Емкость приморского рынка зажигалок составляет около 300 тыс. шт. в месяц. Самые распространенные из них — дешевая китайская продукция, не имеющая названия и небезопасная для потребителя. Качественный товар среднего ценового сегмента занимает вторую позицию, примерно 8% всего потребления приходятся на дорогие зажигалки и 2% — на элитные.
Основным поставщиком в Приморье качественных зажигалок является компания «Оптима», имеющая прямые контракты с производителями, и обеспечивающая «огнем» практически 80% территории России. «Оптима-Владивосток» (подразделение компании «Оптима») работает в крае с двумя дистрибьюторами, которые и занимаются прямой доставкой продукции в торговые точки. Из них 90% приморского рынка обеспечивает компания «Стимул». Конкуренцию «Оптиме» на Дальнем Востоке составляет лишь дешевая «кустарная» продукция китайских умельцев, не имеющая ни торговой марки, ни легального завода-производителя.
По словам Игоря Гнатенко, менеджера по продажам «Оптима-Владивосток», одноразовые зажигалки появились на приморском рынке в достаточном количестве пять лет назад. В маркетинге им отводится роль товара импульсного спроса: шел, увидел, понадобилась или понравилась, купил. Рассчитана эта продукция на массового потребителя, так что встретить ее можно практически в любом продуктовом магазине, а в табачных киосках присутствие такого товара просто необходимо.
Игорь Гнатенко: «Зажигалки для прикуривания в России не производят, так что продукция здесь исключительно импортная. По происхождению зажигалки можно разделить на две категории: азиатские и европейские».

Учитывая особенности географического положения Приморья, естественно, что большую часть местного рынка составляет азиатская продукция. Основная доля приморского рынка зажигалок — 65% — приходится на дешевый товар из Китая, привозимый сюда нелегально. За качество такой зажигалки поручиться не может никто. Около 7% составляет доля легального завода — тоже китайского SL».
Игорь Гнатенко: «На данный момент наибольшей популярностью во Владивостоке пользуются одноразовые зажигалки российско-корейской компании «Аматти-групп» с торговыми марками Amatti и «Ангара» (как и все азиатские зажигалки, их производят в Корее и Китае). Их присутствие на рынке довольно значительно — около 20% от общего объема продаж. Доля европейского производителя очень мала: 5% делят между собой французские BIC, швейцарские Swedish Match, шведские Feudor и Cricket. Элитная продукция торговых марок Ronson и Zippo составляет всего 3%».
Ценовой разброс по всем зажигалкам, кроме элитных, — от 2,5 до 15 руб. за штуку в розницу. Поскольку очень часто цена является определяющим фактором при покупке, рынок демократичных зажигалок можно разделить на 3 группы: дешевые — до 3 руб. за штуку (60% рынка); средние — за 4-6 руб. (30%); и дорогие — от 10 руб. и выше (10%). К дорогим зажигалкам относится вся европейская продукция, а также зажигалки торговой марки Amatti. Примечательно, что компания «Аматти-групп» первая на нашем рынке стала создавать марки под четко определенный сегмент. Так, для дорогого сегмента была предложена Amatti, а для среднего уровня российского рынка была специально разработана ТМ «Ангара».
Средняя наценка на одноразовые зажигалки составляет около 50%. По словам г-на Гнатенко, пользоваться зажигалкой все равно более выгодно, нежели спичками, хотя последние намного дешевле. Качественная зажигалка потенциально рассчитана на 10-30 тыс. зажиганий. Представьте, сколько коробков спичек будет истрачено для такого же количества извлечения огня.

Как утверждают в компании «Оптима-Владивосток», зажигалки — товар сезонного спроса, как и непосредственно сам табак. Причем спрос на «огонь и дым» прямо пропорционален спросу на кофейно-чайную продукцию. Пик продаж зажигалок приходится на летние месяцы: июль, август. Всю осень, до новогодних праздников, наблюдается спад, с середины декабря до середины января объемы продаж снова растут, а затем происходит их снижение, которое заканчивается в апреле.
Основная проблема рынка зажигалок, которая в одинаковой степени волнует и продавца, и потребителя — безопасность эксплуатации. Фирменная продукция проходит очень строгий контроль: минимум ручного труда, многочисленные тестирования и использование определенных, проверенных временем сортов газа. Например, зажигалки BIC, прежде чем поступить в продажу, подвергаются более 40 тестированиям.
Что касается безымянных китайских зажигалок или подделок под продукцию известных компаний-производителей, то их безопасность гарантировать не может никто.
Игорь Гнатенко: «Сейчас подделку можно встретить под любым логотипом, так что при покупке необходимо быть предельно осторожным. В первую очередь не стоит покупать зажигалки на улице или на рынке, лучше делать покупки в солидных магазинах или табачных киосках».