть на рынке. И это при условии, если мы говорим об ООО, а не об ИП, — рассказали на базе отдыха «Райский уголок» (п. Ливадия). — Ипэшникам в какой-то мере проще: пробили скважину, и жить можно. И документация у них, мягко говоря, серая. Как и уровень сервиса, впрочем.

Вообще, если говорить о финансовых вложениях, то они достаточно обширные: хоть первоначальные, хоть ежемесячные. Будущему предпринимателю придется познать, например, что такое налоговая система, что такое Роспотребнадзор (пробить официально скважину стоит 1,5 млн, пожарная служба (еще 1,5 млн на установку системы пожарной безопасности), строительство приличного кафе, укладка асфальта, средства обеспечения досуга для детей и взрослых. Из стабильных расходов — свет, коммуналка, откачка септика — еще примерно по половине миллиона каждый месяц. В итоге ты больше вкладываешь, чем получаешь. Чтобы «выплывать» в пору снижения потребительского ажиотажа, пришлось, как и остальные базы, поднять ценник за суточные услуги. Иначе никак. Предприниматель (если мы говорим о легальной деятельности), решивший обогатиться на ниве туристического бизнеса, производит колоссальные финансовые вложения. Время окупаемости такого проекта — примерно 7–9 лет. Опять же если погода смилостивится и будет спрос со стороны клиентов».

За одни сутки «почти all inclusive» туристические базы Приморья спросят с гостя в среднем от 8 до 12 тыс. руб. в сутки. Есть и совсем редкие экземпляры, требующие оплаты в 30 тыс. руб. По этой причине многие хотят получить за такие же деньги куда как лучший сервис за границей. Сергей Каверин, коммерческий директор туристической фирмы «Тур Бар Жара»: «Нет такого, чтобы люди прекратили летать. Поменялись направления, немного снизились затраты у нашего клиента из среднего класса. Например, за три месяца 2018 г. — июнь, июль, август — на Пхукет отправились отдыхать 1600 человек. Во Вьетнам проводить отпуск улетели 5700 человек. Паттайю выбрали местом проведения отдыха 3500 человек. Если сравнивать с прошлым годом, поменялось только место дислокации граждан: в летний сезон 2017 г. люди больше выбирали Паттайю, а не Вьетнам. По этой причине цена на отдых в Таиланде чаще «горела». В среднем наш житель за 10–14 дней отдыха во Вьетнаме и Таиланде сейчас готов отдать 50–70 тыс. рублей, выбирая номер на 4 звезды и выбирая класс «эконом». От 80 тыс. — с отелями 5 звезд, с системой all inclusive. В прошлом году было чуть дешевле, конечно.

Сейчас наступает время, когда средний класс активизируется и интересуется предложениями за 15–17 тыс. рублей. Но они должны понимать, что их ожидает уровень сервиса совсем иной, чем было бы за сумму в 2–3 раза больше. Фактически летят жить под пальмами, из возможностей — переодеть шорты. Но некоторые платят эту сумму по той причине, что летят «лишь бы долететь». Чаще всего за эту сумму берут путевки те клиенты, у которых в Таиланде есть жилье. Остальным же клиентам мы стараемся донести, что их там ждет и что лучше доплатить, чтобы не испортить себе отдых. Клиенты классом выше за отдых отдают от 100 тыс. Но это если мы говорим о путешествиях в страны АТР.

Отдых на морских курортах Европы наш житель предпочитает меньше. Здесь сказывается и цена за перелет до Москвы, и цена европейского сервиса. Отдых в тех краях пользуется cпросом у класса выше среднего. У нас, конечно, были туристы, которые успели купить субсидированные билеты (и даже были случаи, что это были пенсионеры) до Москвы, а потом улетали в Испанию и Италию. Но, скажем так, с пенсионерами — это разовые случаи.

Если говорить о спросе на отдых на Западе у приморцев — в основном популярностью пользуются Турция, Тунис, Кипр и немного Испания. В формировании ценообразования отдыха туда надо разделять сумму на перелет и проживание. 100 тыс. — это, например, долететь только вдвоем. В Турцию можно улететь из Москвы и за 20 тыс. Но приморцам дешевая Турция противопоказана: стереотипы мышления могут разбиться о суровую реальность. Люди хотят от Турции ultra all inclusive за те деньги, за которые они получили бы это, отдыхая в странах АТР. Однако реальность совершенно иная».

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ