Эквайринг провоцирует столкновение интересов банковского и розничного секторов. На данную проблему уже обратил внимание президент РФ Владимир Путин, который на форуме «Деловая Россия» неожиданно отметил: «Это квазиналог». Федеральная антимонопольная служба России пообещала заняться вопросом высоких комиссий. Однако добровольно-принудительное снижение процентов по «пластику» может быть невыгодно как самому ретейлу, так и клиентам кредитно-финансовых учреждений.
Эквайринг (от англ. Acquire — «приобретать, получать») — прием к оплате платежных карт в качестве средства оплаты товара, работ, услуг. Осуществляется уполномоченным банком-эквайером (англ. acquiring bank) путем установки на торговых или сервисных предприятиях (ТСП) платежных терминалов (POS-терминалов в случае традиционного торгового эквайринга, mPOS-терминалов в случае мобильного эквайринга) или импринтеров.
Проблему высоких ставок банковского обслуживания при безналичных платежах и их неравномерности для разных сегментов торговли ретейлеры обсуждают не первый год. Еще в 2016 г. бизнес (Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники, «ОПОРА России», АКОРТ, Ассоциация компаний интернет-торговли) обратился в ФАС «в связи с обстоятельствами, которые свидетельствуют о наличии признаков нарушения» в действиях международных платежных систем Visa и MasterCard. Как указывали обратившиеся, высокая стоимость работы с транзакциями является одним из главных факторов, сдерживающих развитие безналичных платежей. Кроме того, ассоциации обращали внимание регулятора на разницу в ставках межбанковской комиссии для разных торговых категорий: продовольственные товары — 1,3%, бензин — 1,2%, оплата услуг турагентства — 1%, реализация непродовольственных товаров — 1,6%. Но ФАС по итогам проверки нарушений в работе платежных систем не нашла.
То, что этот вопрос вновь поднимается на уровне президента, означает, что проблема все же существует, несмотря на позицию ФАС. По словам Виталия Дубового, совладельца сети магазинов «Домотехника», разница в размере комиссии по-прежнему остается «абсолютно необъяснимой»: для одного и того же товара, проданного разными магазинами, она может различаться кратно. Первый вице-президент ГК «В-Лазер» Сергей Митрофанов неоднократно отмечал, что банки частенько переключают тарифы в сторону увеличения в уведомительном порядке, по сути, ставя ретейл перед фактом. В этом случае торговые компании, как правило, разрывают с ними договорные отношения и переходят на обслуживание в другой, более «сговорчивый» банк.

«В специализированной электронной рознице доля безналичного расчета уже в районе 50% и продолжает увеличиваться, — отмечает Дубовой. — Если удастся снизить размер комиссии, безусловно, ретейлеры смогут сократить издержки и эффективнее сдерживать рост цен. Необходимо законодательно регулировать ставки, и каких-либо положительных решений следует достигать на уровне договоренностей. Как раз из-за огромных потерь сетевых компаний «Дилан», DNS, «Домотехника» и другие выступают с инициативой организации круглых столов, взаимодействия с депутатами в этом вопросе».
Эквайринг — один из главных резервов увеличения прибыльности «пластикового бизнеса» банков. Чем чаще и активнее владельцы карт будут использовать их для оплаты покупок и услуг, тем большую прибыль получат банки (комиссионный процент в данном случае получают и банк, выпустивший карточку, и банк, обеспечивший прием платежа). По некоторым оценкам, доля эквайринга в общем объеме доходов от «пластика» может составлять от 40 до 70%.
Сергей Михайлюков, управляющий приморским отделением банка «Открытие»: «Если говорить об общей стоимости эквайринга, то она складывается из комиссий трех посредников — банка-эквайера (в среднем около 1%), платежной системы (Visa, MasterСard, НСПК) — около 0,2–0,3% и банка — эмитента карты — примерно 0,8%. Если банк — эмитент карты и банк-эквайер — одна и та же организация, то размер комиссии для нее выходит весьма существенным».
Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) подсчитала общую комиссию за эквайринг для торговых сетей в 2018?г. — она составила около 250 млрд руб. Так, в чистых комиссионных доходах Сбербанка на эквайринг приходится более 100 млрд руб., то есть около 30%. Существенные доходы от эквайринга получают и другие крупные банки России. Эксперты подсчитали, что, используя услугу эквайринга, компании приобретают новых платежеспособных клиентов, увеличивая объем своих продаж в среднем на 20–30%. Кроме того, по статистике, средний чек по платежной карте выше наличного чека на 30–40%.
.jpg)
Как правило, банки предлагают стандартные виды эквайринга одновременно: торговый, мобильный и интернет-эквайринг. Тарифы устанавливаются индивидуально, они зависят от товарооборота и региона. Градус конкуренции на рынке довольно высок. Борьба идет как за вновь открывающиеся привлекательные объекты, так и за перераспределение уже принимающих карточные платежи торговых точек. По данным Центробанка и Росстата, еще 9 лет назад в России доля платежей банковской картой в обороте розничной торговли и сферы услуг составляла всего 5% (1,1 трлн руб.). Сегодня доля «пластикового» рынка выросла примерно до 18 трлн руб. (46%).
В пресс-службе Дальневосточного ГУ Банка России «К» пояснили, что снижение эквайринговых комиссий и комиссий банка-эмитента (интерчендж) может быть рассмотрено, но пока только в отношении социальных продуктов и услуг. «К решению этого вопроса необходимо подходить взвешенно, так как доход от таких комиссий банки направляют в том числе на развитие программ лояльности и расширение платежной инфраструктуры (сеть банкоматов и терминалов), что в целом способствует росту количества безналичных операций. Снижению общего уровня монопольного положения ряда игроков на рынке эквайринга будет способствовать развитие новых сервисов и услуг, в частности, системы быстрых платежей. СБП позволит оплачивать продукты и услуги в торговых точках не только традиционными способами (наличными или с помощью карт), но и другими способами, например, с помощью QR-кодов», — рассказали эксперты Дальневосточного ГУ Банка России.
Сергей Михайлюков: «Для банков-эмитентов законодательное ограничение приведет к снижению доходов от эмиссии, так как львиная доля стоимости эквайринга формирует доход именно эмитента карты. Прямо или косвенно это может породить пересмотр условий многих программ лояльности для держателей банковских карт в сторону их ухудшения.
Во-вторых, с точки зрения банков-эквайеров, есть потенциал к расширению рынка за счет новых мерчантов, для которых сейчас эквайринг слишком дорог. Мера может привести к росту рынка и новой конкуренции».
Денис Хренов, руководитель по развитию эквайринга Альфа-Банка: «Потенциал для снижения эквайринговых комиссий ограничен: банки уже сейчас зачастую заключают договоры на обслуживание торговых предприятий с нулевой или даже отрицательной маржинальностью, рассчитывая заработать на комплексном обслуживании клиента. При этом снижение комиссии интерчендж приведет к сокращению банками-
эмитентами объемов программ лояльности, кешбэк-программ и, возможно, увеличению платы за обслуживание карт. Также надо учитывать, что в отношении ряда товаров и услуг уже сейчас действуют специальные пониженные тарифы интерчендж от 0 до 1%. В частности, такие тарифы установлены для крупнейших продуктовых сетей, для оплаты услуг ЖКХ, мобильной телефонии, сетей заправок. Для налоговых платежей тариф обнулен.
Уменьшение эквайринговых комиссий не приведет к снижению цен для конечных потребителей. А вот лояльность может сократиться, заинтересованность людей в использовании безналичных расчетов также снизится. В среднесрочной перспективе это повлияет на охлаждение рынка безналичных платежей, сыграв, таким образом, против самих ретейлеров».