Безвербная Елена Владимировна.
КЕМ ХОТЕЛА СТАТЬ В ДЕТСТВЕ: ученым.
ОБРАЗОВАНИЕ: ДВТИ (инженер-технолог), 1981 г.
КАРЬЕРА: преподаватель швейного училища (г. Елизово), художник-модельер, позже - технолог комбината бытового обслуживания
(пос. Приморский Камчатской обл.), частный предприниматель, директор швейного предприятия "Лэйс" (г. Владивосток).
С августа 1998 г. руководит "Службой 516".
ЖИЗНЕННОЕ КРЕДО: "Сложная проблема требует много времени, неразрешимая - чуть больше".
СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: замужем, двое детей.
ЛЮБИМЫЙ НАПИТОК: коньяк.
СРЕДСТВО ОТ СТРЕССОВ: стресс легче предупредить, чем потом устранять его последствия.
ХОББИ: чтение, в последнее время увлеклась ландшафтным дизайном.
АВТОМОБИЛЬ: Toyota Vista, 1992 г.
Не обратить внимания на Елену Безвербную невозможно даже при первой встрече. В ней есть все, что должно быть в настоящей женщине - стиль, шарм, загадка, утонченность. Окружающий ее ореол кажется еще более таинственным, когда узнаешь, что руку сегодняшней героини "персоны" пожимал сам Пьер Карден. Тогда, в 96-м, представленная Еленой Владимировной на очередном фестивале кутюрье в Париже модель выиграла главный приз. Прибавьте к уже сказанному лидерские качества, оригинальность взглядов, живой ум и внутреннюю силу, и вы поймете, как повезло с руководителем "Службе 516".
Информация помогает быть "на волне"
Свое первое в жизни дело Елена Безвербная открыла еще в конце 80-х, сразу, как только это стало возможным. Небольшая частная фирма по изготовлению швейных изделий из кожи имела успех - ее продукция пользовалась неизменным спросом, давая компании стабильный доход. Второе предприятие швейного профиля, компанию "Лэйс", Елена зарегистрировала уже во Владивостоке, когда семья Безвербных перебралась с Камчатки в Приморье.
Мысль реализовать себя в чем-то ином родилась гораздо позже. А тогда Елене казалось - это единственное, чем она может заниматься. К тому времени у нее уже был солидный опыт в швейном производстве, позволяющий рассчитать в уме любой самый сложный технологический процесс. В первые месяцы работы "Лэйс" директор, передвигаясь по городу на общественном транспорте, сама ездила по ателье, собирала по капелькам информацию о рынке и потребностях клиентов. В конце концов было решено заняться пошивом школьной формы - тема для середины 90-х очень актуальная. Безвербная открыла свой цех и пыталась наладить массовое производство одежды для школьников. Однако особого успеха эта затея не имела. В июне 1998 г. Швейное направление прекратило свое существование. Вместо него на базе фирмы "Лэйс" была создана информационная "Служба 516", сегодня известная в городе гораздо больше, чем предприятие, из которого она вышла.
- Когда бывший врач открывает частную клинику, а водитель - собственный автосервис, это выглядит вполне закономерно. Инженер-технолог в области информационного бизнеса - явление скорее удивительное, нежели привычное.
- Это только так кажется. Просто я из тех людей, которым нравится быть на шаг впереди времени. Мода - это область, где все время работаешь на опережение. Здесь, как ни в какой другой сфере деятельности, можно заниматься самовыражением и делать это ярко, красиво. Однако подобные желания больше свойственны молодости. Постепенно приходит понимание того, что для успеха в бизнесе нельзя слишком далеко забегать вперед. В противном случае товар, который ты предлагаешь, просто не найдет спроса. Информация - это как раз то, что позволяет постоянно держаться "на волне", идти в ногу со временем.
- Удалось ли вам сделать выводы из собственных ошибок?
- Пожалуй. Не бывает неприбыльных дел, есть плохо организованные. Бизнес, который делался на ощупь, пусть даже со знанием профессиональных тонкостей и технологического процесса, вряд ли мог быть успешным. Мы выпускали прекрасную, качественную продукцию. Сами ездили по школам, выступали с лекциями о пользе школьной формы, пытались продвигать свой товар, как умели. К сожалению, делалось это как-то кустарно, без грамотной стратегии. Но даже сегодня, когда наши ошибки видны мне, как следы на снегу, я считаю, что через все это обязательно нужно было пройти. И вообще я не верю в бизнесменов, которые вчера выучились, а сегодня уже преуспели. В жизни так не бывает. Сначала топчешься на месте, потом, получив необходимое количество уроков от жизни, начинаешь двигаться дальше.
- На чем сегодня зарабатывает деньги "Служба 516"?
- В основном - на размещении информации в базе данных. На сегодняшний день это самая популярная и востребованная услуга. Как раз сейчас мы начинаем раскручивать наш информационный бюллетень и платную справку.
- Информация - особый товар. Вам никогда не приходилось слышать от клиентов: "Да вы же воздухом торгуете!"?
- Приходилось, особенно поначалу. Если исходить из этого убеждения, получается следующая картина: все, что нельзя потрогать руками (реклама, консультационные услуги и тому подобное) - воздух. Кто-то до сих пор так считает. Но ведь торгуя воздухом, удержать клиента дольше десяти минут невозможно. Заказчику нужен конечный продукт, нужен результат. В последнее время мы пытаемся развивать направление маркетинговых исследований. Увы, пока это тот самый случай, когда предложение опережает спрос - рынок еще не совсем готов. Но все, что делает наша служба сегодня, она делает честно, выкладываясь до конца, - за это я могу поручиться. Мы прекрасно понимаем, что наш царь и бог - это клиент, и если мы не будем его устраивать, нам придется уйти.
- Наблюдая за тем, как работают ваши заказчики, вы многому у них учитесь?
- О, да. В некоторых случаях и тому, как не нужно работать. Порой приходится сталкиваться с парадоксальными ситуациями. Допустим, две разные компании продвигают одинаковый товар и обращаются к нам за консультацией по поводу рынка сбыта. Обоих мы обеспечиваем нужной информацией, объясняем, где данная продукция будет наиболее востребована, даем координаты. В результате у одного из клиентов тут же появляется множество новых заказчиков, а другой недоволен - дела не идут. И это при том, что изначально оба находятся в равных условиях. В чем дело? Причин может быть много. Одна из них как раз в том, что у нас в России не умеют тщательно относиться к мелочам. Мы все ждем гигантских прибылей в 100%, 200% или хотя бы 50%. Ради 3% никто даже и шевелиться не хочет. Хотя весь Запад сколачивает свои капиталы, в том числе и на сделках с маленькой прибылью.
- Вы хотите сказать, что во всем виновата наша лень-матушка?
- Не только.
У нас абсолютно не умеют работать с информацией: это касается как ее обработки, так и ее использования и подачи. Профессионально поданная информация - это когда после ее прочтения не остается никаких вопросов. К сожалению, у нас еще не знают, что это такое.
Другая извечная российская проблема в том, что мы, как это говорится у американцев, inside - все внутри себя. Фирма внутри фирмы, город внутри города. Не умеем налаживать связи, обмениваться информацией. Как говорит один очень известный в городе специалист по эргономике, провинциальное мелкотемье. Поверьте, я не хочу никого обидеть. Мы как раз думаем над тем, каким образом все это можно вывести на соответствующий уровень. Сейчас наша компания пытается сломать существующие барьеры. У нас в России и странах СНГ действует 63 информационно-аналитических службы, с каждой из них мы установили контакт. Только после того как мы сумеем открыться, раздвинуть границы собственных возможностей, можно будет говорить о каком-то качественном росте.
Главный политик компании
- Совсем недавно вы вернулись из США, где проходили месячную стажировку по программе фонда IREX "Бизнес для России". Не страшно было оставлять компанию без присмотра?
- Сейчас уже нет. Искусство менеджмента как раз и состоит в том, чтобы правильно ставить задачи и распределять обязанности. Когда управленческий механизм работает как часы, необходимости в постоянном вмешательстве генерального директора нет. Сейчас я, скорее, ощущаю себя политиком компании, а решением конкретных вопросов занимается топ-менеджмент. 12 лет назад, в самом начале своей бизнес-деятельности, я действительно фактически выполняла все обязанности в одиночку. Работала до 2-х часов ночи, уставала смертельно. Осознание того, что самой со всем справиться невозможно, пришло позже. Я постепенно училась распределять основные функции между помощниками. И вот результат - в мое отсутствие команда организовала установку и запуск станции Panasonic, которая позволяет включать линии различных городских АТС и удерживать звонки. Это событие является предметом моей гордости не только потому, что сейчас наши технические возможности возросли на порядок. Самое приятное, что с этой серьезной задачей наш менеджмент справился САМОСТОЯТЕЛЬНО.
- Америка сильно изменила ваши представления о бизнесе?
- Ну, в этом смысле Америку я для себя не открыла. Но многие вещи запали в подсознание. Сказать, что это изменило мои представления, пожалуй, нельзя. Скорее дополнило. Что именно? Отношение американцев к работе, уважение внутренних законов предприятия, на котором они трудятся. При всей демократии существующего в США строя у них на производстве действует практически полицейская система. Жесткий контроль, учет, надзор. И никто не возмущается, не растопыривает пальцы. Люди сделали свой выбор, они его уважают, ему подчиняются, и это приносит результат.
"Неудобный" сотрудник может быть полезен
- Насколько я знаю, законы вашего предприятия тоже достаточно строги. Неужели это не вызывает недовольства подчиненных?
- Нет. Дело в том, что я насильно ничего сверху не навязываю. Мы обсуждаем все нововведения с коллективом и внедряем их только лишь при условии принятия. Жесткий диктат сверху лишает права выбора. Поэтому мы обязательно объясняем, зачем нужна та или иная мера. Пока каждый из сотрудников не увидит в этом конкретной пользы, в том числе и лично для него, насаждать новшества административными методами бесполезно. Что толку, если у меня ясная голова. Надо, чтобы каждый работник имел четкое представление, что он делает, зачем и какие перспективы это ему дает. Зато как только я вижу, что люди действительно все поняли и согласились, можно начинать действовать. Вы одобрили мое решение? Значит, вы его принимаете и будете теперь играть по этим правилам. Мне не нужно ходить за подчиненными по пятам и контролировать, они все сделают сами, потому что это их выбор.
- В любой компании время от времени встречаются "неудобные" сотрудники - люди, которые выделяются из общей массы, бунтуют, действуют по своему усмотрению, а не так, как велит начальство. Как вы с ними поступаете?
- Я долго размышляла над этим вопросом. Дело в том, что я сама как раз из таких "неудобных" работников. Помню, как на Камчатке во время одной из комсомольских конференций мне пришлось выступать перед аудиторией в 600 человек. Чтобы достучаться до своих слушателей, я решила пойти на прямой контакт с залом и общалась с людьми живо, эмоционально, без обязательной по тем временам бумажки с написанной речью. В общем, сделала все, как считала нужным, а не так, как это было положено "в свете решений партии и правительства". Боже, какой потом начался скандал! Столкновения с начальством случались у меня довольно часто.
Мне хотелось расширять собственные возможности, внедрять что-то новое, а система не позволяла. Ну, зачем эта лишняя суета? Все равно мы сидим на дотациях, все равно всем платят деньги.
Мне нравятся неординарные, творческие личности. Ведь именно они способны выдвигать новые идеи, находить нестандартные решения. Поэтому когда такой человек встречается на моем пути, я обычно стараюсь повернуть его энергию и инициативу в общее русло, на благо бизнесу. Совсем другое дело, если кто-то хочет поиграть на публику, любыми способами выделиться. Сейчас я, конечно, понимаю, насколько сильно я со своими амбициями не вписывалась в рамки советской системы. Но те люди, с которыми я пыталась бороться, были государственными чиновниками. Они не могли вырабатывать свою стратегию, а должны были делать то, что им спускали сверху. Сегодня у нас в компании совсем другая ситуация. И когда мой подчиненный действительно предлагает новую идею развития бизнеса, я обязательно его выслушаю, и мы вместе обсудим, насколько она целесообразна.
- А если это "бунт ради бунта"?
- В таких случаях я просто пытаюсь объяснить, что его действия идут в разрез с интересами компании. Создать грамотное и жизнеспособное предприятие - это все равно что написать картину, которая гармонировала бы с современным пространством. Я вижу, как это следует делать, я несу ответственность за то, каким будет это полотно. Поэтому рисовать на моем холсте что-то свое недопустимо. Я стараюсь, чтобы мой подчиненный это понял. Мы должны договориться, найти общий язык, в противном случае придется расстаться. Это вовсе не значит, что человек плохой. Просто он не сумел найти себя в данной системе.
Каждый день - как последний
- У вас достаточно своеобразный взгляд на ведение бизнеса. В кругу деловых людей Владивостока вы не чувствуете себя белой вороной?
- Нет. Хотя круг людей, с которыми я могу общаться на равных, достаточно узок. Две-три подруги, мой муж... Пожалуй, если бы мы не были женаты, я обязательно сделала бы все, чтобы заполучить его в партнеры по бизнесу. При всей моей самостоятельности у нас в семье довольно четкая иерархия. В первую очередь я - жена своего мужа, и мне нравится эта роль.
- Проблема многих семей, где родители заняты бизнесом, как раз в том, что два поколения существуют в одном пространстве почти параллельно, не пересекаясь ни во взглядах, ни в совместных делах. Вы являетесь авторитетом для собственных детей?
- Надеюсь, да. Многие родители жалуются, что им не хватает времени на собственного ребенка. Это означает только одно - значит дети у вас на десятом месте после работы, и вы уделяете им внимание по остаточному принципу. Разумеется, при такой постановке вопроса его всегда будет не хватать. С другой стороны, для того чтобы нормально воспитать ребенка, совсем не обязательно тратить время на нравоучения. Дети все схватывают на лету, видят, чем вы дышите, как живете, берут с вас пример. Я горжусь своими детьми. Сын Петр - спортсмен, раньше увлекался шахматами, неоднократный победитель различных соревнований по армреслингу, дочь Катя - целеустремленная натура. Мечтает стать моделью и очень серьезно к этому готовится. Я считаю, что у нас дружная семья и всегда объясняю детям: Дом дан нам для того, чтобы мы отдыхали и набирались сил. Это за его порогом вас ждет битва, а здесь не должно быть ни ссор, ни обид.
- При всей занятости вы не разучились чувствовать вкус жизни?
- Чтобы жить полнокровной жизнью, нужно ничего не оставлять "на потом". Это ведь только кажется, что впереди у нас еще много времени и мы все успеем. Не нужно копить нерешенные вопросы, ждать, когда они соберутся в один большой клубок – старайтесь опережать события. Иными словами, перефразируя знаменитого Карлоса Кастанеду, живите так, как будто это ваш последний день. Чтобы изменить привычный ход событий, достаточно представить, что тебе отпущен какой-то маленький промежуток времени. А сколько всего еще нужно успеть! Сразу находятся силы на отложенные дела, у жизни появляются смысл, стимул. Дышать полной грудью, проживая каждый день, как последний, оказывается, это так просто и прекрасно.