Главных участников санитарной авиации Приморья подозревают в «непорочных связях»

фото: primorsky.ru | Главных участников санитарной авиации Приморья подозревают в «непорочных связях»
фото: primorsky.ru

Пока контролирующие органы и законотворцы только констатируют недостатки системы государственных закупок, проводящихся по 44-ФЗ, общественные активисты занимаются разоблачением схем. Так, приморское региональное отделение общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» подозревает КГУАП «Пластун-Авиа» в «непорочных связях» с зарегистрированным в Артеме ООО «Гранат».

Знаменитые вертолеты Eurocopter AS 350 B3e под хозяйственным ведением КГУАП «Пластун-Авиа» будоражат небесное пространство уже четыре года и вместе с тем тревожат наблюдателей своим дорогим аппетитом бюджетных средств. Закупив их однажды за 1,5 млрд руб. по кредитной линии АКБ «Москва», на воздушные суда с тех пор топ-менеджеры краевого предприятия потратили еще 500 млн руб. Говорить о важности реального соперничества в рамках проводимых конкурентных процедур не имеет смысла. Это догма. Но по счастливой ли случайности, по фантастическому ли совпадению главным оператором освоения миллионов стало ООО «Гранат»?

Вот и проведенные три новых тендера по эксплуатации двух санитарных вертолетов не оставили никому шансов. «Оказание услуг по летно-технической эксплуатации…», «авиационные работы с целью оказания скорой специализированной (санитарно-авиационной) медицинской помощи населению Приморского края…» и «услуги по техническому обслуживанию…» будет осуществлять «Гранат». Стоимость контрактов составила 80,04 млн, 9,9 млн, и 9,9 млн руб. соответственно.

За последние четыре года «Гранату» не раз доставался «счастливый билет» от КГУАП «Пластун-Авиа». Если верить порталу zakupki.gov.ru, с 2015?г. фирма из Артема выиграла девять конкурсов по обслуживанию Eurocopter AS 350 B3e, лишь однажды уступив ООО «Уральская вертолетная компания». Общая сумма бюджетных средств, безвременно ушедших под «Гранат», за все эти годы уже превышает 400 млн руб.

Как это вышло?

В удачливость ООО «Гранат» как опытного «тендерного бойца» мало кто верит. До 2017 г. «Пластун-Авиа» работал по 223-ФЗ, то есть заключало контракты у единственного поставщика без торгов. Но даже когда «Пластун-Авиа» перешло на закупки по 44-ФЗ, победителем все равно выходило все то же ООО «Гранат».

Активисты ОНФ подозревают, что в последних конкурсах происходило некое «затачивание» документации под определенного поставщика. Так, по двум аукционам, первоначально назначенным на 30 ноября 2018 г., «Пластун-Авиа» после подачи заявок нескольких компаний сначала несколько раз менял сроки окончания приема этих самых заявок, а проведение самих аукционов сдвигал — сначала на одну неделю, затем — на две. В итоге оба аукциона были отменены, а «Пластун-Авиа» объявил новые, с другими условиями и сроками выполнения контракта. И если раньше отдельно на один аукцион могли заявляться компании, которые занимались только авиационными работами, а на другой — только техническим обслуживанием, то теперь такой участник был обязан совмещать оба этих сертификата. В результате никто, кроме ООО «Гранат», не смог соответствовать критериям, уверены в ОНФ.

Аналогичные подозрительные маневры были совершены и при проведении третьего конкурса.

Кто это?

Вертолетная компания «Гранат» была неизвестна до момента возрождения малой авиации экс-губернатором Владимиром Миклушевским. Образованная в 1999 г. компания существовала без лишнего шума, а в 2011-м неожиданно ворвалась на рынок, выполняя авиационные работы в Приморье и на острове Сахалин. Впоследствии и вовсе став представителем в Дальневосточном регионе официального дилера в РФ компании Robinson Helicopter Company (США) и компании Uralhelicom.

Ушлые активисты ОНФ и здесь нашли странные переплетения судеб в связке «Пластун-Авиа» — «Гранат». Например, директор КГУАП «Пластун-Авиа» Виталий Юшин. В 2011 г. он возглавил КГБУ «Приморская авиабаза», тогда же компания «Гранат» получила первый контракт на оказание транспортных услуг. В 2013?г. Юшин оставил пост директора «Приморской авиабазы» и уже в 2014-м стал совладельцем НКО «Ассоциация «Авиатор», другим совладельцем которой в том же году стало ООО «Гранат». Через несколько месяцев Виталий Юшин попутно возглавил КГУАП «Пластун-Авиа», а в 2015-м компания «Гранат» получила первый контракт с краевым учреждением.

С 2011 г. по 2016 г. «Гранат» вообще заключил 33 государственных контракта на предоставление тех или иных услуг с администрацией Приморья. Большая часть заказов в тот период шла через краевое государственное специализированное бюджетное учреждение «Приморская база авиационной, наземной охраны и защиты лесов» (21 раз). Компания предоставляла услуги воздушного транспорта «для выполнения лесоавиационных работ», «для предприятий и населения», «не подчиняющегося расписанию», а также отработала контракты по «перевозкам грузов воздушным транспортом нерегулярным» и «оказанию транспортных услуг на выполнение лесоавиационных работ и тренировок». Общая сумма «освоенных» через эти аукционы бюджетных рублей превышала 81 млн руб.

Еще одним активным заказчиком, выбиравшим ООО «Гранат» в качестве своего подрядчика, было краевое государственное казенное учреждение здравоохранения «Территориальный центр медицины катастроф». Здесь за период 2013–2016 гг. было проведено восемь аукционов, семь из которых касались оказания услуг для выполнения авиационных работ при оказании скорой специализированной (санитарно-авиационной) медицинской помощи населению Приморского края с января 2014 г. по июнь 2016 г. Это стоило приморской казне 16,4 млн руб.

Карма «Граната» осветлилась еще более при закупке двух вертолетов санитарной авиации. «В соответствии с договором безвозмездного пользования от 03.02.2016 г. КГУАП «Пластун-Авиа» как ссудодатель передал ООО «Гранат» как ссудополучателю во временное пользование воздушные суда: вертолет AS350В3, серийный номер 7520, и вертолет AS350B3, серийный номер 7555, с установленным дополнительным медицинским и опционным оборудованием. В 2017 г. вертолеты были переданы ООО «Гранат» в безвозмездное пользование», — говорится в отчете Контрольно-счетной палаты Приморского края за 2017 г.

Что дальше?

Свои подозрения ОНФ не раз озвучивал приморскому УФАС. Однако антимонопольный орган также с завидной регулярностью отвечал о соответствии тендеров закону.

Директор «Пластун-Авиа» Виталий Юшин дал официальный письменный комментарий по поводу претензий ОНФ к организации аукционов на техобслуживание санитарных вертолетов. В нем говорится, что основной задачей действующего законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов при госзакупках, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько «выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования». Также Виталий Юшин официально заявил, что КГАУП «Пластун-­Авиа» правомерно проводит закупки в целях организации эксплуатации вертолетов санавиации.

Сами по себе усилия топ-менеджера как-то превратить государственные закупки в дело, развивающее санавиацию, следует приветствовать. Госзакупки вообще составляют существенную часть хозяйственной жизни Приморья. Для среднего и мелкого бизнеса получение государственного контракта стало (и при сохранении нынешних тенденций останется) вершиной успеха. Но не для одной же компании?

P. S. На всякий же случай деловой еженедельник "Конкурент" обратился в соответствующие органы с официальным запросом дать правовую оценку происходящему в санавиации. Ответы обязательно будут опубликованы.

 

 

 

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ