2018-10-03T15:53:47+10:00 2018-10-03T15:53:47+10:00

Рестораторы дождались едоков

Расходы приморцев на питание вне дома стали расти

Владивосток наряду с Москвой и Хабаровском вошел в топ-3 городов по сумме самых дорогих расходов в ресторанах, сообщил сервис Delivery Club. Причем в 2018 г. дальневосточники стали тратить на еду больше, чем в 2017-м. Кризис едокам не помеха?

«Самое активное поколение на рынке общепита — миллениалы, — они часто неплохо зарабатывают и считают нормой каждый день посещать какие-то кафе, кофейни, пекарни, и т. д., где нередко работают, сидя за ноутбуком с чашкой кофе. А кроме того, в нашем климате, когда больше полугода находиться на улице холодно и некомфортно, люди выбирают кофейню или ресторан как дополнительное место отдыха между работой и домом, где можно посидеть, расслабиться, встретиться с друзьями. Это общемировая тенденция — людям нужно где-то встречаться, общаться и проводить время», — уверен Павел Куксов, ресторатор (Crust Pizza & Wine, MOLOKO & MED, «Пекарня Мишеля», «БабМаша»).

За последние годы рынок общепита в краевом центре претерпел кардинальные изменения. На улицах города появились заведения новых форматов, крупные ресторанные холдинги осваивают средний ценовой сегмент, а градус пафоса снижается в пользу Сasual Restaurant. В заведениях данного формата средний чек составляет 500–1000 руб. «Сумма в среднем чеке подвержена сезонным колебаниям. Но в денежном эквиваленте он растет, так как дорожает сырье. Соответственно, заработная плата в нашем сегменте буквально за последние два года выросла на 30–40%», — объясняет Евгений Лукьянец, владелец сети пиццерий Pizzaiolo.

Эксперты уверены: покупатель делает выбор осознанно, но при этом не отказывает себе в удовольствиях, самое доступное из которых — еда. «Тот, кто раньше мог позволить себе два раза в год летать за границу, совершать дорогие покупки, умерил свои аппетиты, но при этом, вполне возможно, стал больше тратить денег на еду — самое доступное из всех удовольствий», — считает Александр Усенко, владелец фабрики-кухни по изготовлению готовых обедов и сэндвичей SUB CLUB, сооснователь сети пиццерий «Оки Доки».

Михаил Бирюлин, генеральный директор компании «Меридиан Девелопмент» (ТРЦ «Черемушки»): «Ежедневно шестой этаж нашего ТРЦ, где расположены кинозал и зона фудкорта, посещает порядка 2800 человек. Наполнить фудкорт сегодня не представляет никаких проблем: выбор потенциальных арендаторов растет с каждым годом, и здесь уже приоритет получает тот, кто наиболее интересен покупателю и у кого самый высокий оборот».

Подтверждает слова Михаила Бирюлина опыт еще не открывшегося самого большого дальневосточного торгового центра «Калина молл», где уже не осталось вакантных площадей в зоне фудкорта. Желающих зайти на эту площадку было множество, даже несмотря на арендные ставки свыше 3 тыс./кв. м. «Аренда недешевая, но если взять такие торговые центры, как «Большой ГУМ», «Малый ГУМ», где ставка достигает 7–10 тыс. руб. за 1 кв. м, еще достаточно лояльная», — отмечает Евгений Лукьянец.

Удовлетворяет ли гастрономическое предложение во Владивостоке растущий спрос? Как ни странно, при всем кажущемся изобилии в большинстве своем участники рынка отрицательно отвечают на этот вопрос. Евгений Лукьянец: «Если в Европе или Америке на каждые 1000 человек приходится по одному кафе, у нас это соотношение значительно меньше. Большинство точек сосредоточены в центре, а, например, Снеговая Падь, где мы открыли новую пиццерию, испытывает дефицит предложения, так что игроки будут раскидывать сети на еще не освоенных территориях. Мы, например, этой зимой заходим на Ладыгина».

Ниша общепита, по всем оценкам, остается перспективной, но, чтобы в ней удержаться, требуется нечто большее, чем энтузиазм и пара кредитов. Неудачная концепция, дорогая аренда, качество предложения, неверный расчет: как результат на рынке вполне себе сбалансированное соотношение удачного и неудачного опыта. «Рынок развивается, но нельзя сказать, что он стремительно растет за счет новых участников, он просто меняется. Если посчитать, в месяц открывается примерно 10–15 заведений и столько же закрывается», — говорит Павел Куксов.

По некоторым подсчетам, количество различных точек общепита во Владивостоке сегодня медленно, но верно приближается к 400. Однако за разнообразием всевозможных кафе, пиццерий, бургерных, ресторанов и просто столовых стоят серьезные игроки, которые во многом и определяют эволюцию рынка. Так, компания WEST, известная сетью ресторанов «Хлопок», развивает франшизу KFC (инвестиции от 700 тыс. долларов и роялти 6% от оборота) и уже теснит Hesburger и Burger King в центре города. В планах заход на Русскую, Фадеева, Луговую. При этом WEST не забывает о других форматах, открыв бар & бургерную DAB, кофейни CoffeeShopCompany и пельменную «Ложки-плошки».

Владельцы BROTHERS BAR & GRILL и Central Cafe представляют бургерную «Нерыбный день», ресторанный холдинг Fusion Group (ресторан Zuma, сеть японских ресторанов Tokyo и т. д.) продвигает новый проект в необычном формате — «Мидия», принципиально рассчитанный на молодежную аудиторию. В центре закрывается заведение с многолетней историей и представительной публикой Kitchen, а на его месте возникает другое, с демократичными ценами — Crust Pizza & Wine от владельцев MOLOKO & MED и сети кафе «Пекарня Мишеля». Еще одно заведение этой команды с принципиально новой концепцией — «БабМаша» — распахнуло двери в районе Суханова. WEST закрывает довольно пафосный Selfie в центре и представляет на его месте ресторан формата сasual — с гамбургерами, бородатыми официантами в кожаных фартуках и расслабленной атмосферой в духе американского кантри.

Дальнейшую эволюцию рынка, считают эксперты, будут определять уже заданный курс на демократичные форматы, доступные цены и разделение труда, когда «сапожник тачает сапоги, а пироги печет пирожник». «Тренд на еду вне дома будет только расти, — уверен Александр Усенко. — Это общемировая тенденция. Я сам далеко не всегда завтракаю на собственной кухне, и опыт моей компании говорит о том, что спрос меняется вместе с обществом».

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ